об признании решения органа местного самоуправления незаконным



К делу №2-1928/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» мая 2010 года город Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего Ващенко Н.П.

при секретаре Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Сочи, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Центрального района города Сочи о признании решения и органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района города Сочи обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением к администрации Центрального района города Сочи о признании распоряжения Главы администрации Центрального района города Сочи от 01 апреля 2010 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района» в части незаконным, просил о понуждении администрации Центрального района города Сочи внести в распоряжение от 01 апреля 10 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района» соответствующие изменения и привести его в соответствие действующему законодательству.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района города Сочи установлено, что п. 4.2 распоряжения главы администрации Центрального района города Сочи от 01.04.10 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района» предписано разработать график и провести с 15 по 30 апреля 2009 года проверки санаторно-курортных и туристических организаций района на предмет готовности к работе в летний период.

Пунктом 4.4 предписано, совместно с контролирующими службами, организовать регулярное проведение рейдов по выявлению организаций и частных лиц, оказывающих услуги по краткосрочному проживанию без оформления соответствующих документов, с мая по ноябрь 2010 года.

Пунктом 2 данного распоряжения утверждено Положение о районной комиссии по контролю за ходом и результатами подготовки к летнему курортному сезону, статьей 3 которого установлено право комиссии запрашивать и получать от организаций, независимо от организационно-правовой формы деятельности и вида собственности, и индивидуальных предпринимателей необходимую информацию (п. 3.1), проводить проверки предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению любых видов услуг отдыхающим (п. 3.2).

По мнению прокурора Центрального района города Сочи, распоряжение главы администрации района от 01 апреля 10 № 201-р в указанной части не соответствует закону, что послужило основанием для его обращения в суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, приводя доводы, изложенные в заявлении, пояснив при этом, что оспариваемым распоряжением Главы администрации района от 01 апреля 2010 № 201-р затрагивается право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе, во время курортного сезона 2010 года.

Представитель администрации Центрального района города Сочи по доверенности Гузь А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что при вынесении оспариваемого распоряжения Главой администрации Центрального района города Сочи от 01 апреля 2010 № 201-р, нарушений действующего законодательства РФ допущено не было.

Выслушав пояснения и возражения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В то же время, по смыслу статьи 255 ГПК РФ, граждане (юридические лица) вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 01 мая 2009 года, урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно статье 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основным принципом защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Статьей 6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

Уставом муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 28 сентября 2004 № 185, администрация Центрального района города Сочи, а также районная комиссия по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года, как орган местного самоуправления, наделенный полномочиями на осуществление муниципального контроля, не определена.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Полномочий органов местного самоуправления по проведению рейдов, проверок хозяйствующих субъектов по указанному выше вопросу данный Федеральный закон не содержит.

Тем самым, в системном толковании норм права, органы местного самоуправления, в частности Глава администрации Центрального района города Сочи, обязан был создать районную комиссию по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района, не ущемляющей права граждан.

С учетом изложенного, доводы прокурора Центрального района города Сочи о признании распоряжения Главы администрации Центрального района города Сочи от 01 апреля 2010 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района» в части незаконным (пункт 4.4, согласно которого, совместно с контролирующими службами, необходимо организовать регулярное проведение рейдов по выявлению организаций и частных лиц, оказывающих услуги по краткосрочному проживанию без оформления соответствующих документов, с мая по ноябрь 2010 года) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не может согласиться с требованием прокуратуры Центрального района города Сочи в части понуждения администрации Центрального района города Сочи внести в распоряжение от 01 апреля 10 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района» соответствующие изменения в пункт 2 оспариваемого распоряжения и привести его в соответствие действующему законодательству, исходя из следующего.

Пунктом 2 оспариваемого распоряжения утверждено Положение о районной комиссии по контролю за ходом и результатами подготовки к летнему курортному сезону, статьей 3 которого установлено право комиссии запрашивать и получать от организаций, независимо от организационно-правовой формы деятельности и вида собственности, и индивидуальных предпринимателей необходимую информацию (п. 3.1), проводить проверки предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению любых видов услуг отдыхающим (п. 3.2).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 5 названного Закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

С учетом приведенных норм Закона, суд не усматривает нарушения законодательства и прав граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе, во время курортного сезона 2010 года, оспариваемыми пунктами 3.1 и 3.2 Положения о районной комиссии по контролю за ходом и результатами подготовки к летнему курортному сезону, поскольку испрашиваемая информация не является закрытой, действия Комиссии не противоречат действующему законодательству РФ, а потому заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198, 254 ГПК РФ, с у д

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора Центрального района города Сочи, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Центрального района города Сочи о признании решения и органа местного самоуправления незаконным, признать обоснованными в части.

Признать пункт 4.4 (совместно с контролирующими службами, организовать регулярное проведение рейдов по выявлению организаций и частных лиц, оказывающих услуги по краткосрочному проживанию без оформления соответствующих документов, с мая по ноябрь 2010 года) распоряжения Главы администрации Центрального района города Сочи от 01 апреля 2010 № 201-р «О районной комиссии по подготовке и проведению курортного сезона 2010 года на территории Центрального района», незаконным.

Остальные требования признать необоснованными.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий Н.П. Ващенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200