Решение по жалобе Капусты С.Д. на постановление Департамента Росприроднадзора по ЮФО РФ по делу об административном правонарушении



РЕШЕНИЕ

ИМЕННЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года Лазаревский районный суд города Сочи

Краснодарского края, в составе:

Судьи Трухан Н.И.

При секретаре Тарасовой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Капусты С.Д. на Постановление Департамента Росприроднадзора по ЮФО РФ от 12.04.2011г. №0087/4/2011 о привлечении к административной ответственности ООО «Спектр» по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Департамента Росприроднадзора по ЮФО РФ от 12.04.2011г. №0087/4/2011 ООО «Спектр» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере девятисот тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой на данное постановление, просил суд признать его незаконным и отменить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что 18.02.2011 г. Департаментом Росприроднадзора по ЮФО составлен Акт натурного обследования территории склада инертных материалов ООО «Спектр», расположенного в п. Аше Лазаревского р-на г. Сочи. Как указано работниками Департамента Росприроднадзора по ЮФО, при обследовании территории у предприятия имеется ряд административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом подтверждения (объяснения и документы) факта данного правонарушения отсутствуют.

Кроме того Заявитель полагает, что при проведении проверки нарушены его права, поскольку он не имел возможность обеспечить свое личное присутствие, так и участие другого представителя, при рассмотрении данного административного материала для предоставления своих мотивированных возражений и документов, отсутствующих в административном материале. Постановление об административном наказании вынесено в отсутствие доказательств правонарушения ООО «Спектр». В связи с чем, заявитель считает, что Постановление об административном наказании подлежат отмене, а производства по делу прекращению.

Заявителем предоставлен заключенный с ООО «Вода и канализация» договор на отпуск питьевой воды от 08.01.2011 г. По объяснениям заявителя водоснабжение предприятия осуществляется только по вышеуказанному договору. Указанная в Акте места обследования скважина находится за пределами территории предприятия, не является рабочей, во владении и пользовании ООО «Спектр» не находится.

Таким образом, заявитель полагает, что указанные нарушения в постановлении им не совершались.

В судебном заседании заявитель требования, указанные в жалобе поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения слушания по делу, уведомлен надлежащим образом. Ходатайства об отложении дела не заявил. Возражений по доводам жалобы не заявил.

Суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие представителя Росприроднадзора по ЮФО, по представленным в суд материалам.

Спор подлежит рассмотрению в районном суде т.к. согласно п.е) ч.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях», дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (части 1 и 2 ст.23.1 КОАП РФ) и не указанных в абзаце третьем части 3 ст. 23.1 КОАП РФ, подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а так же гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями).

Судом установлено, что Постановлением Департамента Росприроднадзора по ЮФО РФ от 12.04.2011г. №0087/4/2011 ООО «Спектр» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере девятисот тысяч рублей.

По мнению административного органа, ООО «Спектр» допустил нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившееся в пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Так, в нарушение требований статей 11,23 ФЗ №2395-1 «О недрах» на территории ООО «Спектр» должностными лицами административного органа 18.02.2011 года было обнаружено осуществление водоснабжение для производства бетона из скважины, расположенной в 10 метрах от забора земельного участка ООО «Спектр».

Данные нарушения подтверждаются Актом обследования от 18.02.2011г. №б/н.

Между тем, статьей 1 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года определено, что данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.

Согласно статье 2 данного Закона государственный контроль (надзор) является деятельностью уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Также в соответствии с данной статьей Закона мероприятие по контролю это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

Также проверка это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

Статьями 9, 10 данного Закона определяются предмет, основания, вид, срок проведения проверки.

Так, в соответствии со статьей 10 данного Закона основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела проверка ООО «Спектр» проводилась на основании Приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО №82 от 31.01.2011 года и №272 от 28.02.2011 года в соответствии с которым, должностными лицами Росприроднадзора следовало провести проверку водоохранных зон рек Большого Сочи (от истока до устья) в том числе рек: Сочи, Шахе, Псезуапсе.

Река Аше, в русле которой расположен объект заявителя, в списке данного Приказа не указана.

Так согласно статье 20 Закона к грубым нарушениям относятся отсутствие оснований для проведения плановой (внеплановой) проверки в отношении юридического лица.

Таким образом, должностным лицом Росприроднадзора незаконно была проведена проверка, вследствие чего, согласно статьи 20 Закона, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи28.1 КоАП РФ, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Согласно статье 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Как следует из материалов административного дела, нарушения требований законодательства отражены только в акте натурного обследования б/н от 15.03.2011г.

Таким образом, у административного органа отсутствовали основания проведения административного расследования.

Кроме того, согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с законодательством.

Также статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В нарушении указанных требований Закона, должностным лицом административного органа не направлена копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, чем нарушены права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Также, согласно данной статье лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, из представленных материалов следует что 08.01.2011 г. заявителем с ООО «Вода и канализация» заключен договор на отпуск питьевой воды. Водоснабжение предприятия осуществляется только по вышеуказанному договору. Указанная в Акте места обследования скважина находится за пределами территории предприятия, не является рабочей, во владении и пользовании ООО «Спектр» не находится.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд считает обоснованным заявленное в жалобе требование об отмене Постановления № 0087/4/2011 от 12.04.2011г. о назначении административного наказания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.3, ч. 2, 30.7 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Капуста С.Д. удовлетворить.

Постановление Департамента Росприроднадзора по ЮФО РФ от 12.04.2011г. №0087/4/2011 о привлечении к административной ответственности ООО «Спектр» по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ отменить, производство по данному административному делу прекратить.

На Решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Лазаревский районный суд г. Сочи в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Трухан Н.И.

Копия верна:

Председатель

Лазаревского районного

Суда города Сочи Трухан Н.И.