К делу (...)
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«(...) 2010 года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего Ващенко Н.П.
при секретаре судебного заседания Грищенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Слюсарь Н.В. об оспаривании действий администрации города Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Слюсарь Н.В. обратился в Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края о признании действий администрации города Сочи незаконными, выразившихся в отказе предоставить земельный участок площадью 299 кв.м. на праве аренды, расположенный в кадастровом квартале (...) по адресу: город Сочи, Центральный район, улица (...). Просил о понуждении Территориального отдела по городу-курорту Сочи управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю провести кадастровые работы и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 299 кв.м., расположенный в кадастровом квартале (...) и примыкающий к земельному участку с кадастровым номером (...) по адресу: город Сочи Центральный район, улица (...) о понуждении Департамента имущественных отношений администрации города Сочи включить в реестр объектов муниципальной собственности города -курорта Сочи земельный участок площадью 299 кв.м., расположенный в кадастровом квартале (...) по адресу: город Сочи Центральный район, (...) и предоставлении выписки из реестра объектов муниципальной собственности; о понуждении Территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать договор аренды на испрашиваемый земельный участок площадью 299 кв.м.;
Полагая, что названные действия администрации города Сочи не основаны на нормах права, заявитель обратился в суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.
В ходе судебного разбирательства от Слюсарь Н.В. поступило заявление об уменьшении заявленных требований. Согласно данного заявления, заявитель просил о понуждении администрации города Сочи утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС по (...) в Центральном районе города Сочи; понуждении администрации города Сочи предоставить Слюсарь Н.В. в аренду на 49 лет для ИЖС земельный участок площадью 299 кв.м. в кадастровом квартале (...), расположенный по адресу: город Сочи улица (...), заключив со Слюсарь Н.В. договор аренды на 49 лет на вышеуказанный земельный участок.
В судебном заседании представитель Слюсарь Н.В., действующий на основании доверенности Мамаев Ш.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований, с учетом их изменений, и просил суд их удовлетворить, пояснив при этом, что его доверителю на праве собственности принадлежит жилой дом (...) по улице (...) города Сочи, расположенный на земельном участке, предоставленном на праве аренды.
В 2008 году ООО «Служба заказчика» подготовлена в установленном порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС площадью 865 кв.м., с учетом земельного участка площадью 299 кв.м., присоединяемой из состава земель государственной собственности, находящегося в кадастровом квартале (...) согласована главой администрации Центрального района города Сочи, архитектором Центрального района города Сочи, иными службами города, но в связи с волокитой дальнейшего согласования документов должностными лицами и последующим изменением в законодательстве (признана утратившая силу ст.1б ФЗ от 18 июня 2001 №78-ФЗ «о землеустройстве») так и не был его доверителю предоставлен данный земельный участок.
В последующем Слюсарь Н.В. обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка под благоустройство территории, так как истребуемый земельный участок, это фактически существующий подъезд к дому, и он ему необходим в целях инженерной защиты и проведения противооползневых работ, так как отступ склона восточной границы земельного участка в направлении его дома угрожает устойчивости площадке дома и дальнейшему его разрушению. На поданное заявление также был получен отказ, со ссылкой администрации города на необходимость проведения торгов, либо аукциона для предоставления земельных участков для строительства. Истребуемый земельный участок был сформирован в результате насыпи грунта и проведенных противооползневых мероприятий. В настоящее время, через данный земельный участок осуществляется подъезд к дому. Работы по укреплению земельного участка необходимо завершить, так как существует угроза разрушения дома заявителя.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица представитель администрации города Сочи по доверенности Невдах Т.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом под расписку. Суд считает ее неявку неуважительной.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявление обоснованно по следующим основаниям.
В силу положений статьи 46 Конституции РФ, ст.ст. 3, 4, 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Слюсарь Н.В. на праве собственности принадлежит жилой дом (...) по улице (...) города Сочи, расположенный на земельном участке, предоставленном ему на праве аренды.
Данное обстоятельство подтверждается договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07 сентября 2006 года, согласно которому правообладатель в лице Баранова А.С. передал правопреемнику в лице Слюсарь Н.В. свои права и обязанности, а правопреемник принял соответствующие права и обязанности в полном объеме по договору аренды земельного участка от 25 апреля 2006 года, заключенному между правообладателем и администрацией города Сочи и свидетельством о государственной регистрации права на жилой дом по улице (...) в городе Сочи от 29 ноября 2007 года л.д.74-76)
Судом установлено, что в 2008 году заявителем был подготовлен проект границ, а в последующем ООО «Служба заказчика» подготовлена в установленном порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС площадью 865 кв.м., с учетом земельного участка площадью 299 кв.м., присоединяемой из состава земель государственной собственности, находящегося в кадастровом квартале (...), согласована Главой администрации Центрального района города Сочи, архитектором Центрального района города Сочи, иными службами города л.д.7-1).
Ответом от 18 декабря 2008 года № 01/4-06-32.2726 за подписью первого заместителя Главы администрации Центрального района в утверждении схемы расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: город Сочи, улица (...) отказано, поскольку статья Федерального закона № 78-ФЗ, на основании которой происходит упорядочение существующих объектов землеустройства путем изменения границ таких объектов, признана утратившей силу л.д.20).
Ответом от 10 июля 2009 года № 01/14-21.44 за подписью первого заместителя Главы администрации Центрального района на очередное обращение Слюсарь Н.В. в утверждении схемы расположения границ земельного участка, расположенного по адресу: город Сочи, (...) вновь отказано с аналогичной ссылкой л.д.24-25).
Суд считает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по улице (...) по причине утратившей силу статьи Федерального закона № 78-ФЗ, на основании которой происходит упорядочение существующих объектов землеустройства путем изменения границ таких объектов, является незаконным, нарушающим права Слюсарь Н.В., препятствует ему в реализации права на приобретение в аренду земельного участка, занимаемого принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением.
Тот факт, что статья 16 Федерального закона № 78-ФЗ утратила силу 13 мая 2008 года, не может служить основанием для отказа Слюсарь Н.В. в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку его первоначальное обращение в администрацию Центрального района города Сочи для подготовки проекта границ испрашиваемого земельного участка датировано январем 2008 года л.д.15)
Ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемый участок относится к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота и другим, неподлежащим приватизации землям, решение о резервировании земельного участка для государственных нужд не принималось.
В соответствии с частью 7 статьи 37 Земельного кодекса РФ - в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном земельном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина…в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровые работы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд находит, что законных оснований для отказа в утверждении и выдаче Слюсарь Н.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях проведения его кадастрового учета у администрации города не имелось, в связи с чем, указанные действия органа местного самоуправления являются незаконными.
Граждане и юридические лица согласно статье 421 Гражданского кодекса РФ свободны в заключении договора, постольку, поскольку договором в силу статьи 420 Гражданского кодекса РФ признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Понуждение к заключению договора не допускается в силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор, предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, понуждение к заключению договора возможно, только если это предопределено законом или вытекает из существа обязательства добровольно принятого стороной, при этом договор, согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суд учитывает, что само по себе обращение Слюсарь Н.В. в орган местного самоуправления, обладающий в пределах своей компетенции правом предоставления соответствующих земельных участков, за предоставлением земельного участка в аренду для проведения противооползневых работ, имевшее место в данном случае, не является безусловным основанием предоставления заявителю соответствующего земельного участка в аренду и заключения с ним договора аренды земли, поскольку процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, регламентирована нормами Земельного кодекса РФ и должна быть соблюдена.
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ регулирующей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенной в действие с 1 октября 2005 года - предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.3).
В этом случае, согласно названной норме закона, в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
После выполнения указанной процедуры и в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом пункта 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Обязательным условием предоставления земельного участка в аренду для жилищного строительства являлась публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в определенном периодическом печатном издании.
Таким образом, поскольку решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка органом местного самоуправления не принималось, аукцион не был проведен, что подтверждается материалами дела, в связи с изложенным обусловлена обязанность администрации города Сочи заключить договор аренды с первым и единственным претендентом, Слюсарь Н.В.
В связи с вышеизложенным, суд находит законные основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Слюсарь Н.В. об оспаривании действий администрации города Сочи, признать обоснованным.
Обязать администрацию города Сочи утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ИЖС по улице (...) в Центральном районе города Сочи.
Обязать администрацию города Сочи предоставить Слюсарь Н.В. в аренду на 49 лет для ИЖС земельный участок площадью 299 кв.м. в кадастровом квартале (...), расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, (...), заключив со Слюсарь Н.В. договор аренды на 49 лет на вышеуказанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий Н.П. Ващенко