о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2- 3126/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Дата) года г. Сочи

Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Сарибекян Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ласовской О.Н., Ласовской Ю.С., Ласовской К.О. к администрации города Сочи, администрации Хостинского района г. Сочи о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в котором просят обязать ответчиков предоставить им другое жилое помещение на праве социального найма на состав семьи из трех человек по соответствующим нормам жилищного законодательства во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований, указали, что они проживали комнате (Номер) жилой площадью 18 кв.м. общежития (Номер) корпус (Номер) по ..., которая являлась для них единственным жильем.

Дом, в котором расположена комната в результате пожара, происшедшего (Дата)г. сгорел, что подтверждено актом о пожаре от (Дата)г. и актом обследования от (Дата)г.

Обращения истцов в органы местного самоуправления по поводу предоставления для проживания иного жилого помещения остались без удовлетворения.

Основной причиной отказа было то, что строение (Номер) по ... не является муниципальной собственностью.

Кроме того как администрацией города Сочи, так и администрацией Хостинского района г. Сочи истцам было отказано в постановке на учет по предоставлению квартиры, поскольку семья истцов не признана малоимущей.

Истцы считают, что в их ситуации для предоставления другого жилья должны быть применены нормы ст. 57 ЖК РФ, в которой не предусмотрено, что для получения жилья необходимо быть признанным малоимущим и состоять на жилищном учете.Достаточно, чтобы были доказательства, что жилище стало непригодным для проживания в установленном порядке.

Считают, что администрации уклоняются от соблюдения установленного порядка, ссылаясь на то, что дом не относится к муниципальной собственности.

Вместе с тем, квартира, в которой проживали истцы не находилась у них в собственности, они являлись ее нанимателями. Дом, в котором находилась их комната, находился на муниципальной земле.

Доказательством того, что дом пришел в непригодное состояние являются многочисленные письма администрации, в том числе письмо Главы администрации Хостинского района г. Сочи от (Дата)г (Номер), в котором указывается, что (Дата) года в результате пожара жилое строение барачного типа (Номер) по ... полностью уничтожено.

Полагают, что поскольку законом на администрацию района и города возложены обязанности по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от формы собственности, именно эти органы и должны предоставить истцам другое жилое помещение в связи с тем, что дом пришел в непригодное состояние для проживания по причине пожара.

В судебном заедании истцы на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям изложенным в иске. Дополнительно указав, что дом, в котором они проживали по данным БТИ, находился на балансе ЖЭУ треста «Краснодаркурортремстрой», который в настоящее время признан банкротом, в муниципальную собственность дом не передан. А также пояснили, что не обращались ни в администрацию города, ни в администрацию района с заявлением о постановке их на жилищный учет. Обращались лишь с заявлением о предоставлении им другого жилья в связи с пожаром. Рекомендованные им в ответах документы необходимые для постановки на жилищный учет до настоящего времени не собрали.

Представитель администрации города Сочи Невдах Т.П. исковые требования не признала. Пояснив, что оснований для предоставления истцам жилого помещения в настоящее время нет, дом в котором проживали истцы в установленном законом порядке не признан непригодным для проживания, истцы в администрацию не обращались с заявлением о принятии их малоимущими и постановке их на жилищный учет, решений об отказе в признании их малоимущими и постановке на жилищный учет администрацией не принималось.Собственник жилого дома, на котором лежит риск гибели принадлежащего ему имущества, не установлен.

Представитель администрации Хостинского района г. Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. Суд с учетом указанных обстоятельств счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, представленные сторонами письменные доказательства, пояснения сторон, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Из материалов дела установлено, что истцы, зарегистрированы по месту жительства и проживали в квартире (Номер) дома (Номер) общежития по ...

Из ответа Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от (Дата) года следует, что жилая комната (Номер) по ... в Хостинском районе г. Сочи в объектах муниципальной собственности не значится.

По состоянию на (Дата) года указанный дом по данным РТИ значился за ЖЭУ треста «Краснодаркурортсервис».

Как установлено в судебном заседании указанный дом в котором проживали истцы сгорел (Дата) года, о чем имеется акт о пожаре. Сведения о его сносе внесены в инвентарное дело (Дата) года.

Жилищный кодекс РФ для граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат,предусматривает возможность получить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Это означает, что право граждан на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем других очередников, в том числе предоставления жилья очередникам равной категории.

Однако, что бы получить такое жилье по договору социального найма необходимо соблюдение двух условий: относится к категории граждан, имеющих право на получение жилья (ст. 49 ЖК РФ) и при наличии оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51 ЖК РФ).

Данные условия прямо закреплены в ст. 52 ЖК РФ, в которой говориться о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2).

Таким образом, для получения жилого помещения во внеочередном порядке согласно п. 1 ч. 2 ст.57 ЖК РФ необходимо быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, независимо от времени нахождения на таком учете. Это условие прямо вытекает из названия ст. 57 ЖК РФ - «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Игнорирование данного требования истцами происходит вследствие неверного толкования ими нормы ст. 57 ЖК РФ в совокупности с другими нормами настоящего Кодекса.

Категории граждан, которым предоставлено право на получение жилья, закреплены в ст. 49 ЖК РФ, к которым в частности относятся:

- малоимущие граждане, которые должны быть признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

- иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Таким образом, для реализации истцами права на получение жилого помещения во внеочередном порядке необходимо наличие нескольких условий:

- во-первых, быть признанным органом местного самоуправления малоимущим гражданином в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На территории города Сочи администрацией города Сочи принято Постановление от 28.04.2010 N 468, которым утвержден « Порядок принятия решения о признании (отказе в признании) гражданина и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи", которым установлена единая процедура рассмотрения обращений граждан по вопросу признания малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Сочи.

Согласно разделу 2 вышеуказанного Порядка, указано, что граждане для признания их и членов их семей малоимущими обращаются с письменным заявлением на имя главы администрации соответствующего внутригородского района города Сочи по месту их постоянного жительства. Заявление подается гражданином в уполномоченный орган по месту его жительства.

Форма заявления о признании граждан малоимущими утверждается департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

К заявлению о признании его и членов его семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин прилагает документы, установленные частью 2 статьи 11 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2009 года N 1890-КЗ "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

Сбор и представление документов возлагается на гражданина.

- во-вторых, жилое помещение должно быть признанов установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежать;

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено " Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Главой администрации Хостинского района города-курорта Сочи принято постановление от 10.05.2006 N 373"О создании районной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории муниципального образования город Сочи и об утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", которым утвержден состав комиссии и положение о ней.

Пунктом 8 Положения предусмотрен перечень документов, прилагаемый к заявлению для рассмотрения вопроса о признании помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

- в-третьих, быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Порядок принятия и перечень документов определен законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилыхпомещениях.

Согласно п. 2 указанной статьи граждане отдельных категорий (за исключением указанных в Законе Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае") и малоимущие граждане вместе с заявлениями о принятии на учет представляют учетные документы, указанные в части 2 статьи 14 настоящего Закона.

Перечень необходимых учетных документов, а также список организаций, выдающих эти документы, с указанием адресов их местонахождения, номеров телефонов и режимов работы должны находиться в уполномоченном органе по учету в доступном для всеобщего обозрения месте.

Согласно п. 3 указанной статьи сбор и представление учетных документов возлагаются на гражданина или на его законного представителя.

Как установлено в судебном заседании истцам неоднократно в ответах администрации города Сочи от (Дата) года, (Дата) года, от (Дата) г по вопросу предоставления жилого помещения разъяснялсяпорядок получения жилого помещения предусмотренный нормами ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, органы уполномоченные на принятие соответствующих решений, решения принимаемые данными органами и т.п.

Однако указанные рекомендации, основанные на нормах действующегозаконодательства, истцами в виду юридической неосведомленности необоснованно игнорируются.

Как установлено в судебном заседании, истцы до настоящего времени не обращались в уполномоченные органы по вопросу признания жилого помещения, которое они занимали непригодным для проживания, по вопросу признания их малоимущими и принятии на жилищный учет, поэтому оснований для предоставления им жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и возложениисоответствующей обязанности на ответчиков, суд не находит, по этой причине суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Ласовской О.Н., Ласовской Ю.С., Ласовской К.О. к администрации города Сочи, администрации Хостинского района г. Сочи о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено (Дата)

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛОя

-32300: transport error - HTTP status code was not 200