о признании решения ФГУ Земельная кадастровая палата незаконным



К делу (Номер обезличен)Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сочи (Дата обезличена)

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи председателя Центрального районного суда г. Сочи Лаврик А.В.,

при секретаре судебного заседания Ангелатос А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по заявлению Миндиашвили В.Д. о признании решения начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Ковальской Е.В. от 04.08.2010 года № 49-р/10-22599 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не соответствующим закону, возложив обязанность осуществления учета заявленных изменений,

У С Т А Н О В И Л:

Миндиашвили В.Д. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о признании решения начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Ковальской Е.В. от 04.08.2010 года № 49-р/10-22599 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не соответствующим закону, возложив обязанность осуществления учета заявленных изменений.

В обосновании своих требований заявитель положил то обстоятельство, что 13 июля 2010 г. он обратился с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений в Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю. 04 августа 2010 года начальник органа кадастрового учета Е.В.Ковальская вынесла решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивируя тем обстоятельством, что заявитель не представил необходимый документ, осуществив рекомендацию обратиться в орган местного самоуправления, полномочного для принятия соответствующего решения. Заявитель считает данное решение незаконным. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом № 211 «О государственном кадастре недвижимости». Из свидетельства о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, усматривается, что земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: (...) отнесен к категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждает необоснованность вынесенного кадастровым органом решения.

В судебном заседании представитель заявителя просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении. Подтвердил, что не изменилась географическая расположенность земельного участка, координаты были уточнены, в соответствии с инженерной кадастровой методикой и в межевом деле имеется заключение, о том, что действительно координаты данного земельного участка попадают в иной квартал, поэтому наличие факта о том, что изменился кадастровый квартал земельного участка, никак не может повлиять на право собственности доверителя, поскольку у самого по себе земельно-кадастрового квартала есть технический кадастровый прием и наличие соответствующих действий, не может повлиять на изменение правоотношений, в которых находится доверитель. Миндиашвили В.Д. представил все необходимые документы, которые предписаны законодателем, при данном обращении, в том числе было представлено заключение управления архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи, которое используя координаты, которые указаны в межевом плане, утверждает что, границы земельного участка Миндиашвили В.Д. находятся в пределах земель населенного пункта со ссылкой на постановление Главы города Сочи №395 от 27.07.2001 года, «Об утверждении описания границ города Сочи и внутригородских районов». Поскольку земельный участок, принадлежащий Минидиашвили не выходит за пределы границ, то соответственно, выносить специальное решение не надо, и требовать, чтобы представили отдельное постановление не целесообразно. В данном случае действия Сочинского филиала «Земельно-кадастровой палаты» не соответствует действующему закону ФЗ №221 от 24.07.2007 года, что позволило обратиться в суд, за защитой своих прав.

В судебном заседании представитель Сочинского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КК заявил суду, что решение № 49-р/10-22599 от 04.08.2010 года является законным, так как первоначально земельный участок был поставлен на кадастровый учет без определения его границ, а в настоящее время после межевания выяснилось, что категория земель в отношении данного земельного участка не определена, в связи с чем необходимо соответствующее решение органа местного самоуправления об определении категории земель. Ранее учтенный земельный участок, принадлежащий Миндиашвили В.Д. был нанесен в ГКН 31.03.2009 года на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и Постановления администрации города Сочи №(Номер обезличен) от (Дата обезличена) без уточненных сведений и местоположения границ и площади земельного участка, а в настоящее время после уточнения границ попадает в другой квартал, категория земель которого не определена.

Представитель администрации г. Сочи поддержал заявленные требования, показав суду, что необходимости в вынесении какого-либо решения органом местного самоуправления в части определения категории земель указанного земельного участка не требуется, так как категория земель определена согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности и кадастровому паспорту, что нашло свое отражение в ответе заместителя главы г. Сочи от 30.06.2010 года. Администрация устанавливает недостающие характеристики земельным участкам, только в том случае, когда невозможно определить к какой категории земель он относится.

Представитель ООО «Гео-Макс-Краснодар» в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, что не является препятствием к рассмотрению настоящего дела в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, представленные процессуальные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Миндиашвили В.Д. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании 13 июля 2010 г. ФИО1, представляющая интересы Миндиашвили В.Д. по доверенности, обратилась в Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлением о осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304004:266в соответствии со статей 21 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Решением № 49-р/10-22599 от 04 августа 2010 года начальника органа кадастрового учета Е.В.Ковальской приостановлено осуществление кадастрового учета изменений, по тем основаниям, что заявитель не представил необходимый документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность указанного земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов» в соответствии с представленным межевым планом в кадастровом квартале 23:49:0509002, в границы которого по результатам межевания попадает земельный участок.

Согласно части 10 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Заявитель, не согласившись с данным решением кадастрового органа, в соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ обратился в суд в защиту нарушенных прав.

Статьей 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ регулируется право собственников объектов недвижимости обратиться с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в их собственности, государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Данное право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи. Что в свою очередь ограничивает орган кадастрового учета от произвольного усмотрения от принятия решения, связанного с приостановлением процедуры учета изменений, о которых подано заявление. Тем самым обеспечивается баланс частных и публичных интересов в целях обеспечения правопорядка.

Согласно ч.2 ст.26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ правовыми основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета являются:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Состав необходимых для кадастрового учета документов определен статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и является полным, не подлежащим расширительному толкованию и увеличению по усмотрению должностного лица органа кадастрового учета.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.

Суд считает, что решение от 4 августа 2010 г. не соответствует данному требованию закона, так как от заявителя потребован документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов» в соответствии с представленным межевым планом в кадастровом квартале: (Номер обезличен), в границах которого по результатам межевания попадает земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304004:266.

В состав необходимых для кадастрового учета документов названный органом кадастрового учета документ не входит, а потому он не вправе требовать от заявителя представление документов более тех, что перечислены законодателем.

Более того, как усматривается из обжалованного решения в распоряжение органа кадастрового учета предоставлены: письмо главы администрации Хостинского района (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г.; письмо администрации города Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г., из содержания которых следует, что земельный участков с кадастровым номером (Номер обезличен) отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» и издания распоряжения главы администрации Хостинского района города Сочи по определению категории земель, на котором расположен названный земельный участок, не требуется, что подтвердил представитель администрации г. Сочи в ходе судебного заседания.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 данного Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного заявителю 25 ноября 2009 г. Управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, судом установлено, что земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: (...) отнесен к категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства.

Из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 01 ноября 2009 г. (Номер обезличен) судом также достоверно установлено, что спорный земельный участок, о котором совершено заявление о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, отнесен к категории земель населенных пунктов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Специалист1, который устанавливал координаты межевых знаков земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304004:266, показал суду, что по своему фактическому местоположению земельный участок Миндиашвили В.Д. остался на том же месте, установлены границы земельного участка, согласованы, в данном случае имеются изменения картографической основы сведений государственного кадастра, изменился квартал, но при этом местоположение земельного участка осталось неизменным. Изучив представленные материалы, а именно свидетельство о государственной регистрации права и кадастровый паспорт земельного участка, в котором обозначена характеристика - земельный участок, как земли поселений, руководствуясь п.6 ст. 4 ФЗ № 221, изменение картографической основы не является основанием для признания основания сведений по объекту недвижимости не актуальными и подлежащим отклонению. В 2007 году изменились границы кадастровых кварталов, но при этом местоположение земельного участка, по которому определялись первоначально категория земель, местоположение и адрес земельного участка при постановке на предварительный кадастр не изменились. В правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах указано, что квартал застройки: (...), то есть, исходя из адреса, ему был присвоен кадастровый номер, была присвоена категория - земли поселений. При изменении картографической основы, когда категорию земли и характеристики участка невозможно установить, она устанавливается по ранее выданным правоустанавливающим документам.

Суд считает доводы представителя Сочинского отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КК в части того, что так как первоначально земельный участок Миндиашвили В.Д. был поставлен на кадастровый учет без определения его границ, а в настоящее время после межевания выяснилось, что категория земель в отношении данного земельного участка не определена, в связи с чем необходимо соответствующее решение органа местного самоуправления об определении категории земель, необоснованными по тем основаниям, что согласно требованиям п. 6 ст. 4 ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221 изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Свое отношение к перечисленным выше письмам администрации Хостинского района (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г.; администрации города Сочи (Номер обезличен) от (Дата обезличена) г., из содержания которых следует, что земельный участков с кадастровым номером 23:49:0304004:266 отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» и издания распоряжения главы администрации Хостинского района города Сочи по определению категории земель, на котором расположен названный земельный участок, не требуется, орган кадастрового учета при формировании решения от 4 августа 2010 г. не выразил, в том числе в части учета вывода, содержащего в этих письмах, что не позволяет определиться в правовой позиции органа кадастрового учета относительно требований, адресованных заявителю при ясно выраженном в письменной форме мнении муниципального образования относительно категории земельного участка, от несогласия с которым не могут ущемляться права и законные интересы заявителя.

Таким образом, в ходе судебного заседания с учетом названных выше доказательств судом достоверно и объективно установлено, что в рассматриваемом случае, злоупотребляя правом публичной власти и усмотрением, Сочинский филиал (отдел) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю без соответствующих правовых оснований вынес решение, которое направлено на ограничение права заявителя на внесение изменений, выявленных в процессе межевания земельного участка, индивидуальных характеристик земельного участка, находящихся в его собственности, что суд признает недопустимым и создающим волокиту при реализации гражданином своих законных прав и интересов.

В силу требований ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Оценивая исследованные по делу процессуальные доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению удовлетворить заявленные требования Миндиашвили В.Д. о признании решения начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Ковальской Е.В. от 04.08.2010 года № 49-р/10-22599 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не соответствующим закону, возложив обязанность осуществления учета заявленных изменений.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Миндиашвили В.Д. о признании решения начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Ковальской Е.В. от 04.08.2010 года № 49-р/10-22599 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не соответствующим закону, возложив обязанность осуществления учета заявленных изменений, признать обоснованными.

Признать действия решения начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от 04.08.2010 года № 49-р/10-22599 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, не соответствующим закону и нарушающим права Миндиашвили В.Д..

Обязать начальника Сочинского филиала (отдела) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав Миндиашвили В.Д., осуществив кадастровый учет заявленных изменений земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304004:266..

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья А.В. Лаврик

решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200