Дело (Номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена) (...)
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко В.А.
при секретаре Сарибекян Г.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жилкиной Т.Г. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарскому краю Сочинский отдел об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать необоснованным отказ Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочинский отдел в регистрации права собственности, на земельный участок, площадью 796 кв.м., кадастровый номер: (Номер обезличен), расположенный по адресу: (...) и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому Сочинский отдел зарегистрировать право собственности на вышеуказанный земельный участок.
В обоснование своих требований указала следующее, что решением Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Сочинский отдел от 28.05.2010 года ей было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок (Номер обезличен) (...) расположенный в (...) (...), кадастровый номер (Номер обезличен).
В сообщении от отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что в материалах дела не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий основания изменения площади земельного участка на 26, 8 кв.м. Кроме того, в сообщении об отказе указано, что у регистрационной службы возникли сомнения относительно подлинности представленного на государственную регистрацию свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения (Номер обезличен) от 11.08.1993 года. Государственным регистратором был направлен запрос в администрацию (...) (...), ответ на который не был получен.
Считает, что отказ в регистрации права на землю нарушает её права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 28.10. 2001 года №137-ФЗ и является необоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя Жилкин В.Г. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил в суд возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в них и рассмотреть дело в отсутствие представителя регистрационной службы.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, Жилкина Т.Г. обратилась в Хостинский отдел г.Сочи с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект земельный участок, кадастровый номер (Номер обезличен), расположенного по адресу: (...)
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок заявитель предоставила свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года, выданное администрацией Хостинского района г. Сочи.
В соответствии с п. 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
Так, пунктом 2 ст. 25.2 Закона о регистрации установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 данной статьи земельный участок является акт (свидетельство) о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
Ранее свидетельства о праве собственности на землю, а также для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей выдавались по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"
Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю" был утвержден Роскомземом 20.05.1992.
Согласно п. 10 вышеуказанного Порядка выдаваемые гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям Свидетельства должны быть зарегистрированы в специальной "Книге выдачи Свидетельств".
Книга выдачи Свидетельств велась районным, городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам либо сельской, поселковой, городской администрацией. Книга пронумеровывалась, прошнуровывалась, подписывалась председателем районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам либо главой сельской, поселковой, городской администрации и скреплялась гербовой печатью.
Один экземпляр Свидетельства выдавался собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй хранился в органе, выдавшем Свидетельство (п.8).
Лицо, которому выдается Свидетельство, расписывалось в его получении в Книге выдачи Свидетельств и на втором экземпляре Свидетельства, которое оставалось в органе, выдающем Свидетельство (п. 12 Порядка).
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить
дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Как установлено в судебном заседании при проведении правовой экспертизы представленных документов у государственного регистратора возникли сомнения в подлинности предоставленного свидетельства и в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации права и направлении запроса в орган выдававший данный документ -администрацию Хостинского района г.Сочи.
Согласно ответу от 22.04.2010 года №01/3-01-35-1114 Главы администрации Хостинского района города Сочи следует, что экземпляры свидетельств и книги выдачи свидетельств в администрации Хостинского района г.Сочи отсутствуют, кроме того, отсутствует также и документальное подтверждение, когда и в какой орган и в каком объеме были переданы данные документы, что не дает возможность установить подлинность представленного документа.
Кроме того, в отделе по регистрации олимпийских объектов, которому в результате объединения территориального Управления Роснедвижимости (которое, являлось правопреемником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Сочи, осуществлявшим регистрацию прав до создания органов юстиции) и Управления Федеральной регистрационной службы был передан Государственный фонд данных, содержащий информацию о регистрации документов, подтверждающих права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные органами исполнительной власти и местного самоуправления, в которых также отсутствует информация о регистрации вышеуказанного свидетельства.
При таких обстоятельствах у государственного регистратора обоснованно возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности Жилкиной Т.Г. на объект земельный участок, кадастровый номер 23:49:0306003:4461, расположенного по адресу: (...)
Таким образом, Управление, осуществляя правовую экспертизу, действовало исключительно в рамках федерального законодательства и не совершило каких либо незаконных действий, которые послужили бы признанию решения об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект недвижимости необоснованным, в связи, с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления.
Для устранения обстоятельств, препятствующих регистрации права на земельный участок, заявителю разъяснено о необходимости представления дополнительных доказательств наличия основания для государственной регистрации прав, а также подлинности документа и достоверности указанных в них сведений, одним из которых может является решение суда об установлении соответствующего юридического факта.
По вопросу расхождения сведений о площади земельного участка указанному в правоустанавливающем документе и в кадастровом паспорте суд считает следующее.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка при условии, что определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований площадь земельного участка не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН. В ином случае принимается решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета (пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих сведений в ГКН.
На основании пункта 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, к сведениям, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, отнесено также изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
При этом действующее законодательство Российской Федерации не исключает, возможность внесения в ЕГРП соответствующих изменений на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества (его представителя) и прилагаемого кадастрового паспорта (выписки) такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества. Такие изменения могут быть внесены в ЕГРП как до подачи документов на государственную регистрацию сделки, перехода, ограничения (обременения) права, так и в процессе осуществления соответствующих регистрационных действий (когда земельный участок в соответствующем правоустанавливающем документе описан с учетом таких изменений).
Следовательно, после устранения сомнений в подлинности правоустанавливающего документа на земельный участок, заявитель вправе повторно заявить о регистрации права на земельный участок площадью 796 кв.м., уточненному по результатам проведения межевания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Жилкиной Т.Г. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарскому краю Сочинский отдел об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено (Дата обезличена).
Судья