Дело (Номер)РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи (Дата)
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Сарибекян Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года к Корьян А.Е. об изъятии в собственность Краснодарского края для краевых нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества посредством перечисления на банковский счет ответчика денежных средств и встречного искового заявления Корьян А.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года об увеличении выкупной цены и изменении формы компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением, в котором просят изъять в собственность Краснодарского края для краевых нужд путем выкупа земельный участок (категория земель «земли населенных пунктов»), с кадастровым номером (Номер), площадью 431 кв.м., расположенный по адресу: (...), при жилом доме (Номер), принадлежащий на праве собственности гражданке Корьян А.Е., и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, посредством перечисления на банковский счет гражданки Корьян А.Е. 9 698 053 рублей, либо перечисления 9 698 053 рублей в депозит суда. А также выселить гражданку Корьян А.Е. и членов её семьи, а также иных лиц, проживающих в домовладении по адресу: (...), при жилом доме (Номер).
В обосновании заявленных требований истец указал, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (Дата) (Номер) в собственность Краснодарского края для краевых нужд путем выкупа изъят земельный участок (категория земель «земли населенных пунктов»), с кадастровым номером (Номер), площадью 431 кв.м, расположенный по адресу: (...), при жилом доме (Номер), принадлежащий на праве собственности Корьян А.Е., и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.
Земельный участок по указанному адресу попадает в границы размещения олимпийского объекта «Автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении (...) и (...) (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от (Дата) (Номер) «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении (...) и (...) (проектные и изыскательские работы, строительство)».
Ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Администрация Краснодарского края.
Ответственным исполнителем по исполнению указанного мероприятия определено Управление автомобильных дорог Краснодарского края.
В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил гражданке Корьян А.Е. уведомление от (Дата) (Номер) о принятом решении об изъятии.
(Дата) года ответчице было вручено для ознакомление соглашение в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения, в котором в п. 2 раздела 2 предусмотрена выплата Корьян А.Е. в размере 9 698 053 рублей на основании отчета от (Дата) (Номер) об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, подготовленного ООО «АФК-Аудит». До настоящего времени соглашение с гражданкой Корьян А.Е. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение не представлены. Нарушение гражданкой Корьян А.Е. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Управлению автомобильных дорог Краснодарского края для строительства олимпийского объекта краевого значения, что послужило поводом для обращения в суд.
Ответчица Корьян А.Е. не согласившись с исковыми требованиями, обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, в котором просит обязать ответчика выплатить выкупную цену за изымаемый земельный участок в размере 8620000 рублей, убытки причиненные в связи с изъятием земельного участка в размере 500000 рублей, взамен изымаемого жилого дома предоставить Корьян А.Е. три квартиры из них: Корьян А.Е. - однокомнатную квартиру не менее 33 кв.м., сыну ФИО3 - однокомнатную квартиру не менее 33 кв.м., дочери ФИО4 на состав семьи 4 человека - двухкомнатную квартиру не менее 72 кв.м. в Центральный районах города Сочи не ухудшающие социально-бытовые условия проживания. А также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей и судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 50000 рублей.
В обоснование встречных требований Корьян А.Е. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 431 кв.м. и расположенный на нем жилой дом общей площадью 137,2 кв.м., по адресу: (...), дом (Номер). Получив из Департамента уведомление об изъятии земельного участка она (Дата) направила в адрес ответчика письмо, в котором изложила свои требования относительно формы и размера компенсации, взамен изымаемого земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Указав в обоснование своих требований, что в указанном доме проживают и являются зарегистрированными члены ее семьи в составе пяти человек, при этом составляющие три отдельных семьи, поэтому Корьян А.Е. просила именно три отдельные квартиры на основании учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека. А также выплатить денежную компенсацию в размере 8 620 000 рублей за земельный участок, площадью 431 кв.м. из расчета 2 млн. за 100 кв. м. и компенсировать убытки, подлежащие возмещению, в размере 500 тыс. рублей. Однако при составлении соглашения, ее требования Департаментом рассмотрены не были.
Указывает, что предложенная Департаментом выкупная цена в размере 9 199 000 рублей, которая не соответствует действительной рыночной стоимости земельного участка с расположенным на нем жилым домом. При составлении отчета о рыночной стоимости не было учтено наличие центрального газоснабжения, телефонизации и центральной канализации в доме, в качестве исходных данных была принята неверная площадь жилого дома которая составляет не 125,9 кв.м., а 137,2 кв.м., что могло значительно повлиять на итоговую сумму выкупной цены. Кроме этого, она не согласна с тем, что при оценки рыночной стоимости жилого дома был учтен процента износа жилого дома - 57 %, так как накануне она совместно с членами своей семьи произвели капитальный ремонт всего жилого дома. На выкупную цену, указанную в соглашении, взамен жилого дома с хозяйственными постройками, в размере 3 235 964 рублей не возможно приобрести равноценное жилье, в котором смогут проживать все члены семьи Корьян А.Е.
В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года Меличко Н.В. на удовлетворении требований Департамента настаивала, в удовлетворении встречных исковых требований Корьян А.Е. просила отказать.
В судебном заседании Корьян А.Е, а также ее представители по ордеру адвокат Богомаз А.К. и доверенности Мелитонян А.С. в удовлетворении требований Департамента просили отказать, настаивали на удовлетворении встречного иска Корьян А.Е.
Участвующие в судебном заседании представители администрации города Сочи Невдах Т.П. и Управления автомобильных дорог Краснодарского края Великородный В.А и Бабенко Н.Г. посчитали подлежащими удовлетворению исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, а встречные исковые требования Корьян А.Е. оставлению без удовлетворения.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи Столповская В.А. просила в интересах несовершеннолетних внуков Корьян А.Е. удовлетворить ее исковые требования, в удовлетворении требований Департамента просила отказать.
Члены семьи Корьян А.Е. в качестве заинтересованных лиц, просили рассмотреть дело в свое отсутвие, поддерживая исковые требования Корьян А.Е., в удовлетворении требований Департамента просили отказать.
Помощник прокурора Центрального района г. Сочи Гребенюк О.Б. просила удовлетворить исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, в удовлетворении встречного иска просила отказать.
Суд, изучив материалы гражданского дела, учитывая пояснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к выводу, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению, а требования Корьян А.Е. суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено из материалов дела, Корьян А.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 431 кв.м., с кадастровым номером (Номер), расположенный по адресу: (...), и расположенный на нем жилой дом (Номер), общей площадью 125,9 кв.м., жилой площадью 33,7 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, от (Дата)г., серия (Номер) и от (Дата)г., серия (Номер), где фактически проживают и являются зарегистрированными, Корьян А.Е. и члены ее семьи, а именно: ее сын ФИО3, (Дата) г.р., дочь ФИО4, (Дата) г.р., зять ФИО35, (Дата) г.р. и их двое малолетние дочери ФИО2, (Дата) г.р., и ФИО2 (Дата) г.р., что подтверждено справкой о составе семьи от (Дата)г., (Номер), выданной паспортно-регистрационным отделом по Центральному району и свидетельством о рождении от (Дата)г., актовая запись (Номер).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края, от (Дата)г., (Номер), указанное недвижимое имущество Корьян А.Е. подлежит изъятию для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения «Автомобильная транспортная развязка в двух уровнях на пересечении (...) и (...) (проектные и изыскательные работы, строительство)» в собственность Краснодарского края путем выкупа.
На основании указанного распоряжения, Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, являющимся, на основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (Дата)г., (Номер), уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий РФ, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, в адрес Корьян А.Е. (Дата)г. исх. (Номер), было направлено уведомлением об изъятии ее недвижимого имущества.
Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества в случае выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда (ст. 282 ГК РФ).
Согласно ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением.
Согласно ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием немеленых участков» убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" даны следующие разъяснения о применении норм права, связанные с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
- нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
- правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения,
- выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ;
- требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
- резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
Государственной Думой ФС РФ 16.11.2007 года был принят Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с целью урегулирования отношений, возникающих в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпийские игры и Паралимпийские игры) и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
В силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку возникшие между сторонами правоотношения урегулированы специальными нормами Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, то при рассмотрении настоящего спора о замене формы компенсации за изымаемый объект недвижимости - жилой дом, суд считает необходим, руководствоваться этим Законом, а не ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (по аналогии).
Статья 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускает изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется: в собственность Российской Федерации - при изъятии в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; в собственность Краснодарского края - при изъятии в целях размещения олимпийских объектов краевого значения; в собственность муниципального образования город-курорт Сочи - при изъятии в целях размещения олимпийских объектов муниципального значения.
На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО проведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202026:28, площадью 431 кв.м., расположенного по адресу: (...), при жилом доме (Номер), и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно отчету об оценке от (Дата) (Номер), подготовленного ООО денежная сумма, подлежащая выплате Корьян А.Е. в качестве выкупной цены и убытков, составляет 9 698 053 рубля, в том числе:
- рыночная стоимость земельного участка площадью 431 кв.м. составляет 5963000 рублей;
- рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с учетом произведенных улучшений и совокупного износа составляет 3235964 рубля;
- размер убытков, причиненных в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения, составляет 499 053 рубля.
Доводы Корьян А.Е о том, что при проведении оценки рыночной стоимости изымаемого имущества оценщиком не верно была определена общая площадь жилого дома, не учтены сведения о том, что в жилом доме был произведен капитальный ремонт, что могло существенно повлиять на результаты оценки, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Решением Центрального районного суда от (Дата) к делу (Номер) признано право собственности Корьян А.Е. на самовольно возведенные и реконструированные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке площадью 431 кв.м. по (...) в результате чего общая площадь всех частей здания составила 137,2 кв.м., в том числе общая площадь объекта 125,9 кв.м., жилая 33,7 кв.м. В общую площадь всех частей здания вошла площадь террасы - 11,3.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
На основании решения суда соответствующая запись внесена в технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (...), (...), (...), инвентарный (Номер), составленный ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по состоянию на (Дата), который был использован для проведения оценки (лист 149 отчета об оценке (Номер)).
Из представленного свидетельства о государственной регистрации права от (Дата) серия 23-АЕ номер 352694 видно, что гражданка Корьян А.Е. зарегистрировала право собственности на жилой дом, площадью 125,9 кв.м, инвентарный (Номер), литер А, по адресу: (...), (...), (...), дом (Номер), на основании указанного решения суда.
При проведении оценки оценщик определил характеристики объекта оценки с учетом указанной записи в ЕГРП, что подтверждается выпиской из ЕГРП от (Дата) (Номер) (лист 142 отчета об оценке (Номер)).
Таким образом, оценщиком в полном соответствии с требованиями абзаца 11 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее - Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») в отчете указаны и использованы при проведении оценки документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. Таким образом, правовых оснований для использования иной характеристики площади объекта оценки оценщик не имел.
По итогам проведения экспертизы отчета об оценке эксперт-оценщик представил заключение по экспертизе и рецензию на заключение о величине убытков, причиненных правообладателю объекта в связи с изъятием, от 09.02.2010, согласно которым отчет об оценке соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Стандартов оценки, а итоговое заключение о размере убытков - соответствует требованиям законодательных и нормативных актов, а также требованиям Методических рекомендаций.
Согласно ч.24 ст.15 Закона №310-ФЗ подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечение возможности ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества осуществляются после получения отчета
В соответствии с поступившим в Департамент отчетом об оценки от (Дата) (Номер), подготовленным независимым оценщиком ООО и получившим положительное заключение от (Дата) года в целях изъятия недвижимого имущества для краевых нужд Департаментом был подготовлен проект соглашения с гражданкой Корьян А.Е., в котором в пункте 2 раздела 2 предусмотрена выплата Корьян А.Е. в размере 9 698 053 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично гражданке Корьян А.Е. (Дата). Факт получения гражданкой Корьян А.Е. проекта соглашения подтверждается отметкой о получении, сделанной (Дата) в протоколе (Номер) приема правообладателя, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.
Ответчик Корьян А.Е. свой отказ в согласовании предложенной ей выкупной цены и заявленными в судебном заседании встречными требованиями о замене денежной формы компенсации за изымаемый объект недвижимого имущества - жилой дом, общей площадью 125,9 кв.м., на компенсацию путем предоставления взамен трех квартир для себя и членов своей семьи, обосновывает такую возможность нормами части 25 ст.15 Закона №310-Ф3.
Однако указанная норма может применяться лишь в совокупности с иными нормами указанного Закона, регулирующими порядок предоставления имущества взамен изымаемого.
Частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ установлено, что при заключении соглашений, предусмотренных частью 25 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, предоставление земельных участков и расположенные на них индивидуальные жилые дома или жилые помещения в жилых домах блокированной застройки либо жилых помещений в многоквартирных домах, допускается только в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
В случаях, когда гражданам указанные объекты недвижимого имущества предоставляются взамен изымаемых, такие объекты подлежат оценке в соответствии с частью 26 статьи 15 Закона № 310-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено выше земельный участок Корьян А.Е. изымается в собственность Краснодарского края в целях размещения олимпийского объекта краевого значения, таким образом, требования Корьян А.Е. о замене денежной компенсации изымаемых объектов недвижимого имущества - жилого дома предоставлением на состав ее семьи 2 -х однокомнатных и 1 двухкомнатную квартиры не основан на нормах Закона № 310-ФЗ. Кроме того, Корьян А.Е. требуемые объекты недвижимости - квартиры не определены, стоимость их на основании ч. 26 ст. 15 Закона не установлена на основании отчета об оценке. Поэтому суд отказывает Корьян А.Е. в требовании о предоставлении квартиры взамен изымаемого дома.
Требования Корьян А.Е. об увеличении рыночной стоимости изымаемого земельного участка до 8600000 рублей и убытков до 500000 рублей также не основаны на нормах действующего законодательства.
Так как самостоятельная оценка правообладателем стоимости своего имущества, не основанная на выводах лица, которому специальным законом предоставлено право осуществлять оценку, то есть оценщику, не может быть положена в основу решения органа исполнительной власти и суда.
Более того, согласно ч. 26 ст. 15 Закона № 310-ФЗ выкупная цена земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, предусмотренные указанным в части 25 настоящей статьи соглашением, не могут превышать размеры, определенные в отчете об указанной в части 21 настоящей статьи оценке.
Также довод встречного искового заявления о необходимости предоставления Корьян А.Е. двух однокомнатных квартир и одной двухкомнатной противоречит статье 3 Конституции Российской Федерации, в силу которой условием принудительного отчуждения является равноценное возмещение, а также положениям Закона № 310-ФЗ.
Под термином равноценное имущество понимается имущество равное по цене изымаемому.
Из требований встречного искового заявления следует, что Корьян А.Е. требует возмещения рыночной цены за земельный участок в денежной форме и убытков, причиненных изъятием, в размере примерно равном общей сумме, подлежащей выплате ей в соответствии с отчетом об оценке (Номер), а также дополнительно предоставления взамен изымаемого объекта недвижимости трех квартир, что не соответствует понятию равноценности.
Предъявляя требования о предоставлении жилых помещений для проживания совершеннолетних детей, Корьян А.Е. по существу действует от их имени без соответствующих полномочий и в своем интересе. При этом объективной причиной таких требований указывает факт регистрации ФИО4 и членов ее семьи и ФИО3 по месту жительства в домовладении по (...)
В силу действующего законодательства, наличие регистрации гражданина по месту жительства не является основанием приобретения таким гражданином каких-либо имущественных прав, в том числе жилищных. Более того, Закон № 310-ФЗ и ст. 32 ЖК РФ, регулируя отношения по изъятию объектов недвижимого имущества, не предоставили особых гарантий гражданам, не являющимися собственниками жилых помещений, но зарегистрированных в них.
С учетом изложенного, права граждан, зарегистрированных в изымаемых жилых помещениях по месту жительства, не могут быть нарушены тем, что им не предоставляются взамен иные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, требование, заявленное гражданкой Корьян А.Е. от имени ФИО4 и членов ее семьи и ФИО3, не подлежит удовлетворению.
В отношении довода встречного искового заявления о том, что выселение в десятидневный срок с момента подписания соглашения нарушает права Корьян А.Е., а также членов ее семьи, проживающих вместе с ней суд считает необходимым указать, что согласно части 4.1. статьи 15 Закона № 310-ФЗ, орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи формирует маневренный фонд для предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, которые являлись собственниками изъятых в целях размещения олимпийских объектов индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, в целях реализации положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации Департаментом предложен вариант переселения Корьян А.Е. в сформированный маневренный фонд.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку Корьян А.Е. не представила суду доказательства причинения ей в результате изъятия у нее земельного участка для краевых нужд вреда здоровью и ею заявлены требования об увеличении выкупной цены и изменении формы компенсации, т.е. имущественный спор, компенсация морального вреда, при разрешении которого законом не предусмотрена, то суд в удовлетворении требований в этой части отказывает.
Согласно ст.32 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года к Корьян А.Е. об изъятии в собственность Краснодарского края для краевых нужд путем выкупа земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества посредством перечисления на банковский счет ответчика денежных средств - удовлетворить.
Изъять в собственность Краснодарского края для краевых нужд путем выкупа земельный участок (категория земель «земли населенных пунктов»), с кадастровым номером (Номер), площадью 431 кв.м., расположенный по адресу: (...), при жилом доме (Номер), принадлежащий на праве собственности гражданке Корьян А.Е., и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, посредством перечисления на банковский счет Корьян А.Е. 9 698 053 рублей.
Прекратить право собственности Корьян Анны Енофовны на земельный участок общей площадью 431 кв.м., с кадастровым номером (Номер), расположенный по адресу: (...), и расположенный на нем жилой дом (Номер), общей площадью 125,9 кв.м., жилой площадью 33,7 кв.м., инвентарный номер: 3695 лит. А, этажность: 1, подземная этажность: 1.
Выселить Корьян А.Е. и членов её семьи, а также иных лиц, проживающих в домовладении по адресу: (...), при жилом доме (Номер).
Во встречном иске Корьян А.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года об увеличении выкупной цены и изменении формы компенсации отказать.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено (Дата).
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО