К делу (...)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи «11» мая 2010 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ващенко Н.П.,
с участием ст. помощника прокурора г. Сочи Архангельской Е.Г.,
с участием представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи Столповской В.А.,
при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сочи в интересах Степанова Н.А., Степановой Л.В., Степановой В.Н., Любицкой Ю.Н. и несовершеннолетней Любицкой А.И. к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением в интересах семьи Степановых к администрации города Сочи, в котором просит обязать ответчика предоставить семье Степановых во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по заявлению семьи Степановых о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что данная семья зарегистрирована и проживает на условиях договора социального найма в квартире ... Центрального района города Сочи. Данная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, включена в состав имущества муниципальной казны города-курорта Сочи.
Многоквартирный дом ... Центрального района города Сочи уже длительное время является непригодным для проживания, практически не имеет фундамента, стены и перекрытия деревянные, прогнившие. Внутренняя и наружная штукатурка осыпается, стены и потолки в квартирах и местах общего пользования покрыты пятнами влаги и грибком, полы прогнили и проваливаются. Санитарно-техническое оборудование находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Дом пришел в полную непригодность для проживания жильцов.
Однако, как указывает прокурор, несмотря на то, что многоквартирный жилой дом ... Центрального района города Сочи в установленном порядке признан непригодным для проживания, органами местного самоуправления до настоящего времени не принято мер по обеспечению граждан, проживающих в квартире (...) данного дома, другим благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.
Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора города Сочи исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.
Степанов Н.А., Степанова Л.В., Степанова В.Н. Любицкая Ю.Н., Любицкая А.А. в судебном заседании пояснили суду, что их квартире в настоящее время жить невозможно.
Представитель ответчика - администрации г. Сочи по доверенности Калиновская Е. Э. пояснила суду, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от (...) года № (...) утвержден акт обследования жилого дома по ... города Сочи на предмет признания его непригодным для дальнейшего проживания и данный дом признан непригодным для постоянного проживания. Капитальный ремонт данному жилому дому производить нецелесообразно. Постановлением Главы города Сочи от (...) года (...) утверждено постановление главы администрации Центрального района города Сочи от (...) года (...). Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит дом по ..., номер в списке - 36. Список, (...) года направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2020 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации г. Сочи Столповская В.А., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании просила вынести решение с учетом интересов детей.
Привлеченный к участию в деле в качестве представитель третьего лица по делу Управления жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи Петренко В. Ю. пояснил суду, что в настоящее время у администрации г. Сочи имеются квартиры для расселения граждан из ветхого жилья в пос. Головинка, г. Сочи если истцы не хотят переселятся в пос. Головинка, то им нужно подождать когда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в городе Сочи, будет построен новый жилой дом, финансирование строительства, будет производится из федерального, краевого и местного бюджетов.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим снованиям.
Орган местного самоуправления принимает все необходимые и предусмотренные законом меры для разрешения вопроса о переселении граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и непригодными для проживания в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от (...) года (...) утвержден акт обследования жилого дома по ... города Сочи на предмет признания его непригодным для дальнейшего проживания и данный дом признан непригодным для постоянного проживания. Капитальный ремонт вышеуказанному жилому дому производить нецелесообразно.
Постановлением Главы города Сочи от (...) года (...) утверждено постановление Главы администрации Центрального района города Сочи от (...) года (...).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено так же принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома аварийным (пункт 49).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данный закон устанавливает основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.
Аварийным жилищным фондом - совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года или в случае, предусмотренном главой 6.1 настоящего Федерального закона, до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Для этих целей создается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, задачами которого является оказание органам местного самоуправления финансовой поддержке на приобретение жилья гражданам, подлежащим переселению.
Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит дом по ... (номер в списке 36).
(...) года Список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставления в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
(...) года (...) в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края направлено гарантийное письмо от администрации города Сочи о выполнении указанной программы с приложением списка домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2007 года, где дом ... значится под (...).
В соответствии со ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ перечне.
Согласно п.1 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. По данному вопросу имеется определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года №376-О-П, в котором даны следующие разъяснения: «Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ст.49, 52 ЖК РФ).
В отношении остальных граждан, нуждающихся в жилом помещении, действует общее правило о предоставлении жилого помещения при наличии нуждаемости в порядке очередности.
Согласно справки МУП «Квартирно-правовая служба г.Сочи» от (...) года (...) граждане, зарегистрированные в квартире (...) по улице ... состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и во внеочередном прядке, урегулированы нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.
Право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и на льготных основаниях, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Доводы истцов, о том, что отнесение дома ... Центрального района города Сочи, в котором расположена занимаемая ими квартира (...), к числу ветхого жилого фонда свидетельствует о признании его непригодным для постоянного проживания суд принимает во внимание, вместе с тем, довод истцов о бездействии органа местного самоуправления по принятию мер по обеспечению граждан жильем, суд считает необоснованным.
Переселение граждан из ветхого фонда осуществляется в рамках исполнения государством взятых на себя обязательств, направленных на реализацию задач, предусмотренных федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и реализуемых на первом этапе в рамках подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», а на втором этапе (с 01 января 2006 года) в соответствии с подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», согласно которой в Российской Федерации продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Названные правовые акты не содержат каких-либо особых предписаний относительно порядка и правил переселения, что нашло отражение в нормах Жилищного кодекса РФ, который не рассматривает переселение граждан в связи со сносом дома в качестве одного из способов улучшения жилищных условий граждан, при котором должны соблюдаться требования действующего законодательства о норме предоставления жилья и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Суд пришел к выводу, что доводы истцов о наличии у них права на улучшение жилищных условий, по установленным нормам во внеочередном порядке, основаны на неправильном толковании норм материального права. Конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истцов, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации) и реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в законодательных нормах.
Следует отметить, что в судебном порядке согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ в суде защищается оспоренное или нарушенное право.
«Право на предоставление во внеочередном порядке» предусмотрено действующим законодательством. Администрация города Сочи не принимала решений об изменении такого права, равно как и не принимала решений о предоставлении жилых помещений, лицам, стоящим на очереди на улучшение жилищных условий. В связи с чем, право на внеочередное предоставление предусмотрено законом, соблюдается администрацией города Сочи, в связи с чем, факты нарушенного или оспоренного права судом не установлены, что дает возможность считать, что лица обратились в суд за защитой ненарушенного или неоспоренного права.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором города Сочи в интересах Степанова Н.А., Степановой Л.В., Степановой В.Н., Любицкой А.И. Юлии Николаевны и несовершеннолетней Любицкой А.И. к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Сочи в интереса Степанова Н.А., Степановой Л.В., Степановой В.Н., Любицкой А.И. Юлии Николаевны и несовершеннолетней Любицкой А.И. к администрации города Сочи о предоставлении жилого помещения- отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий Н.П. Ващенко