об оспаривании действий органа местного самоуправления



К делу (Номер обезличен)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи (Дата обезличена) года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи председателя Центрального районного суда г. Сочи Лаврик А.В.,

при секретаре судебного заседания Ангелатос А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Анисимович Т.А. к администрации г. Сочи о признании бездействия, выраженного в непризнании жилого строения пригодным для постоянного проживания граждан, создающим препятствия в осуществлении прав, о признании пригодным для постоянного проживания жилого строения литер А, общей площадью 390,4 кв.м, жилой площадью 111,6 кв.м, расположенного по адресу (...),

У С Т А Н О В И Л:

Анисимович Т.А. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением к администрации г. Сочи о признании бездействия, выраженного в непризнании жилого строения пригодным для постоянного проживания граждан, создающим препятствия в осуществлении прав, о признании пригодным для постоянного проживания жилого строения литер А, общей площадью 390,4 кв.м, жилой площадью 111,6 кв.м, расположенного по адресу (...).

В основу заявленных требований заявитель положил то обстоятельство, что ему на праве собственности принадлежит жилое строение литер А, общей площадью 390,4 кв.м, расположенное по адресу (...). Данное строение расположено на принадлежащем заявителю земельном участке земель населенных пунктов с разрешенным использованием для садоводства. Согласно заключения № 0.191 от 03.11.2009 года жилое строение соответствует требованиям СНиП, предъявляемым к жилым помещениям и пригодно для круглогодичного проживания. Данное жилое строение является основным местом жительства заявителя. При обращении 03.06.2010 года в орган местного самоуправления для решения вопроса о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, никакого ответа не получено. Заявитель считает, что бездействие органа местного самоуправления нарушает ее конституционные права на жилье.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности настаивал на удовлетворении заявления в полном объеме и пояснил, что Анисимович Т.А. является собственником жилого строения без права регистрации, указанное строение фактически пригодно для круглогодичного проживания и является ее основным местом жительства. Заявитель, имея намерение зарегистрироваться по месту жительства по указанному адресу, обратилась в орган местного самоуправления на имя главы города Сочи с заявлением о признании жилого строения пригодным для проживания. Тем не менее, до сегодняшнего дня ей не получен ни отрицательный, ни положительный ответ. Заявитель считает бездействие администрации нарушающим ее конституционные права собственника и права на жилье.

Представитель администрации города Сочи в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилась и указала, что, несмотря на отсутствие в тридцатидневный срок ответа администрации, заявление Анисимович Т.А. возможно передано на рассмотрение межведомственной комиссии при администрации города Сочи. Считает, что права заявителя не нарушены, и ей необходимо выяснить дальнейшее продвижение ее заявления.

Заслушав доводы представителя заявителя, представителя органа местного самоуправления, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом достоверно и объективно установлено, что Анисимович Т.А. на праве собственности принадлежит жилое строение без права регистрации общей площадью 390,4 кв.м., расположенное по адресу (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (Номер обезличен) от (Дата обезличена) года.

Указанное жилое строение расположено в границах принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка площадью 415 кв.м., расположенного по адресу (...), относящийся к категории земель - населенных пунктов с разрешением использования для садоводства, кадастровый номер (Номер обезличен), что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (Номер обезличен) от (Дата обезличена)г.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи данному садовому дому присвоен регистрационный адрес (...).

Судом достоверно и объективно установлено, что заявитель 03.06.2010 года обратилась в администрацию города Сочи с заявлением о получении заключения о признании ее жилого строения пригодным для проживания.

Согласно, пункта 3.5 Постановления главы администрации Краснодарского края от 29.12.2009 года «Об утверждении положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания» комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 3.6 настоящего положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе судебного заседания представитель администрации города Сочи не предоставил суду доказательств, подтверждающих совершение в установленный срок юридически значимых действий, связанных с заявлением Анисимович Т.А. от 03.06.2010 года.

Суд, исходя из положений части 1 статьи 249 ГПК РФ, согласно которой обязанности по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на орган местного самоуправления, признает отсутствие юридически значимых действий администрации города Сочи в связи с заявлением о признании жилого строения пригодным для проживания бездействием, ограничивающим права заявителя как собственника жилого строения и реализации ее права на жилье.

Согласно п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение является пригодным для постоянного проживания граждан, если оно отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

В соответствии с п.19 Правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 8 сентября 2006 г. N 268 обязательными показателями, вносимыми в единый государственный реестр объектов капитального строительства, являются жилая площадь и количество жилых комнат, которые вносятся на основании технического паспорта, составленного по результатам технической инвентаризации.

Как следует из представленного суду технического паспорта, выполненного 26 октября 2009 года филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» общая площадь жилого строения составляет 390,4 квадратных метров, из них жилая площадь 111,6 квадратных метров, что позволяет суду сделать вывод о том, что данное жилое строение пригодно для постоянного проживания граждан, так как сведения, полученные от организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета.

Кроме того, суду представлено экспертное заключение № 0.191 от 03.11.2009 года ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт», согласно которого жилое строение, расположенное по (...), соответствует требованиям СНиП, предъявляемым к жилым помещениям, в том числе противопожарным и антисейсмическим нормам. Рассматриваемое жилое строение выполнено в соответствии с требованиями строительных, противопожарных норм и правил, СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», поэтому охраняемые законом интересы других лиц - не нарушает, опасность жизни и здоровью - не создает. Указанное жилое строение пригодно для постоянного проживания, имеются все необходимые коммуникации для его эксплуатации. Рассматриваемое жилое строение по своему составу и размерам помещений, входящих в его состав соответствует требованиям к жилым домам СНиП 31-02-2001, соответствует определению «жилой дом», согласно ст.16 ЖК РФ. Общая площадь жилого дома 390,4 кв.м., жилая площадь 111,6 кв.м., подсобная площадь дома 278,8 кв.м.

Суд, дав оценку данному заключению, приходит к выводу о его принятии в качестве допустимого доказательства по делу, так как оно выполнено квалифицированными специалистами, имеющим соответствующее высшее образование и длительный стаж работы по специальности,, кроме того, оно объективно согласуется с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Из истребованных судом из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сведений, судом достоверно и объективно установлено, что заявителю на праве собственности не принадлежит иного жилого недвижимого имущества, кроме указанного в заявлении жилого строения.

Суд считает данное обстоятельство необходимым условием и одним из оснований для удовлетворения требований заявителя, так как иное ограничивало бы конституционное право гражданина иметь жилье в собственности.

Согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ранее определением Центрального районного суда от 17 июня 2010 года заявление Анисимович Т.А. об установлении факта пригодности для постоянного проживания и регистрации граждан указанного жилого строения было оставлено без рассмотрения и ей было разъяснено право вновь обратиться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2009 года утверждено «Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания», согласно которому признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, органом местного самоуправления в установленном им порядке. Из указанного постановления следует, что жилым признается индивидуально-определенное строение, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям. Жилые строения должны располагаться на садовых земельных участках в границах населенных пунктов в соответствии с функциональным зонированием территории, а также с учетом требований по обеспечению водой для наружного пожаротушения и иметь адресные данные (наименование населенного пункта, название улицы, номер дома).

Таким образом, суд с учетом характеристик жилого строения, следующих из технического паспорта и экспертного заключения, а именно соответствия его противопожарным и антисейсмическим нормам, наличия в нем отдельных жилых комнат и помещений вспомогательного использования, присвоенного ему адреса, приходит к выводу о соответствии его предъявляемым законодателем требованиям к жилым строениям пригодным для проживания.

Постановлением главы администрации города Сочи от 17.05.2010 года № 270-р утвержден состав городской межведомственной комиссии по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

Однако администрацией города Сочи в ходе судебного заседания не предоставлено доказательств рассмотрения заявления Анисимович Т.А. межведомственной комиссией по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

Согласно положений статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 209 ГК РФ гласит, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им иным образом.

Статья 288 ГК РФ содержит, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Суд считает, что признание жилого строения пригодным для проживания, позволит заявителю быть зарегистрированной по указанному адресу, отсутствие же регистрации по месту жительства лишало бы ее возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными льготами, принимать участие в выборах.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, оценивая исследованные по делу процессуальные доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению удовлетворить заявленные требования Анисимович Т.А..

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Анисимович Т.А. к администрации г. Сочи о признании бездействия, выраженного в непризнании жилого строения пригодным для постоянного проживания граждан, создающим препятствия в осуществлении прав, о признании пригодным для постоянного проживания жилого строения литер А, общей площадью 390,4 кв.м, жилой площадью 111,6 кв.м, расположенного по адресу (...), признать обоснованными.

Признать бездействия администрации г. Сочи, выраженные в непризнании жилого строения пригодным для постоянного проживания граждан, создающим препятствия в осуществлении прав Анисимович Т.А..

Признать жилое строение литер А, общей площадью 390,4 кв.м, жилой площадью 111,6 кв.м, расположенное по адресу (...), пригодным для постоянного проживания граждан.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Лаврик

Копия верна судья

решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200