Дело (Номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сочи
(Дата обезличена) г.
Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сочи в интересах СОИСТЕЦ1 и СОИСТЕЦ2 к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с иском в интересах СОИСТЕЦ1 и СОИСТЕЦ2 к администрации г.Сочи, в котором просит обязать ответчика предоставить последним во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сочи ФИО4 заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что прокуратурой г.Сочи проведена проверка по заявлению СОИСТЕЦ1 и СОИСТЕЦ2 о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что они зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в квартире (Номер обезличен) дома (Номер обезличен) по (...) Центрального района г.Сочи. Указанная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, включена в состав имущества муниципальной казны города-курорта Сочи. Согласно акту межведомственной комиссии при администрации Центрального района г.Сочи указанный жилой дом имеет износ 74 %, не пригоден для проживания, практически не имеет фундамента, стены и перекрытия деревянные, прогнившие. Внутренняя и наружная штукатурка осыпается, стены и потолки в квартирах и местах общего пользования покрыты пятнами влаги и грибком, полы прогнили и проваливаются. Санитарно-техническое оборудование находится в крайне неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт данного жилого дома не целесообразен, требуется расселение жильцов этого дома. Однако, как указывает прокурор, несмотря на то, что многоквартирный жилой дом (Номер обезличен) по (...) Центрального района г.Сочи в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, органами местного самоуправления до настоящего времени не принято мер по обеспечению граждан, проживающих в квартире (Номер обезличен) указанного дома, другим благоустроенным жилым помещением по договору социального найма. По этим основаниям заявитель просит обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В судебном заседании соистец СОИСТЕЦ1 поддержала доводы прокурора г. Сочи и просили иск удовлетворить. Пояснила, что жилой дом (Номер обезличен) по (...) в г. Сочи и занимаемая ею квартира в данном доме непригодны для проживания, признаны аварийными, в связи с чем создают реальную угрозу жизни и здоровью жильцов. Полагают, что администрация г. Сочи не принимает никаких мер по их отселению из аварийного жилья, не выполняет городскую жилищную программу, чем нарушает их конституционное право на обеспечение благоустроенным жильем.
Представитель ответчика - администрации города Сочи в судебном заседании исковые требования не признала. Не отрицала, что постановлением главы администрации Центрального района горда Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) утвержден акт обследования жилого дома по (...) в г. Сочи, в соответствии с которым указанный дом признан ветхим и непригодным для проживания, производство капитального ремонта данного дома нецелесообразно. Постановлением Главы города Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) утверждено указанное постановление главы администрации Центрального района города Сочи. Однако граждане, зарегистрированные в квартире (Номер обезличен) по (...) в г. Сочи, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи не состоят. Администрация г. Сочи не имеет достаточных материальных средств в городском бюджете и свободного муниципального жилого фонда для отселения жильцов указанного дома в благоустроенные жилые помещения на условиях социального найма. Решением Городского собрания г. Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) утверждена городская целевая программа «Жилище», которой предусмотрено переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет финансирования из средств краевого и муниципального бюджетов, а также собственных средств предприятий. Однако из-за отсутствия финансирования указанной программы «Жилище» переселение граждан не осуществлялось. Администрация г. Сочи не имеет достаточных материальных средств в городском бюджете и свободного муниципального жилого фонда для отселения жильцов указанного дома в благоустроенные жилые помещения на условиях социального найма. Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит и жилой дом по (...). Для последующего включения указанных аварийных домов в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. (Дата обезличена) года список этих домов направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. После получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства жильцы аварийных домов на территории г. Сочи будут обеспечены благоустроенным жильем на условиях социального найма. Полагает, что администрацией г. Сочи приняты исчерпывающие меры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Сочи не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом, в связи с чем его неявка не является препятствием к рассмотрению данного спора по существу.
Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Как следует из материалов дела СОИСТЕЦ1 и СОИСТЕЦ2 зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в квартире (Номер обезличен) дома (Номер обезличен) по (...) Центрального района города Сочи.
Указанная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, включена в состав имущества муниципальной казны города-курорта Сочи.
Многоквартирный дом (Номер обезличен) по (...) Центрального района г.Сочи длительное время является непригодным для проживания.
Актом межведомственной комиссии при администрации Центрального района г.Сочи от (Дата обезличена) г. обследования жилого дома (Номер обезличен) по (...) в Центральном районе г. Сочи установлено, что указанный дом не пригоден для проживания, капитальный ремонт его не целесообразен, требуется расселение жителей.
Комиссией установлено, что жилой дом (Номер обезличен) по (...) в Центральном районе г.Сочи имеет износ 74%, решением Сочинского горисполкома от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) данный жилой дом признан ветхим, а решением исполкома Центрального района горда Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) - аварийным, решениями Сочинского горисполкома от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) и от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) предусмотрено отселение граждан из вышеуказанного дома. Дом практически не имеет фундамента, стены и перекрытия деревянные, прогнившие. Внутренняя и наружная штукатурка осыпается, стены и потолки в квартирах и местах общего пользования покрыты пятнами влаги и грибком, полы прогнили и проваливаются. Санитарно-техническое оборудование находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Дом пришел в полную непригодность для проживания жильцов.
Акт межведомственной комиссии при администрации Центрального района города Сочи (Дата обезличена) года утвержден постановлением главы администрации Центрального района горда Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен), которое утверждено Постановлением Главы города Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен).
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу требований ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Таким образом, жильцы квартиры (Номер обезличен) дома (Номер обезличен) по (...) в г. Сочи имеют право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма муниципальным образованием город-курорт Сочи.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома аварийным.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, указанный Закон устанавливает основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона для достижения указанных целей Фонд безвозмездно осуществляет возложенные на него функции, в частности, рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии, в частности, наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. 14 Закона).
Согласно ст. 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда с указанием способов такого переселения.
В соответствии с указанным Законом высшее должностное лицо субъекта РФ подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта РФ лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. К заявке прилагаются: региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; копии нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Рассмотрение Фондом заявок субъектов РФ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.
Материалами дела подтверждается, что администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит и дом (Номер обезличен) по (...).
Решением Городского Собрания г.Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) утверждена городская целевая программа «Жилище», которой, в частности предусмотрено обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде путем улучшения их жилищных условий и предоставления для этих целей не менее 219,6 тыс.кв.м жилых помещений.
По данным Управления по финансам, бюджету и контролю администрации г. Сочи в соответствии с решениями Городского Собрания Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) «О бюджете города Сочи на 2009 год» и от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) «О бюджете города Сочи на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на реализацию мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках городской целевой программы «Жилище» в 2009 и 2010 годах средства бюджета города Сочи не предусмотрены.
Муниципальным образованием город-курорт Сочи сформирован пакет документов и (Дата обезличена) года список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в адрес Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления принял все необходимые и предусмотренные законом меры для разрешения вопроса о переселении граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Принятие решений о переселении граждан из аварийного жилищного фонда и проведение соответствующих мероприятий осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для внеочередного предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам.
Вместе с тем, данная правовая норма предусматривает возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания занимаемого ими жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), т.е. гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данная правовая позиция отражена и в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации».
По представленным МУП «Квартирно-правовая служба г.Сочи» сведениям граждане, зарегистрированные в квартире (Номер обезличен) по (...) в г. Сочи, на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, по городу Сочи не состоят.
Данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании и сама СОИСТЕЦ1
При данных обстоятельствах суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленного прокурором г. Сочи иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора города Сочи в интересах СОИСТЕЦ1 и СОИСТЕЦ2 к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено судом (Дата обезличена) г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: