Решение по иску Лютова Б.Г. к администрации г. Сочи о предоставлении земельного участка в собственность за плату



К делу №2-2904/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 29 » декабря 2011 года

Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего

С.П. Богдановича,

при секретаре

И.С. Камфенкель,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лютова Б.Г. к Администрации г. Сочи о предоставлении земельного участка в собственность за плату,

У С Т А Н О В И Л:

Лютов Б.Г. первоначально обратился в суд с иском к Администрации г. Сочи и Сочинскому филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 50000 кв.м. с кадастровым , расположенного в п. Вардане Лазаревского района г. Сочи, по состоянию на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость данного земельного участка, равную рыночной стоимости в размере 159750000 рублей из расчета удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м. в размере 3195 рублей; обязать Сочинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр объектов недвижимости соответствующие изменения в сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, а департамент имущественных отношений администрации г. Сочи заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, установив выкупную стоимость в размере 3993750 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником объектов незавершенных строительством, расположенных по <адрес>. Постановлением администрации г. Сочи №2031 от 07.10.2011 года ему предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 50000 кв.м. под кадастровым и 19.10.2011 года заключен договор аренды для завершения строительства пионерского лагеря на 500 мест. Постановлением администрации г. Сочи от 28.11.2011 года №2399 земельному участку изменили вид разрешенного использования на «отдельно стоящие жилые дома на одну семью». При обращении в Сочинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка и установлении в отношении него рыночной стоимости ему в этом было отказано. При обращении в департамент имущественных отношений администрации г. Сочи с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи этого земельного участка ему в этом также было отказано.

Истец Лютов Б.Г., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил. Его представитель Таранов С.В. сообщил, что Лютов Б.Г. желает участвовать в деле через своего представителя.

В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Лютова Б.Г.

Представитель истца Лютова Б.Г. по доверенности – Таранов С.В. в судебном заседании доводы иска поддержал, требования уточнил и просил обязать администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи заключить с Лютовым Б.Г. договор купли-продажи земельного участка площадью 50000 кв.м. с кадастровым с разрешенным использованием – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного в <адрес>, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 4070000 рублей, что соответствует рыночной стоимости земельного участка согласно выводам эксперта. Полагал необоснованным отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность за плату на том основании, что он находится в пределах территориальных границ города-курорта Сочи. В связи с этим указал, что все земельные участки, находящиеся по смежеству с испрашиваемым Лютовым Б.Г. земельным участком, оформлены в собственность и это обстоятельство подтверждается данными ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка была определена организацией, привлекаемой для выполнения аналогичных работ администрацией, в связи с чем не может вызывать сомнений в своей достоверности.

От исковых требований понудить Сочинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр объектов недвижимости изменения о кадастровой стоимости земельного участка Таранов С.В. в судебном заседании отказался, в связи с чем производство по делу в этой части определением суда от 29.12.2011 года было прекращено.

Представитель администрации г. Сочи по доверенности – Полозова Е.И. в судебном заседании просила принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит требования Лютова Б.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года, правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Учитывая указанные разъяснения, суд полагает, что заявленные Лютовым Б.Г. требования надлежит рассматривать в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку его обращение в суд было связано с получением им письменного ответа департамента имущественных отношений администрации об отказе в удовлетворении его заявления о предоставлении ему земельного участка (письмо департамента имущественных отношений администрации от 25.11.2011 года №02-05-17/15680), с которым он не согласен.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В п.п. 25 и 27 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 года также разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения.

Судом установлено, что в соответствии с договором купли продажи от 15.10.2010 года, решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 15.11.2010 года и выданными на их основании свидетельствами о государственной регистрации прав, Лютов Б.Г. является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по <адрес>: нежилого корпуса литеры «А», «под А» общей площадью застройки 443,8 кв.м. степенью готовности 13%; нежилого корпуса литеры «Б», «под Б», «над Б» общей площадью застройки 443,8 кв.м. степенью готовности 41%; нежилого спального корпуса литеры «В», «под В» общей площадью застройки 199,64 кв.м. степенью готовности 46%.

На основании постановления администрации г. Сочи от 07.10.2010 года №2031 и договора аренды за , заключенного 19.10.2011 года между администрацией города с одной стороны и арендатором Лютовым Б.Г. с другой стороны, земельный участок площадью 50000 кв.м. под кадастровым , расположенный <адрес>, был предоставлен Лютову Б.Г. для завершения строительства пионерского лагеря на 500 мест в пользование на условиях аренды на срок до 07.10.2014 года с момента государственной регистрации этого договора.

Выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.11.2011 года №46/098/2011-027 подтверждается, что собственником этого земельного участка является муниципальное образование г. Сочи, а названный договор аренды зарегистрирован 01.11.2011 года за регистрационным .

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.07.2011 года указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 23:49: 0121003:1033. Этот земельный участок входит в состав земель населенных пунктов с разрешенным использованием – строительство пионерского лагеря на 500 мест.

Постановлением администрации г. Сочи от 28.11.2011 года №2399 уточнен вид разрешенного использования земельного участка как «отдельно стоящие жилые дома на одну семью». Соответствующие изменения были внесены и в сведения государственного кадастра недвижимости, что подтверждается выпиской от 02.12.2011 года за .

Также установлено, что 26.10.2011 года Лютов Б.Г. обратился в департамент имущественных отношений администрации г. Сочи с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность за плату.

Письмом департамента от 25.11.2011 года №02-05-17/15680 Лютову Б.Г. было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», то есть по тому мотиву, что испрашиваемый заявителем земельный участок ограничен в обороте, так как находится на территории города-курорта Сочи и поэтому входит в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов, в связи с чем отчуждению не подлежит. Согласно письма вывод об отнесении испрашиваемого земельного участка к особо охраняемым природным территориям и объектам был сделан на основании распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 года №591-р, ст.ст. 27 и 94 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и п. 6 ст. 2 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

Однако, находя требования Лютова Б.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд учитывает вышеизложенное и исходит из нижеследующего.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в кадастровом квартале . Суду предоставлены соответствующие выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выписки из государственного кадастра недвижимости, согласно которым, смежные земельные участки, расположенные в том же кадастровом квартале зарегистрированы на праве собственности за физическими лицами.

Изложенное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о надуманности и необоснованности доводов администрации об отнесении испрашиваемого истцом земельного участка к объектам, ограниченным в обороте, и невозможности предоставления такового в собственность истцу, так как смежные земельные участки также находятся на территории г. Сочи, однако собственность на них никак ограничена не была.

Кроме того, суд находит незаконными доводы администрации о том, что испрашиваемый земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям и объектам, в связи с чем не подлежит отчуждению. Приходя к такому выводу, суд учитывает, что распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 года №591-р утратило силу в силу распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 года №685-р.

В свою очередь из ст. ст. 27 и 94 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п. 6 ст. 2 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях», прямо не следует, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям. Иных доказательств тому, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, суду представлено не было, в то время как в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемого решения возлагаются на орган, принявший это решение.

Как следует из ст. 3 Федерального закона РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

В силу п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктами 1, 1.1 и 1.2 ст. 36 Земельного кодекса установлено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами местного самоуправления. Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость.

В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.

Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о принадлежности на праве собственности истцу недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом им земельном участке, о фактическом предоставлении этого участка истцу в аренду, а также перечисленные выше законоположения, указывают о наличии у истца законного права требовать предоставить данный участок в его собственность за плату.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктом 8 постановления главы г. Сочи от 27.05.2009 года №179 «О делегировании отдельных полномочий администрации г. Сочи» установлено, что заключение договоров купли-продажи земельных участков от имени администрации г. Сочи и ее территориальных органов осуществляет департамент имущественных отношений администрации г. Сочи.

Учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела, а также требования действующего законодательства, принимая во внимание, что доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд ответчиком не представлено, суд находит незаконным и необоснованным оспариваемое истцом решение, а его требования о предоставлении земельного участка подлежащими полному удовлетворению.

Удовлетворяя требования об установлении выкупной стоимости земельного участка, суд учитывает, что размер рыночной стоимости подтвержден экспертным заключением №8С/ОЗ-2011 от 25.10.2011 года, составленным ООО «Бизнес Оценка», согласно которому рыночная стоимость испрашиваемого истцом земельного участка составляет 4070000 рублей. Данное экспертное заключение не оспаривалось в судебном заседании представителем администрации г. Сочи, в связи с чем принимается судом в качестве доказательства доводов иска о размере рыночной стоимости названного земельного участка. Приходя к выводу о достоверности данного заключения, суд учитывает также, что оно исходит от лица, привлекаемого (согласно представленных суду муниципальных контрактов) администрацией для выполнения подобного рода оценок. При этом суд также полагает, что удовлетворение иска и в части установления выкупной стоимости земельного участка необходимо в целях обеспечения исполнения решения суда об удовлетворении требований истца о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату. Такое решение будет способствовать исполнению судебного акта, поскольку из материалов дела прямо следует, что администрация фактически уклонилась от исполнения требований законодательства по надуманным основаниям, а также применив при рассмотрении обращения гражданина недействующее более чем шесть месяцев распоряжение Правительства РФ №591-р.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Лютова Б.Г. к Администрации г. Сочи о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка и установлении выкупной стоимости земельного участка - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Сочи в лице Департамента имущественных отношений Администрации г. Сочи заключить с Лютовым Б.Г. договор купли-продажи земельного участка площадью 50000 кв.м. с кадастровым , относящегося к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием – отдельно стоящие жилые дома на одну семью, расположенного в <адрес>, установив выкупную стоимость этого земельного участка в размере 4070000 рублей.

Мотивированное решение суда составлено 10 января 2012 года.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: С.П. Богданович

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда г. Сочи С.П. Богданович

-32300: transport error - HTTP status code was not 200