30 июня 2010 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гунькиной Е.Б. к Управлению пенсионного Фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением ею педагогической деятельности более 25 лет в учреждении для детей и обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, период ее работы с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя Муниципальное образовательное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)».
В судебном заседании истец свои требования уточнила и мотивировала их тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Сочи от 04.02.2010 г. (номер обезличен) ей было отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию, комиссией не включен период ее работы с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)», так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. и Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считает данное решение комиссии неправомерным, ущемляющим ее права, поскольку в должности воспитателя одного и того же учреждения для детей она работает постоянно с 01.09.1984 г. по настоящее время. Ее должностные обязанности за это время изменению не подвергались, менялось только наименование учреждения. По этим основаниям просит признать ее право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика включить указанный ею период работы в трудовой стаж, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, и обязать ответчика назначить ей пенсию с даты ее обращения за назначением данной пенсии.
В судебном заседании представитель Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи заявленные требования не признал и пояснил, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Сочи от 04.02.2010 г. (номер обезличен) истцу было отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Общий трудовой стаж истца на момент обращения составил 28 лет 11 месяцев и 22 дня, специальный стаж для права на досрочную пенсию составил 21 год 5 месяцев и 7 дней, поскольку из него исключен период работы истца с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение № 117». Указанный срок работы истца исключен комиссией, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. и Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считает отказ комиссии по назначению пенсий Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи законным и обоснованным. По этим основаниям просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав доводы истца, возражения представителя Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи от 04.02.2010 г. (номер обезличен) истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием у нее специального стажа требуемой продолжительности. Общий трудовой стаж истца на момент обращения составил 28 лет 11 месяцев и 22 дня. В стаж, дающий право на досрочную пенсию за выслугу лет, комиссией не включен период работы истца с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)», так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. и Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.
Согласно представленной копии трудовой книжки истец с 01.09.1984 г. по настоящее время, в том числе и в исследуемый судом период времени с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. работала в должности воспитателя МОУ «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)». С 1983 г. данное образовательное учреждение для детей - детский сад-ясли претерпело ряд реорганизаций и с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. стало именоваться как Муниципальное образовательное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)».
Согласно справке Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида (номер обезличен) г. Сочи от 19.05.2010 г. (номер обезличен) на основании приказа Управления по образованию и науке администрации г. Сочи (номер обезличен) от 06.12.1983 года изменена нумерация и наименование учреждения с «Детский сад-ясли (номер обезличен)» на «ДДУ детский сад-ясли (номер обезличен)». На основании свидетельства о государственной регистрации юридических лиц (номер обезличен) от (дата обезличена) г. «ДДУ детский сад-ясли (номер обезличен)» зарегистрировано как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дошкольное образование учреждение (номер обезличен)». На основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр от 26.02.2003 г. МОУ «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)» переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад (номер обезличен)». На основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр от 06.08.2004 г. МДОУ «Детский сад (номер обезличен)» переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад (номер обезличен). На основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр от 26.03.2009 г. МДОУ Детский сад (номер обезличен) переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида (номер обезличен) г. Сочи.
Проведенные реорганизации учреждения не затронули функциональные обязанности истца, все это время она выполняла одни и те же трудовые функции воспитателя при равных условиях труда. Дошкольное образовательное учреждение продолжает реализовывать программы дошкольного образования, выполняет задачи, установленные в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами.
Согласно ст. 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 16 апреля 2001 года) пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со ст. 83 этого Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции от 22 сентября 1993 года) предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса либо названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
Статья 11-1 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55).
Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года № 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.
Довод ответчиков о том, что не может быть засчитан в специальный стаж истца ее работа в Муниципальном образовательном учреждении «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)» с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г., поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Правительством РФ № 781 от 29.10.2002 г., не может быть принят во внимание суда.
Согласно положению ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции от 5 марта 2004 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами либо названиями образовательных учреждений.
В силу п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Аналогичный вывод содержится и в Решении Верховного суда РФ от 7 июня 2001 г. № ГКПИ 2001-875 по жалобе Сухановой Н.В. о признании частично недействительным (незаконным) абзаца первого пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Суд принимает во внимание, что истец работает в одной и той же должности воспитателя Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида (номер обезличен)» г. Сочи с 01.09.1984 г. по настоящее время, в том числе и в исследуемый судом период времени с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. За данный период времени ее должностные (функциональные) обязанности не менялись, она не прерывала свои трудовые отношения с данным образовательным учреждением и занимаемая ею должность воспитателя оставалась неизменной.
Ответчик исключил из стажа работы истца, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в одном и том же учреждении, лишь период времени с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в связи с изменением наименования детского образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы истца с 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)» подлежит включению в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении для детей.
Статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
При данных обстоятельствах требование истца о возложении обязанности на ответчика по назначение ей пенсии со дня ее обращения за указанной пенсией подлежит удовлетворению.
На основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Признать право Гунькиной Е.Б. на досрочную пенсию и обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного Фонда РФ в г. Сочи включить в специальный трудовой стаж Гунькиной Е.Б., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, период ее работы 20.08.1996 г. по 28.05.2000 г. в должности воспитателя Муниципального образовательного учреждения «Дошкольное образовательное учреждение (номер обезличен)», и назначить последней пенсию со дня ее обращения за указанной пенсией, т.е. с 18.11.2009 г.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Решение не вступило в законную силу: