Решение по иску о признании бездействия органа местного самоуправления



            К делу

                                               РЕШЕНИЕ

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2010 года

Судья Лазаревского районного суда г.Сочи                                          Павлова О.Ю.

С участием пом. прокурора Лазаревского района г.Сочи              Самарского А.В.

при секретаре                                                                                      Свиридовой Г.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес> к администрации г.Сочи, третье лицо ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

                               УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Лазаревского района г.Сочи Мельников Д.Г. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации г.Сочи, выразившееся в неприятии мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций по <адрес>, <адрес>, о возложении на администрацию муниципального образования г.Сочи обязанности проведения ремонта городской системы ливнеотведения по вышеуказанному адресу для предотвращения более масштабных негативных последствий.

В обоснование своих требований указал, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Зубовой Н.М., расположенный по адресу: <адрес> начиная с 2002 года до настоящего времени, после выпадения обильных осадков, подвержен стихийным затоплениям мощными потоками воды, сходящими со склона горы, из-за нарушенной городской системы ливнеотвода. Указанный земельный участок находится в зоне разгрузки постоянного водотока, сформированного поверхностными и подземным стоком ливневых и подземных вод со всей застроенной индивидуальными жилыми домами нагорной части склона. Этот водосток сбрасывается к границам участка Зубовой Н.М. с очень большой площади водосброса по несовершенной, захламленной, нерасчищаемой и неремонтируемой системе ливнеотводящих лотков и канав, созданных в прошлом столетии. В результате выпадения обильных осадков, у дома <адрес>, разрушены все существовавшие надворные постройки, снесен весь сад, из землепользования выведена почти половина земельного участка, создалась реальная угроза размыва водотоками площадки и разрушения дома Зубовой Н.М.

В судебном заседании пом.прокурора Самарский А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что ремонт городской системы ливнеотведения по <адрес> должен быть проведен безотлагательно вдоль всего <адрес> и доведен до русла реки <данные изъяты> для предотвращения более масштабных негативных последствий.

Зубова Н.М. в судебном заседании пояснила, что она на протяжении многих лет обращается в администрацию Лазаревского района г.Сочи с заявлениями о предотвращении стихийных последствий и обустройству отводов ливневых вод по <адрес>, но получает лишь отписки и устные обещания, которые на деле не выполняются.

Представитель администрации г.Сочи по доверенности Мишина В.Ю. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Лазаревского района г.Сочи вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате неблагоприятных погодных условий в период 9-12 мая 2009 года на территории Лазаревского района г.Сочи». На письмо администрации Лазаревского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой рассмотреть возможность включения в план на 2009-2010 года работы по капитальному ремонту сетей водоотведения в <адрес> по <адрес> <адрес>, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ из Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи, что в рамках целевой программы «Программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2009-2011 годы на 2010г. по статье «коммунальное хозяйство» не предусмотрено финансирование данных мероприятий. В случае возникновения профицита бюджета в 2010 году, управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи будет рассмотрен вопрос о выполнении работ по капитальному ремонту сетей водоотведения по <адрес>.

Представитель ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, причины не явки не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, фотографии, полагает, что исковое заявление прокурора в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Зубова Н.М. обратилась к прокурору Лазаревского района г.Сочи с просьбой оказать содействие и помощь по поводу бездействия администрации г.Сочи.

Ранее Зубова Н.М. неоднократно обращалась в администрацию Лазаревского района г.Сочи и администрацию г.Сочи ( с 2002 года по 2009 год) с просьбой отремонтировать нарушенную систему ливнеотвода.

Факт принадлежности земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес> Зубовой Н.М. подтверждается исторической справкой, и свидетельствами о регистрации права.

Согласно заключения об оползневой обстановке на склоне домовладения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что участок находится в зоне разгрузки постоянного водотока, сформированной системой ливнеотводящих лотков и канав с большой площадью водосброса. В дождевой период года дебит водотока в среднем с меженным увеличением многократно. На склоне под воздействием мощного паводкового водотока активизируется и значительно увеличится в размерах оползневой очаг в 10,0-12,0м. от дома. Головная стенка срыва его протянулась вдоль верхней границы усадебного участка. Ширина активного оползневого очага 15-18м., мощность смещающихся глинистых пород 1,8-2,0 м. Оползнем провалены и смещены вниз по склону несколько деревьев, разрушено бетонное ограждение участка, разрушены некоторые дворовые постройки. На территории домовладения четко прослеживаются срывы и трещины оползневого характера.

Так же данный участок периодически затапливается при прохождении обильных затяжных дождей. Причиной этому служит грубое нарушение регулирования русла ручья. Регулирование ручья трубами проводилось жильцами <адрес> самопроизвольно, диаметр этих труб не обладает достаточной водопропускной способностью. На участке <адрес> русло ручья заилено, завалено мусором. На основании изложенного были сделаны следующие выводы и рекомендации:

- причиной активации оползневого процесса – эрозия мощным водотоком бортов и днища вреза у дома по <адрес>;

- оползневая обстановка в границах участка достаточно сложная. Без надлежащего регулирования поверхностного стока в границах села повторная активизация оползневого очага неизбежна. При новых смещениях и разрастании оползня вверх по склону и в бортах, возможно развитии деформации и конструкции дома и дворовых построек.

-для стабилизации оползневого процесса в районе дома необходимо разработать и выполнить восстановление, ремонт ливнеотводящей сети на протяжении 300м.

-у дома <адрес> в обязательном порядке необходимо расчистить, разгородить ливнеотводящие канавы.

-проект мероприятий по инженерной защите территории должен быть разработан специализированной организацией и должен основываться на данных инженерно-геологических изысканий, выполненных с учетом, развившегося оползневого очага.

Как усматривается из письма главы администрации Лазаревского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в администрацию г.Сочи письмо с информацией, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Лазаревского района г.Сочи вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате неблагоприятных погодных условий в период 9-12 мая 2009 года на территории Лазаревского района г.Сочи». Совместно с МУ «Управление по делам ГО и ЧС г.Сочи», председателем ТОС <адрес> осуществлен выезд на место. По результатам обследования ФГУП «УБПР г.Сочи» выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ «Об инженерно-геологической обстановке у границ площадки дома Зубовой Н.М. по <адрес>» первоочередными мерами по предупреждению и ликвидации сложившейся ситуации служит модернизация устаревших ( местами отсутствующих) водоотводных лотков. Необходимо рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по проектировке- и строительству водоотводных сетей по <адрес> в <адрес>. В соответствии с вышеизложенным, просили их рассмотреть возможность включения в план на 2009-2010 годы работы по капитальному ремонту сетей водоотведения в <адрес> по указанным лицам. Однако мер по ликвидации последствий затопления не принято по настоящее время.

В соответствии с п.8 ч.ч.1 ст.16 ф.з. от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.8 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования города-курорта Сочи к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах г.Сочи.

Бездействие администрации г.Сочи свидетельствует о нарушении требований ч.2 ст.11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение, осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов российской Федерации.

Администрация г.Сочи должна осуществлять финансирование расходов, в том числе и на благоустройства Лазаревского района.

Из заявления Зубовой Н.М., заключения МИНРЕГИОН России усматривается, что неблагоприятная ситуация создается именно из-за природных катаклизмов (ливневые дожди, способствующие активным оползневым процессам. Смещению грунта, уничтожению построек). Администрация Лазаревского района г.Сочи обращалась к Главе г.Сочи, именно по поводу содействия в финансировании работ по ликвидации оползневого процесса, но до настоящего времени ситуация не изменилась.

Согласно Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 года № 57, Управление не осуществляет функции строительства. Строительство тех или иных объектов, в том числе сетей водоснабжения и водоотведения, осуществляет управление капитального строительства администрации г.Сочи.

Поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п.8 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования г-к Сочи, администрация г.Сочи обязана осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах г.Сочи, то суд возлагает обязанность устранить допущенные нарушения путем финансирования расходов по проектировке и строительству водоотводных сетей по <адрес> в <адрес> для предотвращения негативных последствий.

Возлагать обязанность на администрацию г.Сочи по проведению ремонта городской системы ливнеотведения в <адрес> у суда нет оснований, поскольку это не относится к ее компетенции.

Ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что бездействие органа местного самоуправления нарушаются права Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес>, гарантированные законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах Зубовой Н.М. и неопределенного круга лиц – населения <адрес> к администрации муниципального образования город-курорт г.Сочи, третье лицо ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г.Сочи» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города-курорта Сочи, выразившиеся в непринятии мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций по <адрес> г.С очи.

Обязать администрацию г.Сочи устранить допущенные нарушения путем осуществления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу финансирования расходов по проектировке и строительству водоотводных сетей по <адрес> для предотвращения более масштабных негативных последствий.

В части удовлетворении заявления о возложении на администрацию муниципального образования города-курорта Сочи обязанности проведения ремонта городской системы ливнеотведения по <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лазаревский райсуд г. Сочи в течение 10 дней.

Судья Лазаревского

Районного суда г.Сочи                                                                               О.Ю. Павлова

Копия верна:                                                            Судья Павлова О.Ю.