Решение по иску о признании права собственности на супружескую долю в совместном нажитом имущества



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2010 года           Лазаревский районный суд г. Сочи

                               Краснодарского края в составе:

судьи                              Даракчяна А.А.

при секретаре                      Ясюк Л.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Вороновой Г.К. к Вороновой Х.Е. о признании права собственности на супружескую долю в совместном имуществе,

                      У С Т А Н О В И Л:

     Истица обратилась в суд с иском и просит признать за ней право собственности на 1/2 долю земельного участка общей площадью 0,07 га, и право собственности на 1/2 долю жилого дома, расположенного по ул. <адрес> в <адрес>; признать за ней право на обязательную 1/6 долю в наследстве, оставшемся после смерти В.Н.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ,    обязать Лазаревский отдел г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю зарегистрировать за ней право собственности на указанное имущество, взыскав с ответчицы судебные расходы. В обоснование иска ссылается на то, что она состояла с В.Н.С. в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют двух детей: сына <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сына <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения. За период брака они приобрели вышеуказанное имущество: жилой дом <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, расположенное на земельном участке площадью 700 кв.м., которое было оформлено на мужа - В.Н.С. За время совместной жизни они начали строительство нового дома литер «В», однако достроить его не смогли. Чтобы продолжить строительство дома, решили продать часть земельного участка. Для облегчения продажи части участка они фиктивно расторгли брак, продолжая жить совместно и вести общее хозяйство. Однако оформить сделку по отчуждению части имущества не смогли, так как муж заболел и ДД.ММ.ГГГГ умер. Она, являясь нетрудоспособной, и находясь на иждивении у наследодателя на момент его смерти, имеет право на обязательную долю в наследстве, оставшемся после смерти бывшего супруга, в размере 1/6 доли в наследственном имуществе.

    В судебном заседании истица Воронова Г.К. и ее представитель Бакутина С.Н. поддержали исковые требования, пояснив, что истица с мужем расторгли брак фиктивно, для оформления за каждым по 1/2 доли земельного участка, чтобы продать половину участка и достроить новый дом, но не успели продать участок, так как муж умер. После расторжения брака они продолжали жить вместе, вели совместное хозяйство. У истицы был земельный участок в <адрес>, который она продала и деньги вложила в строительство нового дома. При жизни муж оставил завещание в пользу своей внучки, но об этом она узнала после того, как стала оформлять наследство. Считает, что истица имеет право на супружескую долю. Земельный участок по ул. <адрес> принадлежал В.Е.Н. на праве пожизненного наследуемого владения.

     Представитель ответчицы – Гапеев Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что брак между истицей и В.Е.Н. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ не фиктивно. При жизни В.Е.Н. говорил внучке, что они с истицей надоели друг другу, поэтому расторгли брак. Истице было известно о том, что В.Е.Н. составил завещание в пользу внучки.

    Представитель третьего лица Ф.Ю.Н.. – В.Е.Н. в судебном заседании с иском согласен и пояснил, что истица – его мать. Его брат - Ф.Ю.Н. является инвалидом и имеет право на обязательную долю. Он проживал вместе с родителями, и о том, что они развелись, он узнал лишь после смерти отца.

    Нотариус Сочинского нотариального округа Бертлин О.Г. в судебном заседании оставляет разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что в нотариальную контору обратились бывшая жена и сыновья В.Н.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истице было отказано в приеме заявления, поскольку брак между ней и умершим расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ детям умершего – В.Е.Н. и Ф.Ю.Н. было направлено сообщение, что они не имеют права на долю в наследстве, поскольку все свое имущество умерший завещал внучке - Вороновой Х.Е. В связи с наличием спора, свидетельство о праве на наследство не выдавалось. Обязательная доля Ф.Ю.Н., как инвалида, предусмотрена законодательством.

     Проверив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

      Согласно справке выданной ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГСа Лазаревского района г. Сочи, стороны состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Лазаревского района г. Сочи.

ДД.ММ.ГГГГ В.Н.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти , выданный ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Лазаревского района г. Сочи.

Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за , В.Н.С. все свое имущество завещал внучке – Вороновой Х.Е. (л.д.13).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (п. 2 ст. 39 Семейного кодекса РФ). Срок исковой давности истицей не пропущен.

     Судом установлено, что домовладение и земельный участок являются совместной собственностью супругов Вороновых, приобретенной в период брака, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), поэтому исковые требования Вороновой Г.К. в части признания за ней права собственности на 1/2 долю указанного жилого дома и 1/2 долю земельного участка площадью 700 кв.м. по ул. <адрес> в <адрес>, подлежат удовлетворению.

    В то же время суд не находит оснований для признания за истицей права на обязательную 1/6 долю в наследстве, оставшемся после смерти В.Н.С.

В соответствии со ст. 1148 ГК РФ.

Доводы истицы, что она находилась на иждивении наследодателя, необоснованны, поскольку брак между ней и В.Н.С. расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ.

Как показали свидетели Х.Л.В. и Л.В.И., истица и В.Н.С. до смерти последнего проживали совместно, и о расторжении брака между ними им не было известно. Однако факт проживания в одном домовладении не свидетельствует о нахождении истицы на иждивении Воронова, который сам был пенсионером и инвалидом 1 группы.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Вороновой Г.К. право собственности на 1/2 долю домовладения и 1/2 долю земельного участка, расположенного по адресу: ул. <адрес>, в <адрес>, в остальной части иска отказать.

Решение является основанием для регистрации в Лазаревском отделе г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю права собственности за Вороновой Г.К. на указанное имущество,

     Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.

     Судья Лазаревского

     райсуда г. Сочи                              А.А. Даракчян