о признании незаконными приказов



Электронная копияР Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2010 г. г. Сочи

Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре Севидовой Е.П., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г. Сочи к ФГУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконным и отмене приказов об установлении входной платы на обустроенные рекреационные объекты Сочинского национального парка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сочи обратился в суд с требованием к ФГУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконными приказов директора ФГУ «Сочинский национальный парк» от (дата обезличена) г. (номер обезличен) и от (дата обезличена) г. (номер обезличен) об установлении входной платы на обустроенные рекреационные объекты Сочинского национального парка.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что проведенной прокуратурой города Сочи проверкой установлено, что ФГУ «Сочинский национальный парк» незаконно взимается с граждан плата за посещение его территории. Приказами директора ФГУ «СНП» от (дата обезличена) г. (номер обезличен) и от (дата обезличена) г. (номер обезличен) начиная с 01.03.2010 г. стоимость входной платы на обустроенные рекреационные объекты парка установлена в размере 100 рублей с человека за одно посещение. Оспариваемые приказы нарушают ст. 27 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Указанная в оспариваемых приказах цель платного посещения рекреационных объектов парка не входит в исчерпывающий перечень источников получения средств Национальным парком. Взимание платы за услуги по допуску на рекреационные объекты является по своей сути местным сбором, который не предусмотрен действующим налоговым законодательством. Оказание платных услуг является предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворении потребностей других лиц. Вместе с тем, из содержания оспариваемых приказов не усматривается, что ФГУ «СНП» оказывало и оказывает гражданам, посещающим национальный парк, какие-либо услуги, а лишь организовывало сборы за возможность посещение его территории. Таким образом, оспариваемые приказы нарушают право неопределенного круга лиц на свободу передвижения, на право выбора места пребывания. По этим основаниям просит признать незаконными и отменить приказы (номер обезличен) от (дата обезличена) г. и (номер обезличен) от (дата обезличена) г.

В судебном заседании представитель ответчика ФГУ «Сочинский национальный парк» возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что на основании оспоренных приказов директора ФГУ «Сочинский национальный парк» плата взимается не за вход на территорию национального парка, а за оказание услуг по организации и обустройству мест отдыха, ремонту дорог и ступенек, отсыпке троп, ремонту и обустройству скамеек и беседок, мостов, переходов и перил, по уборке и вывозу мусора, тем самым обеспечивая сохранение уникальных природных комплексов и объектов. В 2010 г. в национальном парке обустроено 32 рекреационных объектов. Задача национального парка охранять природу и регулировать посещение его территории гражданами в рекреационных целях. В соответствие с п. 5.1 Методических рекомендаций по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках, утвержденных приказом федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.06.2007 г. № 170, финансирование эколого-просветительской деятельности в заповедниках и национальных парках осуществляется за счет федерального бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов; иностранных благотворительных грантов; безвозмездной помощи российских и иностранных организаций; от собственной деятельности. У Сочинского национального парка с момента создания существует единственный источник - собственная деятельность. В соответствие с условиями посещения рекреационных объектов установлены льготные категории граждан, проход на объекты для которых бесплатный. В 2009 г. территорию национального парка посетило около 700 тыс. граждан. Билеты выдаются всем посетителям, в том числе и льготникам, для учета и произведения расчетов допустимых рекреационных нагрузок на каждый конкретный объект. На все объекты изготовлены паспорта, перед каждым сезоном производится приемка объекта с представителями МЧС. Все необходимые налоги с прибыли Сочинским национальным парком уплачиваются. Полагает, что обжалуемые приказы директора ФГУ «Сочинский национальный парк» не противоречат действующему законодательству, поскольку плата взимается за предоставление слуг в сфере экологического туризма, обеспечивая безопасное и комфортное пребывание граждан на территории национального парка. По этим основаниям просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как видно из материалов дела, Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 г. создан Сочинский государственный природный национальный парк, площадь которого составляет 190 тыс.га.

Руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ 12.04.2001 г. утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Сочинский национальный парк».

Согласно п. 1 данного Положения ФГУ «Сочинский национальный парк» является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Национальный парк в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2056-р находится в ведении Минприроды России.

В ходе проведения прокуратурой г.Сочи проверки деятельности ФГУ «Сочинский национальный парк» (далее по тексту ФГУ «СНП») выявлено, что приказами директора ФГУ «СНП» от (дата обезличена) г. (номер обезличен) и от (дата обезличена) г. (номер обезличен) начиная с (дата обезличена) г. установлено взимание платы за вход на обустроенные рекреационные объекты парка в размере 100 рублей с человека за одно посещение.

Деятельность ФГУ «Сочинский национальный парк» регламентируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Положением о национальных парках Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769.

В соответствие с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

На основании ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства: а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам; б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях национальных парков; в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Из содержания оспоренных приказов и пояснений в судебном заседании представителя ответчика следует, что ФГУ «СНП» не оказывало и не оказывает гражданам, посещающим рекреационный объекты национального парка, какие-либо услуги, а лишь организовало сборы за посещение его территории (полян, лесных массивов, слонов гор и т.п.).

Обустройство и техническое содержание в рекреационных зонах мест отдыха, ремонт дорог и ступенек, ремонт и обустройство скамеек и беседок, мостов и переходов, организация уборки и вывоза мусора не является предоставлением рекреационных услуг, поскольку данная деятельность в соответствии с п. 8 Положения о ФГУ «СНП» направлена на выполнение возложенных на национальный парк задач по сохранению природных комплексов и созданию условий для регулярного туризма и оздоровительного отдыха в природных условиях.

Взимание с граждан платы за посещение и передвижение по территории национального парка по своей сути является местным сбором, который не предусмотрен налоговым законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Статьей 12 Налогового кодекса РФ определены виды налогов в Российской Федерации. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом, не могут устанавливаться.

Сбор платы за разрешение на посещение и передвижение по территории национального парка, в т.ч. и по рекреационным зонам парка, на предусмотрена Налоговым кодексов РФ, в связи с чем он не может быть признан законным.

При изложенных обстоятельствах, приказы директора ФГУ «СНП» от (дата обезличена) г. (номер обезличен) и от (дата обезличена) г. (номер обезличен) об установлении входной платы на обустроенные рекреационные объекты Сочинского национального парка противоречат федеральному законодательству, т.к. предусматривают получение дохода от организации мест отдыха, экскурсионных и туристических маршрутов.

В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

С учетом изложенного, иск прокурора г. Сочи к ФГУ «Сочинский национальный парк» о признании незаконными приказов (номер обезличен) от (дата обезличена) г. и (номер обезличен) от (дата обезличена) г. подлежит удовлетворению

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными с момента издания приказы директора ФГУ «Сочинский национальный парк» от (дата обезличена) г. (номер обезличен) и от (дата обезличена) г. (номер обезличен) об установлении входной платы на обустроенные рекреационные объекты ФГУ «Сочинский национальный парк».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено судом15.09.2010 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Не вступило в законную силу.

Согласовано 16.09.2010 г.

Судья Курин Ю.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200