К делу (Номер)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи (Дата)
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Сарибекян Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город-курорт Сочи к Чакрян Ц.Р., Шагинян С.В., Оганян Э.Б., Рогонян М.Б. и Огонян М.К. о признании зарегистрированного права собственности недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи обратилась в суд с иском к Чакрян Ц.Р., Оганян М.К и Рогонян М.Б. с требованием признать зарегистрированное право собственности на жилое строение площадью 1362,5 кв.м. этажностью - 3 этажа литер Б и жилое строение площадью 74 кв.м. лит А, расположенные по адресу: (...) недействительным и отменить свидетельства о государственной регистрации права ответчиков на вышеуказанные строения.
В обоснование своих требований истцом указано, что в ходе осуществления муниципального земельного контроля МУ «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: (...) кадастровый номер (Номер) установлено, что на данном земельном участке площадью 2600 кв.м., который принадлежит ответчикам на праве долевой собственности Рогонян М.Б. 1/2 доли, Чакрян Ц.Р - 5/13 доли и Оганян М.К - 3/26 доли с разрешенным видом использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства расположен жилой дом литер «А» общей площадью 76,4 кв.м. этажностью 1 и жилой дом литер «Б» общей площадью 1362,5 кв.м. этажность 3 с подвалом, возведенные ими без разрешения на строительство.
Истец указывает, что возведение ответчиками жилых домов без разрешения на строительство нарушают права муниципалитета, как органа, осуществляющего контроль за самовольным строительством и обеспечивающего безопасность людей. А также вышеуказанное строение мешает ведению строительных работ, находящихся в полосе отвода автодороги Джубги-Сочи на участке (...) и в полосе отвода дублера Курортного проспекта, в пределах полосы отвода автодороги расположено 36 объектов недвижимости.
Считают, что регистрация права собственности за ответчиками на жилые дома произведена с нарушением требований действующего законодательства, так как объекты являются самовольными строениями по признаку отсутствия необходимой проектно-разрешительной документации при их возведении и вводе в эксплуатацию (т.е. в отсутвие разрешения на строительство, утвержденного УАиГ МО г. Сочи проекта, разрешения на ввод в эксплуатацию), поэтому просят признать регистрацию недействительной.
В процессе судебного разбирательства были привлечены в качестве соответчиков Шагинян С.В. и Огонян Э.Б. в связи с заключением между Оганян М.Б. и Шагинян С.В. и между Рогонян М.Б. и Огонян Э.Б. договора купли-продажи долей в праве собственности на жилой дом лит. Б и земельный участок, расположенный под ними от (Дата) года.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи Ахадова Л.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Ванесян Л.С., действующий по доверенностям просил отказать в удовлетворении иска на том основании, что право собственности ответчиков на жилые строения как объекты ИЖС зарегистрированы в упрощенном порядке в соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Представитель третьего лица УФРС по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутвие, указав при этом что жилые дома лит А и Б расположенные по адресу: (...) зарегистрированы в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Кочанова А.В. в судебном заседании позицию истца поддержала.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требоаний.
Как следует из исторической справки, выданной ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Сочи от (Дата) года решением исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов г. Сочи от (Дата) года (Номер) на праве личной собственности за Оганян М.К. и Оганян М.Б. было зарегистрировано домовладение по (...) состоящего из жилого дома лит. А. общей площадью 76,4 кв.м.. Хозрасчетному архитектурно-планировочному бюро Центрального района было предложено произвести отвод земельного участка площадью 2600 кв.м. в натуре.
В качестве документа удостоверяющего право собственности Оганян М.Б.(после брака Рогонян) и Оганян М.К. были выданы регистрационные удостоверения от (Дата) года, зарегистрированные в МП БТИ г. Сочи.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Следовательно, требования истца в части предъявления к данному строению, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, веденным в действие с 30.12.2004 года в качестве документов дающих право на его возведение - разрешение на строительство, а по его завершении - разрешения на ввод в эксплуатацию не основано на требованиях Закона, так как жилой дом лит. А, 1950 годов постройки, зарегистрирован в установленном законом порядке в 1991 году.
Согласно договора купли-продажи земельного участка от (Дата) года, заключенного между администрацией Центрального района г. Сочи и Рогонян М.Б. и Оганян М.К., последние выкупили земельный участок площадью 2600 кв.м. с кадастровым номером (Номер), категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу (...), при жилом доме (Номер) в общую долевую собственность по 1/2 доли каждая. Данный договор прошел государственную регистрацию в УФРС по КК (Дата) года, с выдачей правообладателям земельного участка свидетельств о государственной регистрации права.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено актом обследования земельного участка от (Дата) года, составленного специалистами МУ «Земельная инспекция города Сочи» Рогонян М.Б. и Оганян М.К. в пределах правомерного земельного участка площадью 2600 кв.м. возвели еще один жилой дом лит. Б площадью 1362,5 кв.м., этажностью 3 с подвалом.
Истец, требуя признания недействительной государственной регистрации права собственности ответчиков на жилой дом лит.Б, этажностью 3 этажа, общей площадью 1362,5 кв.м., ссылается на то, что данное строение является самовольной постройкой и за ответчиками не может быть признано право собственности на него, суд с данными выводами не согласен по следующим основаниям.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218 Кодекса).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 Кодекса).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в установленных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 Кодекса).
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В соответствии с п.4 ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Государственная регистрация права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, осуществляется в порядке, установленном ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основаниями для ее осуществления являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке). Об этом говорится в п.1 данной статьи.
Из норм п.4 ст.25.3 данного Закона следует, что до 1 января 2010 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
Кадастровый паспорт выдается заявителю в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Это подтверждается нормами ч.8 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Таким образом, основанием для осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на жилой дом, построенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, являются:
- кадастровый паспорт на жилой дом;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства (не представляется, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N122-ФЗ порядке).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный объект не допускается (п.5 ст.25.3 данного Закона).
Что касается разрешения органа местного самоуправления на ввод в эксплуатацию жилого дома, являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, то такого разрешения до 1 января 2015 года не требуется ни для оформления технического паспорта указанного объекта, ни для государственной регистрации права собственности на него. А это означает, что отсутствие такого разрешения основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом не является.
Как следует из материалов дела право собственности Рогонян М.Б и Оганян М.К. на жилой дом лит.Б этажностью 3 с подвалом, расположенный по адресу: (...) зарегистрировано на основании кадастрового паспорта индивидуального жилого дома от (Дата) года, выданного ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по КК и правоустанавливающих документов на земельном участке, т.е. в строгом соответствии с требованиями ст.25.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, поэтому оснований для признания зарегистрированного права Рогонян М.Б и Оганян М.К. на жилое строение лит.Б недействительным не имеется.
Далее, Оганян М.К. по договору дарения доли жилого дома и доли земельного участка от (Дата) года подарила Чакрян Ц.Р. 5/13 доли в праве собственности на недвижимые объекты (жилые дома лит. А и Б и земельный участок).
(Дата) года был заключен договор купли-продажи, согласно которого Огянян М.К. продала Шигянян С.В. 3/26 доли в праве собственности на жилой дом лит. Б общей площадью 1362,5 кв.м. и 5/26 долей в праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 2600 кв.м., а Рогонян М.Б. продала Огонян Э.Б. 1/2 долю в праве собственности на жилой дом лит. Б общей площадью 1362,5 кв.м. и 22/52 долей в праве собственности на земельный участок для ИЖС площадью 2600 кв.м., расположенные по адресу: (...)
Таким образом, право собственности Чакрян Ц.Р., Шагинян Л.С. и Оганян Э.Б. на жилой дом лит.Б, возникли в результате совершения правомерных сделок, зарегистрированных в установленном законом порядке.
Согласно п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Таким образом, отсутвие у ответчиков Рогонян М.Б. и Оганян М.К. при возведении жилого дома лит.Б разрешения на строительство не может служить единственным основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на жилой дом лит.Б, так как истцом не представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что жилой дом лит.Б нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также что при его возведении ответчиками допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Тогда как именно на истца возложена обязанность по представлению доказательств обосновывающих исковые требования в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.
Как следует из текста искового заявления он подан в интересах муниципального образования в связи с тем, что принадлежащие ответчикам объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу (...), т.е. не в защиту прав и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город-курорт Сочи к Чакрян Ц.Р., Шагинян С.В., Оганян Э.Б., Рогонян М.Б. и Огонян М.К. о признании зарегистрированного права собственности недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено (Дата)
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО