К делу (Номер обезличен)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(Дата обезличена) года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Афонькиной А.И.,
при секретаре Кунина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по заявлению Титова А.Б. об оспаривании действий Администрации города Сочи, связанных с исключением из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий
УСТАНОВИЛ:
Титов А.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации города Сочи, связанных с исключением из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указал, что с (Дата обезличена) года по (Дата обезличена) года он проходил военную службу по контракту в войсковой части (Номер обезличен), подчиненной в настоящее время Федеральной службе охраны Российской Федерации, в гор. Сочи в должности начальника радиостанции, где в (Дата обезличена) был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки военнослужащих на получение жилого помещения для постоянного проживания.
Контракт о прохождении военной службы был заключен им с (...) в лице командира войсковой части (Номер обезличен).
Состав семьи: жена- (...), дочь- (...), (Дата обезличена) года рождения и сын жены от первого брака- (...), (Дата обезличена) года рождения.
В период службы, в связи с отсутствием в воинской части необходимой жилплощади, в (Дата обезличена) года ему и членам его семьи командованием и жилищной комиссией части была предоставлена 2-х комнатная квартира, жилой площадью 29,2 кв.м. по адресу: гор. Сочи (...) которая была менее нормы, установленной действующим законодательством для Краснодарского края, но с условием оставления его и членов его семьи в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии части от (Дата обезличена) года протокол (Номер обезличен) он и члены его семьи были восстановлены в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
После этого, приказом командира войсковой части (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г. он был досрочно уволен с военной службы по подпункту «В» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и приказом командира войсковой части (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) исключен из списков личного состава части с оставлением в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 10 месяцев. Все эти годы он ожидал, когда войсковой части (Номер обезличен) распределят квартиры и ему и членам его семьи в порядке очереди улучшат жилищные условия путем предоставления дополнительной жилой площади.
Однако, в (Дата обезличена) г. ему стало известно, что в п. 3 Постановления Главы города Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) о выдаче ему и членам его семьи ордера на указанную квартиру и вселении указано об исключении его, в числе других военнослужащих, получивших квартиры, из списка очередников.
Считает исключение его и членов его семьи из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необоснованным и незаконным.
В связи с чем, просит признать действия Главы города Сочи Краснодарского края, связанные с исключением его и членов его семьи: жены- (...), дочери- (...), (Дата обезличена) года рождения и сына жены от первого брака- (...), (Дата обезличена) года рождения из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необоснованными и незаконными и обязать Главу города Сочи отменить п.3 постановления от (Дата обезличена) года (Номер обезличен) в части исключения его и членов его семьи из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, при этом пояснил, что установленный законом трехмесячный срок оспаривания решения органа местного самоуправления ими пропущен не был, так как они узнали, что в п. 3 Постановления Главы города Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) о выдаче ему и членам его семьи ордера на квартиру и вселении указано об исключении его, в числе других военнослужащих, получивших квартиры, из списка очередников, только лишь в июне 2010 г. при рассмотрении дела по заявлению Титова А.Б. об оспаривании решения жилищной комиссии и командира воинской части (Номер обезличен) об исключении его с членами семьи из списков на получение жилья в суде кассационной инстанции.
Представитель Администрации гор.Сочи заявленные требования не признала
Представитель МУП «Квартирно-правовая служба города» пояснила, что Титов А.Б. на учете у них не состоит и они ничего по этому поводу пояснить не могут. Доказательств, что они направляли Титову А.Б. копию постановления либо извещение о снятии его с очереди, представить не могут.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что требования заявителя Титова А.Б. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 28 ЖК РСФСР, действовавшего в период предоставления Титову А.Б. квартиры жилые помещения предоставлялись гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих в данном населенном пункте, а ст. 33 ЖК РСФСР было установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
В части 3 ст. 30 ЖК РСФСР было определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1 порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления РФ, субъектов РФ в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В силу подпункта «Б» пункта 60 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Краснодарском крае, утвержденных решением Краснодарского краевого Совета народных депутатов от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен), действовавших на период предоставления квартиры Титову А.Б. жилая площадь предоставлялась в городах, поселках городского типа, курортных местностях в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами- не менее 7,7 кв.м., но не более 10 кв.м. на человека.
На основании пункта 62 указанных Правил, жилая площадь может быть предоставлена очереднику менее нормы, установленной пунктом 60 данных Правил, а также без учета требований части первой пункта 61 настоящих Правил при отсутствии необходимой жилой площади с письменного согласия гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи, но с оставлением на учете для улучшения жилищных условий с прежней датой.
Решением жилищной комиссии войсковой части (Номер обезличен) протокол (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г. Титов А.Б. был восстановлен в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из содержания п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим- гражданам, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ.
Согласно п.13 ст. 15 указанного Закона военнослужащие- граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.ст. 10; 75; 79 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации предусмотрено обеспечение реализации прав и социальная защита военнослужащих и членов их семей является обязанностью командиров тех воинских частей, в которых военнослужащие проходят службу либо к компетенции которых отнесено решение этих вопросов.
В силу ст.ст. 4; 8;9 Положения о порядке прохождения военной службы заключают с военнослужащими от имени Министерства обороны Российской Федерации и иных органов федеральной власти, в которых предусмотрена военная служба, контракт о прохождении военной службы и обеспечивают выполнение условий этого контракта.
В соответствии со ст. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ предоставление жилых помещений военнослужащим должно производится в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилые помещения предоставляются ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Согласно п.1 ст. 30 Инструкции военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы в случае улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и если отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Как видно их материалов дела Титов А.Б. с (Дата обезличена) года по (Дата обезличена) года проходил военную службу по контракту в войсковой части (Номер обезличен) подчиненной в настоящее время Федеральной службе охраны Российской Федерации, в гор. Сочи в должности начальника радиостанции. В (Дата обезличена) им было подано заявление с просьбой о постановке его и членов его семьи: жены- (...), дочери- (...), (Дата обезличена) года рождения и сына жены от первого брака- (...), (Дата обезличена) года рождения на очередь для получения жилой площади. В этом же году он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки военнослужащих на получение жилого помещения для постоянного проживания. В (Дата обезличена) году ему и членам его семьи была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью 29,2 кв.м. в доме (Номер обезличен) по (...) гор. Сочи.
Как подтверждается материалами дела, Титов А.Б. и члены его семьи были согласны на получение двухкомнатной квартиры площадью 29,22 кв.м., расположенной по адресу: гор. Сочи (...).), но без снятия с очереди. И им на основании ордера серии (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г. была предоставлена указанная квартира, которая по площади была менее той, которая была положена семье из четырех человек (то есть, на каждого члена семьи при предоставлении должно быть не менее 7,7 кв.м., то есть квартира должна была быть предоставлена не менее 30,8 кв.м.).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
МУП г. Сочи «Квартирно-правовая служба города» и Администрация г. Сочи не представили доказательств того, что ими был извещен Титов А.Б. о снятии его и членов его семьи с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. В представленных документах сведений о том, что Титов А.Б. или члены его семьи давали согласие на исключение из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется. Имеются только их согласие на вселение в предоставляемую им квартиру и обязательство об освобождении занимаемой ими квартиры, жилой площадью 12,0 кв.м. в доме (Номер обезличен) по (...), находящейся на балансе в/ч (Номер обезличен)
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для исключения из списков очередников Титова А.Б. не имелось, п.3 постановления Главы города Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) в части исключения Титова А.Б. и членов его семьи: жены- (...), дочери- (...), сына жены от первого брака- (...) из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, и, следовательно, подлежит отмене.
Суд считает, что заявителем не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд за защитой своих прав исходя из следующего.
В соответствии со ст.200 ч.1 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
О том, что Титову А.Б. не было известно о снятии его с очереди на улучшении жилищных условий, свидетельствует решение (...) суда гор.Сочи от (Дата обезличена) года по его заявлению об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части (Номер обезличен), вступившее в законную силу, согласно которому суд обязал жилищную комиссию и командира в/ч (Номер обезличен) восстановить Титова А.Б. и членов его семьи в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с прежней датой, то есть с (Дата обезличена) года л.д.14-18). Из мотивировочной части решения усматривается, что заявитель узнал о снятии его с очереди в войсковой части в ответе командира войсковой части (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года, в связи с чем сражу же обжаловал решение жилищной комиссии в военный суд, который возвратил ему заявление в связи с неподсудностью спору военному суду. О том, что в постановлении Администрации города Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года также указано о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в момент рассмотрения дела известно не было.
Как пояснил заявитель, и его доводы в этой части ничем не опровергнуты, об исключении его из списка очередников Администрацией города Сочи, он узнал при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, при обжаловании войсковой частью решения Адлерского суда гор.Сочи, куда было представлено данное постановление.
Удовлетворяя заявление, суд считает, что при этом никоим образом не нарушаются права других лиц, состоящих в очереди, поскольку обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих лежит не на Администрации гор.Сочи, а на войсковой части.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Титова А.Б. об оспаривании действий Администрации города Сочи связанных с исключением из списков очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий- удовлетворить.
Признать незаконным п.3 постановления Администрации города Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года в части исключения Титова А.Б. и членов его семьи: жены- (...), дочери- (...), (Дата обезличена) года рождения и сына жены от первого брака- (...), (Дата обезличена) года рождения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию (...) отменить п.3 постановления Администрации (...) (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года в части исключения Титова А.Б. и членов его семьи: жены- (...), дочери- (...), (Дата обезличена) года рождения и сына жены от первого брака- (...), (Дата обезличена) года рождения из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено (Дата обезличена) года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья - А.И. Афонькина
Решение не вступило в законную силу.