К делу (Номер обезличен)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 10 июня 2010 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
с участием прокурора Архангельской Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Жаботинской В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи в интересах Коновалова В.А., Коноваловой В.А., Коноваловой М.В., Коновалова А.В, Коновалова А.С. к Администрации г. Сочи о возложении обязанности на администрацию г. Сочи предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением в интересах Коновалова В.А., Коноваловой В.А., Коноваловой М.В., Коновалова А.В, Коновалова А.С. к Администрации г. Сочи о возложении обязанности на администрацию г. Сочи предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Исковые требования обоснованы следующим.
Прокуратурой города Сочи проведена проверка по заявлению семьи Коноваловых о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что они зарегистрированы и проживают на условиях договора социального найма в квартире (...) Центрального района города Сочи. Данная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, включена в состав имущества муниципальной казны города-курорта Сочи. Многоквартирный дом (...) Центрального района города Сочи уже длительное время является непригодным для проживания, практически не имеет фундамента, стены и перекрытия деревянные, прогнившие. Внутренняя и наружная штукатурка осыпается, стены и потолки в квартирах и местах общего пользования покрыты пятнами влаги и грибком, полы прогнили и проваливаются. Санитарно-техническое оборудование находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Дом пришел в полную непригодность для проживания жильцов. Однако, как указывает прокурор, несмотря на то, что многоквартирный жилой дом (...) Центрального района города Сочи в установленном порядке признан непригодным для проживания, органами местного самоуправления до настоящего времени не принято мер по обеспечению граждан, проживающих в квартире (Номер обезличен) данного дома, другим благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.
Участвующий в судебном заседании прокурор Архангельская Е.Г. исковые требования прокурора г. Сочи поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Истцы Коновалов В.А. и Коновалова М.А. поддержали исковые требования прокурора г. Сочи, просили их удовлетворить и пояснили суду, что в их квартире в настоящее время жить невозможно, однако, несмотря на их многочисленные обращения в различные органы власти и управления, другое жилое помещение им не предоставлено. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий они не состоят, так как надеялись на расселение их инвестором, желающим осуществить строительство многоэтажного жилого дома, однако, этот вопрос не решился.
Истица Коновалова М.В., представляющая также в силу закона интересы несовершеннолетних Коновалова А.С, Коновалова А.В., в судебное заседание не явилась, направила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможном рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика - администрации г. Сочи по доверенности Бунина Е.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила суду, что постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от 12.08.2003 года № 573/4 утвержден Акт обследования жилого дома по (...) города Сочи на предмет признания его непригодным для дальнейшего проживания, данный дом признан непригодным для постоянного проживания. Капитальный ремонт этого дома производить нецелесообразно. Постановлением Главы города Сочи от 21.07.2005 года № 2302 утверждено постановление главы администрации Центрального района города Сочи от 12.08.2003 года № 573/4. Однако граждане, зарегистрированные в квартире (...) в г. Сочи, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят. Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит дом по (...). Список, 17.12.2009 года направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2020 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Истцы зарегистрированы и проживают в квартире № (...) в Центральном районе г. Сочи.
Названная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, находится в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, включена в состав имущества муниципальной казны города-курорта Сочи.
Постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от 12 августа 2003 года № 573/4 утвержден акт обследования жилого дома по (...) города Сочи, указанный дом признан непригодным для постоянного проживания, капитальный ремонт дома производить нецелесообразно.
Постановлением Главы города Сочи от 21 июля 2005 года № 2302 утверждено названное постановление Главы администрации Центрального района города Сочи от 12 августа 2003 года № 573/4.
Доводы прокурора г. Сочи о внеочередном обеспечении истцов жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам и правилам, суд признает не состоятельными, не основанными на законе.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения в случае признания дома аварийным (пункт 49).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с указанным законом аварийным жилищным фондом признается совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года, или в случае, предусмотренном главой 6.1 названного Федерального закона, до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании ч.2 ст.4 названного закона, Фонд осуществляет такие функции, как:
- рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на
предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок; и др.
В силу ст.20.2 указанного закона региональная адресная программа по переселению граждан утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1). Региональная адресная программа по переселению граждан должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2009 года в
установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом
в процессе их эксплуатации;
Переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений, приобретенных в собственность субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящей главой и переданных в муниципальную собственность в соответствии с частью 13 статьи 20.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 20.3. закона рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан осуществляется по мере их поступления (ч.1).
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) подают в Фонд заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан в пределах лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного с учетом положений части 4 статьи 20.1 настоящего Федерального закона для соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.2).
К заявке на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан прилагаются:
Из материалов дела следует, что Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит дом по (...) (номер в списке 36).
17.12.2009 года Список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
02 апреля 2010 года (Номер обезличен) в адрес Департамента жилищно-
коммунального хозяйства Краснодарского края направлено гарантийное письмо от
администрации города Сочи о выполнении указанной программы с приложением списка
домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1
января 2007 года, где дом по (...) в Центральном районе г. Сочи значится
под (Номер обезличен). I
Согласно п.1 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года №376-0-П следует, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ст.49, 52 ЖК РФ).
Из письменного сообщения МУП г. Сочи «Квартирно-правовая служба города» от 08.02.2010 года следует, что граждане, зарегистрированные в квартире (...) в г. Сочи, на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят л.д.26).
Истцы не оспаривают, что они не состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Сочи.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма, в том числе и во внеочередном прядке, урегулированы нормативно -правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 ЖК РФ.
Право на бесплатное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, в том числе и на льготных основаниях, может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил.
Переселение граждан из ветхого фонда осуществляется в рамках исполнения государством взятых на себя обязательств, направленных на реализацию задач, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы и реализуемых на первом этапе в рамках подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», а на втором этапе (с 01 января 2006 года) в соответствии с подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», согласно которой в Российской Федерации продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Названные правовые акты не содержат каких-либо особых предписаний относительно порядка и правил переселения, что нашло отражение в нормах Жилищного кодекса РФ, который не рассматривает переселение граждан в связи со сносом дома в качестве одного из способов улучшения жилищных условий граждан, при котором должны соблюдаться требования действующего законодательства о норме предоставления жилья и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истцов, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Следует отметить, что в судебном порядке согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ в суде защищается оспоренное или нарушенное право.
Право на предоставление жилого помещения определенным категориям граждан во внеочередном порядке предусмотрено действующим законодательством.
Администрация города Сочи не принимала решений об изменении такого права, равно как и не принимала решений о предоставлении жилых помещений лицам, состоящим на очереди на улучшение жилищных условий.
В связи с тем, что право на внеочередное предоставление жилого помещения
предусмотрено законом, соблюдается администрацией города Сочи, в связи с чем, факты
нарушенного или оспоренного права судом не установлены, что дает возможность
считать, что прокурор обратился в суд за защитой ненарушенного или неоспоренного
права граждан Коновалова В.А., Коноваловой В.А.
В.А., Коноваловой М.В., Коновалова А.В, Коновалова А.С..
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных прокурором города Сочи требований в интересах указанных лиц к администрации города Сочи о возложении обязанности на администрацию г. Сочи во внеочередном порядке по договору социального найма предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения данного спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Сочи в интересах Коновалова В.А., Коноваловой В.А., Коноваловой М.В., Коновалова А.В, Коновалова А.С. к Администрации г. Сочи о возложении обязанности на администрацию г. Сочи во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам - отказать.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 15.06.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный
районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня составления
мотивированного решения суда.
Председательствующий Е.М. Вергунова