об оспаривании решения органа местного самоуправления



К делу (Номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Дата обезличена) года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Жаботинской В.П.,

с участием прокурора Гребенюк О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Устьяна З.А. о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи восстановить Устьяна З.А. в общем списке, списке «участники Великой Отечественной войны», «инвалиды Великой Отечественной войны» в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд в интересах Устьян З.А. с заявлением о признании Распоряжения главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) г. (Номер обезличен) «Об утверждении Протокола (Номер обезличен) заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года» в части решения об исключении Устьяна З.А. из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, незаконным и возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи восстановить Устьяна З.А. в общем списке, списке «участники Великой Отечественной войны», «инвалиды Великой Отечественной войны» в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Заявленные требования мотивированы следующим.

Устьян З.А. является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы, зачислен в общую очередь участников и инвалидов Великой Отечественной войны (протокол заседания жилкомиссии администрации Центрального района г. Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена), утвержденный постановлением главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) (Номер обезличен)), живет в доме (Номер обезличен) по (...) в Центральном районе г. Сочи общей площадью 121,9 кв.м., жилой - 58,3 кв.м. совместно с членами его семьи - (...)

Оспариваемым Распоряжением главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) (Номер обезличен) утвержден протокол (Номер обезличен) заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года, которым Устьян З.А. исключен из всех списков на получение жилой площади в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Названное Распоряжение главы администрации Центрального района г. Сочи в указанной части, по мнению прокурора, является незаконным, так как Устьян З.А. исключен из списков на получение жилого помещения на основании ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29.12.04 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

На основании ст.ст. 14, 15 ФЗ от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам и ветеранам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.08 № 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления. Согласно п. 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 02.11.90 № 500 (действовавших в тот период времени), граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения. Пунктом 60 Правил данный размер устанавливался до 18 кв.м. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Частью 1 Решения Городского собрания Сочи от 14.02.06 № 21 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи и Положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов города Сочи" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в городе Сочи в размере: - 18 квадратных метров - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; - 42 квадратных метра - на семью из двух человек; - 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина. Таким образом, Устьян З.А. является инвалидом Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом доме вместе со своими родственниками: (...). на площади менее установленного размера.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Заявитель Устьян З.А. и его представитель поддержали требования прокурора Центрального района г. Сочи по данному делу в полном объеме и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Центрального района г. Сочи по доверенности Гузь А.В. в назначенное судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в котором просила суд принять законное и обоснованное нормами действующего законодательства решение, учитывая положения ст.ст. 14, 15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 50, 54 Жилищного Кодекса РФ, решение Городского собрания города Сочи от 14.02.2006 года № 21 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении порядка рассмотрения обращения граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи и положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов города Сочи».

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав заключение прокурора, мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором в интересах Устьян З.А. требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Материалами дела установлено следующее.

Устьян З.А. является инвалидом Великой Отечественной войны второй группы л.д. 41).

Согласно свидетельства о государственной регистрации серии (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г., собственник является собственником помещений общей площадью 121,9 кв.м., жилой 58,3 кв.м., расположенной по адресу: г. Сочи, Центральный район, (...) (...) л.д. 25).

Из выписки из лицевого счета жилого помещения, выданной МУП г. Сочи «Городской информационно-вычислительный центр», следует, что Устьян З.А. проживает в (...) по (...) в (...) (...) совместно с семьей сына: (...). л.д. 51-54).

Тот факт, что Устьян З.А проживает в доме совместно с указанными выше лицами, также подтверждается представленной суду копией домовой книги л.д. 67-75).

Из технического паспорта филиала в городе Сочи ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" также следует, что общая площадь указанного дома составляет 121,9 кв., в том числе жилая площадь - 58,3 кв.м. л.д. 26-39).

Кроме того, Устьян З.А. не числится собственником домовладений и квартир в г. Сочи л.д. 22, 23).

Оспариваемым Распоряжением главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) (Номер обезличен) утвержден протокол (Номер обезличен) заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года, которым Устьян З.А., состоящий на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общем списке и в списке «Участники Великой Отечественной Войны» по Центральному району города Сочи с 2004 года, исключен из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ « О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».

Как указано в выписке из протокола, в частном доме (Номер обезличен) по (...) в г. Сочи площадью 121, 9 кв.м., в котором зарегистрирован Устьян З.А., проживают 12 человек, до (Дата обезличена) года были зарегистрированы 10 человек на общей площади 121,9 кв.м., на учете состоит с (Дата обезличена) года, норма предоставления 12 кв.м. общей площади л.д. 55).

Доводы прокурора о признании незаконным указанного распоряжения Главы администрации Центрального района г. Сочи суд признает обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

На основании Федерального Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» от 06.05.2010 года подпункт 4 пункта 1 ст.14 ФЗ «О Ветеранах» изложен в следующей редакции:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.08 № 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" предусмотрено, что учет нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления.

Согласно п. 23 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных решением Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 02.11.90 № 500 (действовавших в тот период времени), граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения. Пунктом 60 Правил данный размер устанавливался до 18 кв.м.

Частью 1 Решения Городского собрания Сочи от 14.02.06 № 21 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде города Сочи, утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи и Положения об общественных комиссиях по жилищным вопросам при администрациях районов города Сочи" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в городе Сочи в размере:

18 квадратных метров - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

42 квадратных метра - на семью из двух человек;

33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.04 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как следует из материалов дела, основания, предусмотренные пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для исключения Устьян З.А. из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, отсутствуют.

Следовательно, решение жилищной комиссии при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года в части исключения Устьян З.А. из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, противоречит вышеизложенным требованиям закона.

Таким образом, требование прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Устьян З.А. о признании распоряжения Главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) (Номер обезличен) «Об утверждении Протокола (Номер обезличен) заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года» в части решения об исключении Устьяна З.А. из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, основано на нормах закона и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1). Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу (ч.2). В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса (ч.3).

На основании ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч.1). В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Центрального района г. Сочи в интересах Устьяна З.А. о признании решения органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности на администрацию Центрального района г. Сочи восстановить Устьяна З.А. в общем списке, списке «участники Великой Отечественной войны», «инвалиды Великой Отечественной войны» в качестве нуждающихся в жилых помещениях - удовлетворить.

Признать распоряжение главы администрации Центрального района г. Сочи от (Дата обезличена) № (Номер обезличен) «Об утверждении Протокола № (Номер обезличен) заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района города Сочи от (Дата обезличена) года» в части решения об исключении Устьяна З.А. из всех списков в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, незаконным.

Обязать администрацию Центрального района г. Сочи устранить допущенное нарушение закона путем восстановления Устьяна З.А. в общем списке, списке «участники Великой Отечественной войны», «инвалиды Великой Отечественной войны» в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено (Дата обезличена) года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200