К делу (...)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» мая 2010 года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ващенко Н.П.
при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи гражданское дело по заявлению Саркисян А.С. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении предоставить земельный участок и заключить договор купли -продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Саркисян А.С. обратилась в Центральный районный суд г.Сочи с заявлением, в котором просит признать решение администрации Центрального района г.Сочи по отказу в предоставлении земельного участка Саркисян А.С. незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
Обязать администрацию Центрального района г.Сочи предоставить путем издания соответствующего распоряжения Саркисян А.С. право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящего из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
Обязать администрацию города Сочи заключить с Саркисян А.С. договор купли-продажи земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящего из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
Обязать территориальный отдел по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящий из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
В обоснование своих требований заявительница указала, ей принадлежит на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...), находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, (...) что подтверждается договором аренды земельного участка от (...) № (...)
На указанном земельном участке находится жилой дом, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, (...) принадлежащий ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (...) серия (...)
Ранее земельный участок, на котором расположено ее домовладение, входил в состав земельного участка дома (...), где проживают мои родители. Границы моего земельного участка огорожены забором, который построили еще ее родители около пятидесяти лет назад. Практически вдоль всего земельного участка вплотную к забору проходит стихийно образовавшийся проезд. Поэтому фактически в ее пользовании находился и находится земельный участок большей площадью, входящий в состав земельного участка который огорожен в один земельный участок вместе с находящимся в аренде земельным участком.
В целях определения размера и границ земельного участка и последующего получения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на него, она обеспечила за свой счет изготовление топографической съемки фактически занимаемого земельного участка, обратилась в МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана», имеющее соответствующую лицензию, которое изготовило предпроектное предложение по корректировке границ земельного участка с кадастровым номером (...) рядом с домом № (...) Центрального района г. Сочи.
Из предпроектного предложения следует, что проектируемая площадь данного земельного участка 514 кв.м., границы земельного участка определены с учетом границ существующего ограждения участка. Проектная документация разработана с целью определения градостроительной возможности корректировки границ земельного участка и проработки основных градостроительных параметров.
Указанное предпроектное предложение (генеральный план) был согласован архитектором Центрального района г.Сочи.
Она обратилась в администрацию Центрального района г. Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером (...) и части земельного участка, находящейся в фактическом пользовании на протяжении многих лет.
Согласно письму от (...) г, (...).477 администрация Центрального района г. Сочи указала, что решить поставленный в обращении вопрос не представляется возможным, мотивировав тем, что упорядочение существующих объектов землеустройства путем изменения границ таких объектов, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании) было предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Однако в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости» вышеуказанная статья Федерального закона № 78-ФЗ признана утратившей силу.
Считаю, что данным отказом нарушены мои права и охраняемые законом интересы, так как не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Явившись в судебное заседание представитель заявительницы на требованиях настаивал.
Представитель администрации Центрального района г.Сочи в судебном заседании возражал относительно требований, указав, что полномочия по заключению договоров купли-продажи земельных участков отнесены к администрации города Сочи, а также указав, что в настоящее время законом не предусмотрена возможность доотвода земельных участков.
Представитель администрации города Сочи в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суд неизвестны.
С учетом мнения сторон суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Сочи.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявительнице принадлежит на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...), находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. (...), что подтверждается договором аренды земельного участка от (...) г. № (...)
На указанном земельном участке находится жилой дом, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. (...) принадлежащий заявительнице на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (...) г. серия (...)
МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана», было изготовлено предпроектное предложение по корректировке границ земельного участка с кадастровым номером (...) рядом с домом (...) Центрального района г. Сочи.
Из предпроектного предложения следует, что проектируемая площадь данного земельного участка 514 кв.м., границы земельного участка определены с учетом границ существующего ограждения участка. Проектная документация разработана с целью определения градостроительной возможности корректировки границ земельного участка и проработки основных градостроительных параметров.
Указанное предпроектное предложение (генеральный план) согласовано архитектором Центрального района г.Сочи.
Заявительница обратилась в администрацию Центрального района г. Сочи с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером (...) и части земельного участка, находящейся в фактическом пользовании.
В письме от (...) г, (...).477 администрация Центрального района г. Сочи указала, что решить поставленный в обращении вопрос не представляется возможным, мотивировав тем, что упорядочение существующих объектов землеустройства путем изменения границ таких объектов, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании) было предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Однако в соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости» вышеуказанная статья Федерального закона № 78-ФЗ признана утратившей силу.
В то же время, спрашиваемый заявительницей земельный участок не изъят из оборота, отсутствует установленный федеральным законом запрет на приватизацию такого земельного участка, он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, т.е. отсутствуют предусмотренные Земельным кодексом РФ основания для отказа в предоставлении в собственность граждан такого земельного участка, в связи с чем отказ администрации Центрального района г. Сочи в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка является незаконным и нарушает Земельный кодекс РФ.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются части земельных участков, тем самым данные участки оформляются в установленном законом порядке и к ним применяются правила предоставления земельных участков, установленные Земельным кодексом РФ, в том числе и на доотвод.
В соответствии с «Положением о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи», утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 10.04.2002 № 61 (в ред. от 24.03.2009 г.), установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, где указано, что минимальная площадь земельного участка предоставляемая для индивидуального жилищного составляет 300 кв.м.
Согласно предпроектного предложения по корректировке границ земельного участка с кадастровым номером (...) рядом с домом № (...) Центрального района г. Сочи, площадь доотводимого земельного участка составляет 64 кв.м., т.е. менее 300 кв.м., и земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный из-за несоответствия предельным нормам предоставляемых земельных участков.
Таким образом, земельный участок испрашиваемый заявительницей меньше минимального размера, предусмотренного для индивидуального жилищного строительства и он не может быть предоставлен органом местного самоуправления путем проведения торгов или аукциона по продаже права на земельный участок, так как не может быть сформирован с учетом требований действующего законодательства, из чего следует, что орган местного самоуправления для рационального использования земельного участка и поступления налоговых платежей в бюджет может распорядиться в соответствии со ст. 11,15,28,29 ЗК РФ и предоставить часть земельного участка путем продажи его Саркисян А.С.
Кроме того необходимо учитывать, что ранее органом местного самоуправления в лице архитектора Центрального района г.Сочи было дано разрешение на эту корректировку.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку обращение имело место на внесения изменений в законодательство в 2008 году, что администрация Центрального района г. Сочи незаконно указала, что отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка в собственность.
Ст. 255 ГК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
В соответствии со ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать решение администрации Центрального района г.Сочи по отказу в предоставлении земельного участка Саркисян А.С. незаконным и нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя.
Обязать администрацию Центрального района г.Сочи предоставить путем издания соответствующего распоряжения Саркисян А.С. право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящего из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
Обязать администрацию города Сочи заключить с Саркисян А.С. договор купли-продажи земельного участка предоставленного для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящего из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
Обязать территориальный отдел по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 514 кв.м. при жилом доме № (...) Центрального района г. Сочи, состоящий из земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером (...) и части земельного участка площадью 64 кв.м. в границах кадастрового квартала (...)
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Н.П. Ващенко