о признании незаконными действий государственного органа



К делу (Номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Дата обезличена) года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.,

при секретаре Кунина С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Осипяна И.И. об спаривании решения органов местного самоуправления - Администрации города Сочи и Администрации Центрального района гор.Сочи

УСТАНОВИЛ :

Осипян И.И. обратился в суд с заявлением об спаривании решения органов местного самоуправления - Администрации города Сочи и Администрации Центрального района гор.Сочи об исключении его из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и отказавшей ему в включении в список льготной очереди «Участники ВОВ» в качестве нуждающегося в жилых помещениях по Центральному району гор.Сочи. Свои требования обосновывает тем, что зарегистрирован в двухкомнатной квартире (Номер обезличен), дома (Номер обезличен) по (...) в гор.Сочи, общей площадью 30,3 кв.м. с составом семьи 3 человек. Ранее, в (Дата обезличена) году его семья состояла из 7 человек и он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Они с женой занимали комнату, размером 4,3 кв.м., самовольно переоборудованную из части жилой комнаты (Номер обезличен). В (Дата обезличена) году супруга умерла, после ее смерти он продолжает жить в комнате 4,3 кв.м.

Он является инвалидом 2 группы Великой Отечественной войны, в связи с ранениями на фронте и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников ВОВ.

Распоряжением администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен)р утверждён протокол общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года, согласно которому он был исключён из списков очередников на льготное обеспечение жилой площадью, как инвалид ВОВ. Основанием для снятия с учёта послужило то обстоятельство, что с 2005 года в квартире (Номер обезличен) дома (Номер обезличен) по (...) общей площадью 42,1 кв.м., в том числе жилой площадью 30,3 кв.м. осталось проживать 3 человека (он, дочь, зять), т.е. на каждого проживающего приходилось более 10 кв.м. жилой площади, при норме предоставления 7,7 кв.м. жилой площади. После решения комиссии он обратился в администрацию города, как вышестоящему по подчинённости органу с заявлением о восстановлении его в льготный список «Инвалидов ВОВ», однако, ему в этом отказано (ответ заместителя Главы администрации города от (Дата обезличена) (Номер обезличен)), в связи с чем он вынужден искать защиту в судебных органах и считаю возможным удовлетворить мои требования по следующим основаниям:

В судебном заседании представитель Осипяна И.И. заявление поддерживала.

Представитель Администрации города Сочи и представитель Администрации Центрального района гор.Сочи просили в удовлетворении заявления отказать.

Представитель отдела по ведению учета граждан отдельных категорий Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Сочи в суд не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права.

Как следует из материалов дела, Осипян И.И. является участником Великой Отечественной войны согласно удостоверению серии Р (Номер обезличен), выданного (Дата обезличена) года л.д.16, 17).

В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам и ветеранам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды и участники боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.08 года № 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 1 Решения Городского собрания Сочи от (Дата обезличена) (Номер обезличен) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи и Положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов города Сочи" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в городе Сочи в размере: - 18 квадратных метров - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; - 42 квадратных метра - на семью из двух человек; - 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина.

Статьёй 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах» законодатель особо подчёркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе. Жилые помещения предоставляются инвалидам с учётом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что в 2006 году дочь заявителя -Осипян А.И. приватизировала квартиру на своё имя (свидетельство о государственной регистрации права от (Дата обезличена) года), поскольку он состоял в льготном списке на получение отдельной квартиры. В связи с этими обстоятельствами (Дата обезличена) года они заключили соглашение с собственником о порядке пользования квартирой л.д.30).

Согласно п. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ только собственник жилого помещения имеет право предоставлять во владение и (или) пользование принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Между Осипян И.И. и собственником помещения имеется такое соглашение, по которому он имеет право пользования частью жилого помещения. Аналогичные нормы содержатся в п. 12 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ «... в силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользование данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Распоряжением Администрации Центрального района гор.Сочи от (Дата обезличена) года (Номер обезличен)р утвержден протокол (Номер обезличен) заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Центрального района гор.Сочи от (Дата обезличена) года об исключении Осипяна И.И., члены семьи сына член семьи из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Суд считает данное распоряжение в части исключения Осипяна И.И. из списка «Инвалиды ВОВ» незаконным, поскольку он проживает в комнате площадью 4,3 кв.м. в квартире, принадлежащей на праве собственности Осипян А.И., состоял на очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1982 года; исходя из технического паспорта квартиры л.д.19) видно, что одна из комнат проходная, поэтому за счет другой жилой комнаты и было образовано отдельное жилое помещения для заявителя и его жены, площадью 4,3 кв.м., а после ее смерти он проживает там один.

В апреле 2010 года в квартире были зарегистрированы семья сына заявителя : члены семь сына .

Обжалуя действия Администрации Центрального района гор.Сочи Осипян И.И. обратился в Администрацию города Сочи с заявлением о восстановлении его в льготную очередь «Инвалиды ВОВ», на что получил отказ л.д.9), который суд считает также необоснованным.

Ссылка представителя Администрации города Сочи на то обстоятельство, что семья сына прописалась на жилую площадь с целью ухудшения жилищных условий Осипяна И.И. и восстановления его в очереди, является не состоятельной, поскольку Осипян И.И. как занимал комнату, площадью 4,3 кв.м., так и занимает ее в настоящее время. Просит восстановить его в очереди «Инвалиды ВОВ» с составом семьи один человек, тем самым, подтверждая, что фактически он с дочерью и сыном проживают разными семьями; в противном случае он бы ставил вопрос о восстановлении его в очереди с ними.

Таким образом, судом установлено, что Осипян И.И. является участником Великой Отечественной войны, на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий не восстановлен, проживает в квартире с родственниками на площади менее установленного размера.

В связи с внесением изменений в ФЗ «О Ветеранах» от 06 мая 2010 года, инвалиды и участники Великой Отечественной Войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения, то есть законодатель не ставит в зависимость предоставление жилого помещения от имущественного положения участника ВОВ. Данный закон имеет обратную силу, поскольку улучшает положение данной категории граждан.

При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

При таких данных, Осипян И.И. не обладает самостоятельным правом пользования жилым помещением, так как проживает в жилой комнате площадью 4,3 кв.м., в другой комнате проживает семья его дочери и сына, они фактически не ведут общего хозяйства и имеют свои источники дохода и отдельный бюджет, что в совокупности дает право признать их разными семьями.

В соответствии со статьей 27 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

Согласно ст.258 ГПК - суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно представленным уведомлениям от (Дата обезличена) года у Осипян И.И. отсутствует недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявление Осипяна И.И. об оспаривании решения Администрации Центрального района гор.Сочи об исключении из льготного списка «Инвалиды ВОВ» и Администрации города Сочи - в отказе в включении в список льготной очереди «Участники ВОВ» в качестве нуждающегося в жилых помещениях по Центральному району гор.Сочи - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Главы администрации Центрального района гор.Сочи «242-р от (Дата обезличена) года «Об утверждении протокола (Номер обезличен) Заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам Центрального района гор.Сочи от (Дата обезличена) года» в части исключения Осипяна И.И. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и решение Администрации города Сочи от (Дата обезличена) года, отказавшей ему в включении в список льготной очереди «Участники ВОВ» в качестве нуждающегося в жилых помещениях по Центральному району гор.Сочи

Обязать Администрацию города Сочи восстановить Осипяна И.И. в список льготной очереди «Участники ВОВ» в качестве нуждающегося в жилых помещениях по Центральному району гор.Сочи с составом семьи 1 человек.

Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено (Дата обезличена) года.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.

Судья - А.И. Афонькина Решение не вступило в законную силу а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200