к делу (Номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Дата обезличена) года г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе
председательствующего Ефанова В.А.
при секретаре Мартыновой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гусаковой А.Д. об оспаривании действий государственного органа, решения Центрального отдела г. Сочи УФРС по КК о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен),
У С Т А Н О В И Л:
Гусакова А.Д. обратилась в суд с заявлением, в котором просит суд признать приостановку государственной регистрации договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от (Дата обезличена) года на земельный участок с кадастровым номером (Номер обезличен), расположенный по адресу: (...), неправомерной; обязать УФРС отдел Центрального района г. Сочи зарегистрировать договор аренды о предоставлении земельного участка на условиях аренды на земельный участок с кадастровым номером (Номер обезличен), расположенный по адресу: (...).
В обоснование своего заявления представитель заявителя в заявлении указал, что Гусакова А.Д. обратилась в отдел Центрального района г. Сочи УФРС по КК с заявлением о регистрации договора аренды земельного участка (...). Государственная регистрация права была приостановлена соответствующим решением от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен). Спорный земельный участок находиться в муниципальной собственности. Для устранения препятствий в государственной регистрации права госрегистратором было предложено: - зарегистрировать в установленном порядке соглашение о расторжении договора (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года, либо представить заявление о погашении регистрационной записи об аренде земельного участка площадью 52718 кв.м., предоставленного в аренду ПЖСК (...); - предоставить подтверждение публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а так же размещение сообщения о приеме заявления на официальном сайте в сети «Интернет» либо документы, подтверждающие процедуру торгов. С указанными действиями госрегистратора она не согласна. Действительно земельный участок площадью 52718 кв.м. по (...) предоставлен ПЖСК (...) в аренду до (Дата обезличена) года. Согласно списку ПЖСК (...), утвержденному главой администрации г. Сочи (Дата обезличена) года земельный участок (Номер обезличен), площадью 515 кв.м. закреплен за Гусаковой А.Д. подготовлен и установлен в соответствующем порядке проект границ указанного земельного участка. Ей на основании постановления главы администрации Центрального района г. Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года был предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок (Номер обезличен), площадью 515 кв.м. по (...). Данный земельный участок предоставлен в порядке предварительного согласования места размещения объекта, соответственно торги в данном случае проводиться не должны. Срок аренды земельного участка площадью 52718 кв.м. истек, соответственно запись о принадлежности земельного участка ПЖСК (...) должна быть аннулирована.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления, поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил изложенное выше.
Представитель Центрального отделения по г. Сочи ФРС по КК, представил суду отзыв на заявление, поддержал изложенную в нем правовую позицию, так же пояснил, что в настоящее время произвести регистрацию права аренды за заявительницей не представляется возможным по двум причинам, а именно в виду того, что в ЕГРП имеется запись о праве на земельный участок, частью которого является спорный земельный участок, а так же то, что вынесенное постановление о предоставлении заявительнице земельного участка не соответствует нормам закона, а именно ст. 30.1 ЗК РФ, его законность госрегистратор должен проверить согласно ст. 18 закона о государственной регистрации прав. В решении указано, что заявительнице нужно сделать, для продолжения регистрации права.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Как установлено из материалов дела Гусакова А.Д. обратилась в отдел Центрального района г. Сочи УФРС с заявлением о регистрации права на земельный участок (...). Указанное право она просила зарегистрировать на основании постановления главы Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен) о предоставлении ей в аренду земельного участка, и на основании договора аренды от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен).
(Дата обезличена) года регистрация была приостановлена, так как заявительницей не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
Так в решении о приостановлении государственной регистрации права указано, что согласно ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение; переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Земельный участок (Номер обезличен), площадью 515 кв.м. находиться в муниципальной собственности, соответственно предоставление земельного участка должно быть осуществлено согласно ст. 30.1 ЗК РФ, а именно с аукциона. Сведений о том, что заявительнице предоставлен в аренду земельный участок с соблюдением требований указанной нормы закона не представлены.
Согласно п. 25 Постановления ВС РФ №2 от 10.02.2009 года при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Таким образом, суд, рассматривая заявление граждан в порядке гл. 25 ГПК РФ фактически проверяет законность принятого решения, в частности законность решения о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество по заявлению Гусаковой А.Д., и основания послужившие принятию соответствующего решения указанных в обжалуемом решении.
Согласно ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Как установлено из материалов дела заявительница на регистрацию представила постановление Главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен), договор аренды от (Дата обезличена)0 года за (Номер обезличен) и иные документы.
Так же из пояснений лиц участвующих в деле было установлено, что постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года не отменено, в установленном законом порядке, суду доказательств обратного предоставлено не было.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, в частности самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что при регистрации права госрегистратором проводиться правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
Вместе с тем в Приказе МЮ РФ от 1 июля 2002 г. № 184 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» указано, что правовая экспертиза заключается в проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Как установлено из текста решения о приостановлении государственной регистрации заявительница представила правоустанавливающие документы на государственную регистрацию не соответствующие требованиям закона, а именно ст. 30.1 ЗК, и поэтому госрегистратор на основании ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принял решение о приостановлении государственной регистрации.
В решении о приостановлении государственной регистрации прав не сказано о том основании приостановления государственной регистрации, что спорный земельный участок, а именно предоставленный заявительнице входит в состав другого земельного участка, на который зарегистрировано право.
Согласно ст. 249 ГК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В решении госрегистратора от (Дата обезличена) года указана единственная причина приостановления государственной регистрации права на недвижимое имущество, а именно Гусаковой А.Д. представлен правоустанавливающий документ, постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен), не соответствующий действующему законодательству.
В ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет исчерпывающие требования к содержанию договоров, подлежащих государственной регистрации, и документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав, их возникновения, прекращения, перехода и обременения, поскольку именно на их основании вносится информация в Единый государственный реестр прав, а именно в документах служащих основанием для регистрации должны быть указаны: описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права.
Как указано выше постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен), не отменено, договор аренды земельного участка от (Дата обезличена) года не признан недействительным, не расторгнут.
Согласно приказа МЮ РФ Приказа от 1 июля 2002 г. N 184 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» при регистрации прав рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
Как установлено из выписки из ЕГРП от (Дата обезличена) года правообладателем земельного участка (Номер обезличен), площадью 515 кв.м. по (...) является Муниципальное образование - город-курорт Сочи.
Согласно ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Заявительницей представлены документы на регистрацию права согласно указанной выше норме, а именно постановление Главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен), договор аренды от (Дата обезличена)0 года за (Номер обезличен), которые до настоящего времени постановление не отменено, договор аренды не расторгнут.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах вынесенное решение госрегистратором следует признать незаконным, так как заявительницей представлены для госрегистрации права документы предусмотренные законодательством ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые не отменены, не признаны недействительными, либо незаконными, в установленном законом порядке.
Согласно п. 28 Постановления ВС РФ №2 от 10.02.2009 года при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Суд полагает необходимым признать незаконным решение Центрального отдела г. Сочи УФРС по КК о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен).
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гусаковой А.Д. об оспаривании действий государственного органа, решения Центрального отдела г. Сочи УФРС по КК о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен), признать обоснованным.
Признать незаконным решение Центрального отдела г. Сочи УФРС по КК о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (Дата обезличена) года за (Номер обезличен).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Мотивированное решение изготовлено (Дата обезличена) года.