Дело (номер обезличен)Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2010 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Эрагашевой Е.Э. об оспаривании отказа администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель просит суд признать незаконным отказ администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории.
В судебном заседании заявитель требования изменила и мотивировала их тем, что протоколом (номер обезличен) от (дата обезличена) г. общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (...) города Сочи она избрана уполномоченным лицом для представления интересов собственников помещений по вопросу формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, с целью его последующей передачи в общую долевую собственность бесплатно собственникам помещений дома. Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1027 кв.м. и попадает в планируемую зону строительства олимпийских объектов. По заказу Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года ООО «Юг-Меридиан» была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: город Сочи, (...), общей площадью 1027 кв.м. для обслуживания жилого дома. Указанная схема была передана на утверждение администрации г. Сочи. Письмом администрации г. Сочи (номер обезличен) от (дата обезличена) г. отказано в утверждении данной схемы расположения земельного участка, поскольку на земельном участке находятся объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке. Полагает, что указанным отказом нарушены права собственников помещений многоквартирного жилого дома на приватизацию придомового земельного участка, по этим основаниям просит признать незаконным отказ администрации г. Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории и возложить на администрацию г. Сочи обязанность по восстановлению прав жильцов данного дома в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Сочи в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме и пояснила, что письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) г. жильцам дома (...) в г. Сочи отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории, поскольку на указанном земельном участке имеются самовольно возведенные объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке. Не отрицала, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Пояснила, что поскольку земельный участок придомовой территории и расположенный на нем многоквартирный жилой дом (...) в г. Сочи планируются к изъятию для размещения олимпийского объекта, администрация г. Сочи самостоятельно уже не может согласовать границы этого земельного участка.
Представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в судебном заседании оставил разрешение данного спора на усмотрение суда пояснил, что многоквартирный жилой дом (...) в г. Сочи попадает в планируемую зону строительства олимпийского объекта, однако решение об изъятии данного домовладения и земельного участка и о расселении граждан из данного жилого дома с предоставлением иного жилья администрацией Краснодарского края пока не принято.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц ФГУ «Земельная кадастровая палата» и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю оставили разрешение данного спора на усмотрение суда.
Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как видно из материалов дела, жилой дом (...) в г. Сочи общей площадью 218 кв.м., в т.ч. жилой 152,6 кв.м., расположен на земельном участке, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Домоуправлению (номер обезличен) Туапсинской дистанции гражданских сооружений СКЖД на основании постановления Главы администрации г. Сочи (номер обезличен) от (дата обезличена) г.
Протоколом (номер обезличен) от (дата обезличена) года г. общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (...) города Сочи заявитель избрана уполномоченным лицом для представления интересов собственников помещений по вопросу формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом с целью последующей передачи в общую долевую собственность, бесплатно собственникам помещений дома.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
По смыслу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица в собственности которых находятся помещения в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствие с п. 5 и п. 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 7 и 8 ст. 36 ЗК РФ в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
ООО «Юг-Меридиан» по заказу Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения многоквартирного жилого дома (...) в г. Сочи.
Указанная схема была передана администрации г. Сочи для утверждения.
Письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) г. заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории поскольку изучением представленных документов было установлено, что на указанном земельном участке расположены самовольно возведенные объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с п. 40 ФЗ № 310-ФЗ от 01.12.2007 г. «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта осуществляет финансирование кадастровых работ в отношении земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также кадастровых работ в связи с образованием земельных участков, предусмотренных для включения в Перечень. Договор на проведение указанных работ заключается между администрацией Краснодарского края, Корпорацией и лицом, обладающим в соответствии с законодательством правом проведения кадастровых работ, и должен предусматривать обязанность Корпорации оплатить кадастровые работы.
Согласно п. 42 ФЗ № 310-ФЗ от 01.12.2007 г. «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования город-курорт Сочи вправе обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, изымаемые в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, от имени указанных правообладателей. При этом выдачи гражданами и юридическими лицами, являющимися правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, доверенности на совершение указанных действий не требуется.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи заявленные требования признала в полном объеме.
В соответствие со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать обоснованным заявление Эрагашевой Е.Э. об оспаривании отказа администрации г. Сочи, связанного с утверждением схемы расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории, оформленного письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) г.
Обязать администрацию г. Сочи устранить полном объеме допущенное нарушение прав Эрагашевой Е.Э. и утвердить схему расположения земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом (...) (...) в г. Сочи, на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: