Электронная копияР Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2010 г. г. Сочи
Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре Севидовой Е.П., рассмотрев исковое заявление прокурора Лазаревского района г. Сочи к Управлению по образованию и науке администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия по обеспечению контроля за обеспечением мер пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лазаревского района города Сочи обратился в суд с иском к Управлению по образованию и науке администрации г.Сочи о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за обеспечением мер пожарной безопасности при осуществлении деятельности МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) и возложении обязанности на руководителей указанных образовательных учреждений по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель прокурора Лазаревского района г. Сочи заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что во исполнение задания Прокуратуры Краснодарского края в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму, прокуратурой Лазаревского района проведена проверка принятия мер органами образования по антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в ходе которой выявлены нарушения антитеррористической защищенности образовательных учреждений МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) . Установлено, что указанными образовательными учреждениями допускаются многочисленные нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", зарегистрированного в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838. По результатам проведенной проверки в отношении указанных образовательных учреждений вынесены постановления по делам об административных правонарушениях. Выявленные нарушения противопожарной безопасности свидетельствуют о том, что помещения общеобразовательных учреждений находятся в ненадлежащем техническом состоянии, при котором обеспечение безопасности проведения учебного процесса является невозможным. Несоблюдение требований законодательства руководителями данных образовательных учреждений может привести при возникновении угрозы террористического акта к невозможности принятия мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий. Бездействие Управления по образованию и науке администрации г.Сочи по организации надлежащего контроля за деятельностью указанных образовательных учреждений ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в частности детей и должностных лиц, посещающих указанные учебные учреждения. По этим снованиям просит признать незаконным бездействие Управления по образованию и науке администрации г.Сочи, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за обеспечением мер пожарной безопасности при осуществлении деятельности МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) Лазаревского района г. Сочи и возложении обязанности на руководителей указанных образовательных учреждений по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель Управления по образованию и науке администрации г.Сочи исковые требования прокурора не признала и пояснила, что Управлением по образованию и науке администрации г.Сочи были приняты все меры к обеспечению мер пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи. Руководителя указанных общеобразовательных учреждений, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, привлечены к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании представители Управления по образованию и науке администрации г.Сочи МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) заявленные требования признали, пояснили, что в настоящее время ими приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 37 ФЗ «О пожарной безопасности» возложена обязанность на предприятия, учреждения, организации содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; соблюдать требования пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Лазаревского района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и полноты принятия мер органами образования по антитеррористической защищенности образовательных учреждений района.
В ходе проверки образовательных учреждениях МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) , МУ СОШ (номер обезличен) выявлен ряд нарушений требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838.
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы (номер обезличен) города Сочи (МУ СОШ (номер обезличен) ) установлено, что территория школы полностью огорожена, при этом ворота в задней части двора не закрыты, что приводит к свободному доступу на территорию посторонних лиц и парковке не служебных автотранспортных средств. На момент проверки проезд открыт и на школьной площадке находятся 3 автомобиля, не имеющие принадлежности к указанному образовательному учреждению. При этом список автотранспортных средств, осуществляющих проезд на территорию школы, отсутствует. В здании образовательного учреждения осуществляются дежурства и охрана ЧОП ..., однако на проходной дежурный персонал не обеспечен информационным листом с номерами телефонов служб экстренной помощи ГО и ЧС, памяткой по действиям в условиях возникновения чрезвычайной ситуации, в т.ч. при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта. Не на должном уровне находится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. В здании образовательного учреждения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, а также п.п.98, 108 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация не исправна (лучи № 18 - коридор 4-го этажа, и № 19 - актовый зал, не работали), допускается эксплуатация углекислотного огнетушителя без раструба (спортивный зал). В правом крыле первого этажа пожарный шланг находился в разобранном виде. Запасные ключи от эвакуационных выходов первого этажа находятся в кабинете зам.директора по АХЧ ФИО1 на втором этаже здания, что затрудняет возможность незамедлительного использования эвакуационного выхода в случае отсутствия ответственных лиц (тренеров, работников бухгалтерии).
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения лицей (номер обезличен) (...) (МОУ Лицей (номер обезличен) ) установлено, что территория школы полностью огорожена, при этом ворота в задней части двора не закрыты, что приводит к свободному доступу на территорию посторонних лиц и парковке не служебных автотранспортных средств. На момент проверки проезд открыт и на площадке около здания лицея находятся 3 автомобиля, не имеющие принадлежности к указанному образовательному учреждению. При этом в списке автотранспортных средств, осуществляющих проезд на территорию лицея, данный автотранспорт отсутствует. В здании образовательного учреждения охрана осуществляется силами сторожей и ответственного дежурного, при этом, услуги какого-либо охранного предприятия не используются. Согласно журнала обхода территории 21, 24, 26, 27 апреля 2010 Г. ответственными дежурными обход территории и помещений осуществлен только дважды. Указанные факты свидетельствуют о слабой антитеррористической защищенности объекта в условиях возникновения чрезвычайной ситуации, в т.ч. при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта. Не на должном уровне находится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. В здании образовательного учреждения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, а также п.п.98, 108 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация была не исправна (луч № 18 - кабинет английского языка, не работал), допускается эксплуатация углекислотного огнетушителя без раструба (холл второго этажа). В помещении библиотеки веревочный канат, используемый для эвакуации, не закреплен. Запасные ключи от кабинетов с огнетушителями второго этажа находятся в кабинете зам.директора по АХЧ ФИО2 на первом этаже здания, что затрудняет возможность незамедлительного использования средств пожаротушения.
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы (номер обезличен) города Сочи (МУ СОШ (номер обезличен) ) установлено, что территория школы частично огорожена, при этом имеются три прохода, которые не закрыты, что приводит к свободному доступу на территорию посторонних лиц. Проезд на школьный двор осуществляется через установленный шлагбаум. На прилегающей территории к школьному двору располагаются частные домовладения, имеющие выход с участка только через школьный двор и использующие его для проезда личного автотранспорта. При этом, администрацией школы список автотранспортных средств, осуществляющих проезд на территорию школы, не разработан, что приводит к свободному доступу на территорию посторонних лиц и парковке не служебных автотранспортных средств. Не на должном уровне находится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. В здании образовательного учреждения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, а также п.п.16, 98, 108 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация не исправна (лучи № 15 и № 17 не работают), отсутствуют средства пожаротушения (огнетушители) в актовом зале четырех этажного корпуса и спортивном зале трех этажного корпуса № 3. Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в помещении начальной школы (класс № 1 «б»), отсутствует система оповещения людей при пожаре в спортивном зале трех этажного корпуса № 3. В этом же корпусе пути эвакуации первого этажа заблокированы (навесной замок с наружной стороны дверей). Не обеспечен свободный выход на пути эвакуации из левого крыла (северного крыла) здания начальной школы. На пути имеется калитка, закрытая на замок, ключи от которой находятся в кабинете зам.директора по АХЧ ФИО3, расположенном в корпусе № 3, что затрудняет возможность незамедлительного использования эвакуационного выхода.
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения вечерней (сменной) образовательной школы (номер обезличен) города Сочи (МОУ В(С)ОШ (номер обезличен) ) установлено, что территория школы полностью огорожена, при этом ворота на (...) и на (...) не закрыты, что приводит к свободному доступу на территорию посторонних лиц и парковке посторонних транспортных средств. На момент проверки проезд открыт и на школьной площадке находятся 3 автомобиля, не имеющие принадлежности к указанному образовательному учреждению. При этом список автотранспортных средств, осуществляющих проезд на территорию школы, отсутствует. Не на должном уровне находится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. В здании образовательного учреждения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, а также п.п.96, 98 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация не исправна (лучи № 7 и № 5 не работали), отсутствует договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации.
В ходе проверки муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы (номер обезличен) города Сочи (МУ СОШ (номер обезличен) ) установлено, что обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса находится не на должном уровне. В здании образовательного учреждения в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, а также «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03 незакончен монтаж АПС и системы оповещения о пожаре с выводом сигнала в помещение с круглосуточным пребыванием людей или на пульт «01» (п.98 правил ПБ01-03), неопределенна категория взрывопожарной и пожарной опасности, класс, зоны, устройства электроустановок для всех производственных и складских помещений (п. 33 правил ПБ01-03), неустановленны на эвакуационные двери замки с возможностью их открывания изнутри без ключа (п. 52 правил ПБ01-03). Необходимо демонтировать горючую отделку путей эвакуации на 3-ем этаже блока актового зала (линолеум) (п.6.25 СНиП 21-01-97), оборудовать имеющиеся резервуары для воды подводящими и отводящими трубопроводами (п.9.12 СНиП 02.04.02), выполнить ширину дверей выходов из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 человек, размером не менее 0,9 м. (п. 1.107 СНиП 02.08.02-89), выполнить ширину эвакуационного выхода из помещения столовой размером 1,2 м. (п.6.16 СНиП 21-01-97). Установить противопожарные двери и люки 2-го типа с пределом огнестойкости EI 30 выхода на чердак (п.8.4 СНиП 21-01-97), исключить устройство бытовых помещений под лестничными маршами на 1-ом этаже и в блоке актового зала (п.6.32 СНиП 21-01-97), выполнить двери эвакуационного выхода из блока актового зала на 3-ем этаже шириной не менее 0,8 м. (п.6.16 СНиП 21-01-97), оборудовать помещения котельной АПС (п.4 НПБ 110-03), обеспечить пределом огнестойкости 0,6 часа двери электрощитовых и венткамер (1.82 СНиП 02.08.02-89), обеспечить двери на путях эвакуации 2-го этажа, 1-го этажа лестничной клетки актового зала открыванием по направлению выхода из здания (6.17 СНиП 21-01-97).
Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Выявленные нарушения противопожарной безопасности, свидетельствуют о том, что помещения общеобразовательных учреждений находятся в ненадлежащем техническом состоянии, при котором обеспечение безопасности при проведении учебного процесса является невозможным.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ОЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Данные лица за правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Несоблюдение требований законодательства руководителями образовательных учреждений МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) может привести при возникновении угрозы террористического акта в образовательных учреждениях к невозможности принятия мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что данные образовательные учреждения нарушают требования Федерального закона «О пожарной безопасности» в части обеспечения условий, гарантирующих охрану здоровья и жизни граждан.
Бездействие Управления по образованию и науке администрации г.Сочи по обеспечению надлежащего контроля за деятельностью указанных образовательных учреждений ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в частности детей и должностных лиц, посещающих указанные учебные учреждения.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить иск прокурора Лазаревского района города Сочи к Управлению по образованию и науке администрации (...) о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащего контроля за обеспечением мер пожарной безопасности при осуществлении деятельности МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ (номер обезличен) «Лицей», МОУ СОШ (номер обезличен) , МОУ «Вечерняя школа (номер обезличен) », МУ СОШ (номер обезличен) и о возложении обязанности на руководителей указанных образовательных учреждений по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления по образованию и науке администрации г. Сочи по обеспечению надлежащего контроля за принятием мер пожарной безопасности при осуществлении деятельности Муниципальным образовательным учреждением средней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальным образовательным учреждением (номер обезличен) «Лицей», Муниципальным образовательным учреждением средней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальным образовательным учреждением вечерней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальным образовательным учреждением средней образовательной школы (номер обезличен) .
Обязать Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальное образовательное учреждение (номер обезличен) «Лицей», Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальное образовательное учреждение вечерней образовательной школы (номер обезличен) , Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы (номер обезличен) устранить выявленные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено судом 12.07.2010 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Не вступило в законную силу.
Согласовано 13.07.2010 г.
Судья Курин Ю.В.