об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи «(...) 2010 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко Н.П.,

при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колышкина А.П. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Колышкин А.П. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в котором просит считать проект границ земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи, в том числе: образованного из части земельного участка государственной собственности площадью 2229 кв.м., расположенной в кадастровом квартале с кадастровым номером (...), части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 263 кв.м. и части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 8 кв.м., в экономико-планировочной зоне (...), 1683 кв.м., расположенного в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, 817 кв.м., расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов, - утвержденным; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обеспечить приемку документов, а Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю произвести постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка; обязать администрацию города Сочи заключить сроком на 10 (десять) лет с ООО «Бриз-курорт» договор аренды указанного земельного участка; обязать ООО «Бриз-курорт» заключить с КолышкинымКолышкиным договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи.

Заявление мотивировано тем, что Колышкин А.П. 10.09.2008 г. заключил с ООО «Бриз-курорт» предварительный договор переуступки прав и обязанностей по предстоящему договору аренды земельного участка площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи, согласно пунктам 2, 3 которого ООО «Бриз-курорт» обязалось в срок до 15.01.2010 г. оформить вышеуказанный земельный участок, заключив с администрацией договор аренды, и в срок до 30.01.2010 г. переуступить права и обязанности по договору аренды земельного участка в пользу Колышкина А.П. Обязательства по предварительному договору Колышкин А.П. выполнил, однако, ООО «Бриз-курорт» так и не исполнило свои обязательства по оформлению земельного участка и заключению договора переуступки прав и обязанностей, ссылаясь на бездействие администрации г. Сочи. Так, Общество подготовило и согласовало необходимые документы, в том числе, проект границ земельного участка, однако, несмотря на заявление ООО «Бриз-курорт», постановление до настоящего времени так и не вышло, при этом никаких принципиальных отказов со стороны администрации г. Сочи не поступало.

В судебном заседании представитель заявителя по нотариально заверенной доверенности Малхасян А.Р. доводы заявления поддержал, пояснил, что ООО «Бриз-курорт» полностью в соответствии с действующим законодательством занималось формированием земельного участка, подготовило все необходимые документы для их дальнейшего утверждения администрацией г. Сочи и прохождения кадастрового учета с последующим предоставлением участка, но, из-за бездействия администрации г. Сочи, не удалось сформировать земельный участок для его предоставления ООО «Бриз-курорт», что нарушает также права и законные интересы Колышкина А.П., так как существуют препятствия в выполнении условий предварительного договора, по которому Колышкин А.П. исполнил свои обязательства по оплате за переуступку прав в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя Малхасян А.Р. увеличил заявленные требования, просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 1072 кв.м. с кадастровым номером (...), для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Сочи Улеев С.В. в судебном заседании доводы Колышкина А.П. не признал, пояснив, что законных оснований для его удовлетворения не имеется.

От представителя Отдела по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Соломахиной Э.А. поступило заявление, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела, возражений на заявление не представила.

Представитель заинтересованного лица ООО «Бриз-курорт», действующий на основании доверенности, Ванесян Л.С. заявление Колышкина А.П. поддержал, пояснил, что Обществом в целях формирования и закрепления земельного участка была проведена топографическая съемка земельного участка, выполнена градостроительная справка, а затем на их основе подготовлен проект границ на земельный участок, общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи. Во исполнение п. 1 ст. 31 ЗК РФ Общество неоднократно обращалось в администрацию г. Сочи с заявлением о согласовании и утверждении акта выбора земельного участка, предоставлении земельного участка в аренду. Администрация г. Сочи, не объясняя причин, фактически отказала согласовать акт выбор земельного участка и утвердить его, предоставив земельный участок Обществу.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд учитывает, что заявленные Колышкиным А.П. требования подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции, поскольку не являются экономическим спором между юридическими лицами, органом местного самоуправления и (или) гражданином-предпринимателем, предусмотренным ст.ст. 27-28, 33 АПК РФ.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела следующее.

10 сентября 2008 года между Колышкиным А.П. и ООО «Бриз-курорт» был заключен предварительный договор переуступки прав и обязанностей по предстоящему договору аренды земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи. Согласно п. 3 предварительного договора ООО «Бриз-Курорт» обязалось в срок до 15 января 2010 года оформить указанный земельный участок. Согласно п. 2 предварительного договора ООО «Бриз-Курорт» обязалось в срок до 30 января 2010 года переуступить права и обязанности по предстоящему договору аренды земельного участка в пользу Колышкина А.П., а Колышкин А.П. обязался принять и оплатить земельный участок. Стоимость передачи прав и обязанностей стороны оценили в 4 000 000 рублей (п. 5 предварительного договора), данная сумма была оплачена Колышкиным А.П. в полном объеме до подписания предварительного договора (п. 6 предварительного договора).

ООО «Бриз-курорт», в целях формирования земельного участка для размещения центра курортного отдыха в районе улиц Театральной и Черноморской Центрального района г. Сочи, был выполнен и согласован в установленном порядке проект границ земельного участка, площадь которого составила 1072 кв.м.

Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю согласован проект границ указанного земельного участка.

Постановлением главы города Сочи от (...) года (...) утвержден проект границ земельного участка площадью 1072 кв.м. для размещения центра курортного отдыха в районе улиц Театральной и Черноморской Центрального района г. Сочи.

На основании п. 2.1. постановления главы города Сочи от (...) года (...) ООО «Бриз-курорт» выполнило работы по межеванию земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации.

Земельный участок площадью 1072 кв.м. для размещения центра курортного отдыха в районе улиц Театральной и Черноморской Центрального района г. Сочи был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер (...) что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (...) г. (...).

В целях рационального использования земельного участка по заданию ООО «Бриз-курорт» был подготовлен проект границ земельного участка для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи площадью 2500 кв.м.

В составе проекта границ земельного участка был выполнен и согласован с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи расчет минимальной площади земельного участка, из которого следует, что минимальная площадь земельного участка, необходимая для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи, составляет 2500 кв.м.

Проект границ земельного участка для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи площадью 2500 кв.м. был согласован в установленном порядке.

06 октября 2008 года по заявлению ООО «Бриз-курорт» был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи площадью 2500 кв.м., который был согласован с главным архитектором города Сочи. Дальнейшее согласование акта выбора земельного участка администрацией г. Сочи произведено не было.

ООО «Бриз-курорт» дважды обращалось в администрацию города Сочи с заявлением об утверждении проекта границ и акта выбора земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: (...) г. Сочи, и просило предоставить в аренду указанный земельный участок для строительства центра курортного отдыха, что подтверждается соответствующими заявлениями от 25 октября 2008 г. исх. № 26, от 11.01.2009 г. исх. № 1, с отметками администрации г. Сочи о получении, в связи с чем, суд отвергает довод представителя администрации г. Сочи о том, что ООО «Бриз-курорт» не обращалось в администрацию г. Сочи по вопросу утверждения акта выбора земельного участка общей площадью 2500 кв.м.

По заявлениям об утверждении проекта границ, акта выбора земельного участка, предоставлении в аренду указанного земельного участка ООО «Бриз-курорт» администрацией г. Сочи каких решений принято не было.

Суд признает указанное бездействие органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Пункт 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривает, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта

Пунктом 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ установлено, что копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Согласно п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Пункт 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Частью 11 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2008 г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.

Согласно ответу Сочинского представительства ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 25.08.2010 г. на запрос суда и уведомлению об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от (...) г. (...), право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером (...) не зарегистрировано.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного Кодекса.

Согласно вышеуказанным нормам закона, именно администрация г. Сочи должна была сформировать земельный участок и предоставить его ООО «Бриз-курорт».

Однако, как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, несмотря на то, что орган местного самоуправления согласованием проекта границ земельного участка подтвердил возможность выделения указанного земельного участка для строительства центра курортного отдыха, до настоящего времени так и не принято решения о согласовании и предоставлении земельного участка ООО «Бриз-курорт».

Таким образом, суд приходит к убеждению, что ООО «Бриз-курорт», в соответствии с действующим законодательством, подготовило все необходимые документы по предварительному выбору земельного участка для строительства, а органом местного самоуправления - администрацией г. Сочи не приведено правовое обоснование бездействия и (или) отказа в предварительном согласовании места размещения указанного объекта.

Суд отвергает довод представителя администрации г. Сочи о том, что к сложившимся отношениям следует применить порядок предоставления земельных участков на территории г. Сочи, определенный распоряжением главы города Сочи от 04 июня 2009 г. № 562-р «Об утверждении порядков подготовки и согласования администрацией города Сочи документации по вопросам распоряжения земельными участками на территории города-курорта Сочи», поскольку указанное распоряжение вступило в силу с момента его подписания, то есть с 04.06.2009 г., и не имеет обратной силы, в то время как оспариваемое бездействие и рассматриваемые отношения возникли в 2008 году, то есть до вступления в силу распоряжения главы города Сочи от 04 июня 2009 г. № 562-р.

Согласно п. 8 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Согласно п. 9 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Бездействие администрации г. Сочи, до настоящего времени не принявшей решения по заявлениям ООО «Бриз-курорт» о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке является незаконным, нарушает права ООО «Бриз-курорт» и Колышкина А.П., так как препятствует выполнению в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществлению его государственного кадастрового учета, в связи с чем, существуют препятствия в предоставлении указанного земельного участка в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ и дальнейшей его передачи в соответствии с предварительным договором переуступки прав и обязанностей по договору аренды.

В соответствии с п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставить земельный участок, с указанием срока и условий его предоставления.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199,254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Колышкина А.П. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления признать обоснованным.

Считать проект границ земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи, в том числе: образованного из части земельного участка государственной собственности площадью 2229 кв.м., расположенной в кадастровом квартале с кадастровым номером (...), части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 263 кв.м. и части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 8 кв.м., в экономико-планировочной зоне (...), 1683 кв.м., расположенного в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, 817 кв.м., расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов - утвержденным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 1072 кв.м. с кадастровым номером (...) для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обеспечить приемку документов, а Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю произвести постановку на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной (...) (...), в том числе: образованного из части земельного участка государственной собственности площадью 2229 кв.м., расположенной в кадастровом квартале с кадастровым номером (...), части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 263 кв.м. и части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 8 кв.м., в экономико-планировочной зоне (...), 1683 кв.м., расположенного в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, 817 кв.м., расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов.

Обязать администрацию города Сочи заключить сроком на 10 (десять) лет с ООО «Бриз-курорт» договор аренды земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи, в том числе: образованного из части земельного участка государственной собственности площадью 2229 кв.м., расположенной в кадастровом квартале с кадастровым номером (...), части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 263 кв.м. и части земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 8 кв.м., в экономико-планировочной зоне (...), 1683 кв.м., расположенного в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, 817 кв.м., расположенного во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов.

Обязать ООО «Бриз-курорт» заключить с КолышкинымКолышкиным договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка общей площадью 2500 кв.м., для строительства центра курортного отдыха в районе Приморской набережной Центрального района г. Сочи.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий Н.П. Ващенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200