о признании права на предоставление земельного участка на правах аренды



Дело (...)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(...) 2010 г. г. Сочи

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Ващенко Н.П., при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бенклиева Е.А. к администрации г.Сочи о признании права на предоставление земельного участка в пользование на условиях аренды, оспаривании действий органа местного самоуправления, понуждении к совершению определённых действий,

УСТАНОВИЛ:

Бенклиев Е.А. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи о признании права на предоставление земельного участка в пользование на условиях аренды, оспаривании действий органа местного самоуправления, понуждении к совершению определённых действий. В обоснование своих требований истец указал, что он, как житель г.Сочи, в силу норм земельного и гражданского законодательства имеет право на предоставление в установленном законом порядке в аренду земельного участка, в том числе на (...) г.Сочи. Ему стало известно, что в районе (...) имеется земельный участок, находящийся в муниципальной собственности площадью 300 кв.м, который может быть предоставлен в пользование на условиях аренды (в аренду), что подтверждается Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от мая 2008 года, на которой границы названного формируемого земельного участка были согласованны в начале 2009 года с Главой г.Сочи, главой администрации Центрального района г.Сочи, Главным архитектором г.Сочи, Директором департамента имущественных отношений администрации г.Сочи, Главным архитектором и главой администрации Центрального района г.Сочи. Указанный земельный участок площадью 300 кв.м в районе (...) поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером (...), что подтверждается выданным ему Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю кадастровым паспортом земельного участка по состоянию на 03.06.10 №49/10-03-9365. Но, когда истец обратился в администрацию г.Сочи с заявлением о предоставлении мне указанного земельного участка в пользование на условиях аренды (в аренду), то ему было отказано в этом. Истец считает, что действия органа местного самоуправления - администрации г.Сочи по отказу ему в предоставлении указанного земельного участка в пользование на условиях аренды (в аренду) незаконны и нарушают его права, как лица, имеющего права на предоставление данного земельного участка в аренду. Истец просит суд признать указанные действия администрации незаконными, обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод путём предоставления спорного земельного участка ему в пользование на условиях аренды (заключить с ним соответствующий договор аренды).

В судебном заседании истец Бенклиев Е.А., действуя через своего представителя по доверенностям, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учётом их изменений, просил их удовлетворить в полном объёме.

Ответчик - администрация города Сочи исковые требования не признала, отзыв на иск не направила. В судебном заседании представитель администрации г.Сочи просит в иске отказать в полном объёме.

Заслушав доводы представителей истца и ответчика, изучив материалы дела и собранные по делу доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35, ч.2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36, ч.1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (ст.36, ч.3).

Такими федеральными законами являются, в частности, Гражданский кодекс РФ.

Статья 1 ЗК РФ (подп.11 п.1) одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду(п.1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.2).

Аналогичная норма предусмотрена ч.1 ст.7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст.ст.30, 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду заинтересованным в их предоставлении лицам осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах).

Аналогичная норма предусмотрена ч.3 ст.8 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (в ред. от 03.03.10), согласно которой предоставление земельных участков для строительства в аренду осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ и настоящим Законом. При условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения в СМИ о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в аренду допускается передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов) в случае, если имеется только одно заявление гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что истец имеет право на предоставление ему земельного участка в установленном законом порядке в аренду, в том числе и спорного земельного участка площадью 300 кв.м в районе (...).

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений - территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Статьёй 38 ЗК РФ (п.2) предусмотрено, что в качестве продавца земельного участка с торгов или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно ч.2 п.10 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года №137 -ФЗ (ред. от 22.07.10) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии с абз.«ж» ст.35 Закона Краснодарского края от 5.11.02 №532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (в ред. от 03.03.10) до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления в Краснодарском крае, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 кв.м, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения и для целей, не связанных со строительством, в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 года №808 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.08) «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», полномочия на заключение договоров аренды земельного участка предоставлены органу местного самоуправления, уполномоченному на предоставление соответствующих земельных участков.

Принятым во исполнение названного Постановления Правительства РФ постановлением Главы г.Сочи от 04.10.2004 года №1972 (в ред. от 07.12.09 №454) «Об организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков для строительства на территории г.Сочи» предусмотрено, что полномочия на заключение договоров аренды земельного участка предоставлены администрации г.Сочи.

Согласно ч.2 ст.38 Устава г.Сочи к полномочиям администрации г.Сочи относится предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Городским Собранием Сочи (п.14), заключает договоры и соглашения от имени и в интересах г.Сочи (п.26).

Согласно действующей редакции Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории г.Сочи, утверждённого решением Городского Собрания г.Сочи от 18.04.02 №61, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет орган местного самоуправления - администрация г.Сочи.

Таким образом, органом местного самоуправления, имеющим полномочия на предоставление спорного земельного участка в аренду, является администрация г.Сочи.

Как видно из материалов дела, 30.08.2010 года истец обратился в компетентный орган местного самоуправления - администрацию г.Сочи с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в пользование на условиях аренды (в аренду) сроком на 49 лет, но ему в этом было отказано письмом департамента имущественных отношений администрации г.Сочи от 23.09.2010 года №02-05-17/9732.

При этом, поскольку, как усматривается из материалов дела, в отношении предоставления спорного земельного участка в аренду имелось только одно заявление от истца, заинтересованного в предоставлении спорного земельного участка для строительства, а от иных граждан или юридических лица таких заявление в администрацию г.Сочи не поступало и таких доказательств суду не предоставлено, то в силу вышеназванных норм ч.3 ст.8 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (в ред. от 03.03.10) допустима передача спорного земельного участка в аренду без проведения торгов (аукционов).

По Земельному кодексу РФ (ст.25) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Из дела усматривается, что испрашиваемый истцом в аренду земельный участок не относится к категории земельных участков ограниченных в обороте и не предоставление администрацией г.Сочи истцу спорного земельного участка нарушает Земельный кодекс РФ и его права.

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются части земельных участков, тем самым данные участки оформляются в установленном законом порядке и к ним применяются правила предоставления земельных участков, установленные Земельным кодексом РФ.

Исходя из смысла положений ст.ст.606, 607 ГК РФ, ст.22 ЗК РФ, существенным условием договора аренды земельного участка является объект аренды - индивидуально-определенный земельный участок.

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, для предоставления земельных участков для строительства земельный участок в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, с учетом минимальной площади необходимой для использования в соответствующих целях.

В силу положений п.3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно требований п.1 ст.7 названного Федерального закона к уникальным характеристикам объекта недвижимости относятся: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно имеющейся в деле схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что границы земельного участка и его расположение были согласованы в 2009 году с Главой г.Сочи, Управлением программ городского развития администрации г.Сочи, департаментом имущественных отношений администрации г.Сочи, главным архитектором г.Сочи, администрацией и главным архитектором Центрального района г.Сочи, нанесены на дежурную карту г.Сочи 02.03.2010 года

Из материалов дела, межевого и кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 03.06.2010 года (...), выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Краснодарскому краю, следует, что спорный земельный участок площадью 300 кв.м с местоположением: Краснодарский край, г.Сочи, в районе (...), с разрешённым использованием - «для размещения магазина продовольственных товаров» был в установленном законом порядке в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с учетом минимальной площади необходимой для использования в соответствующих целях, с кадастровым номером (...).

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.3,4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Таким образом, поскольку истец имел право на предоставление испрашиваемого индивидуально определённого земельного участка в аренду, обратился в компетентный орган местного самоуправления - администрацию г.Сочи с соответствующим заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в пользование на условиях аренды (в аренду), но ему в этом было необоснованно отказано, то данные действия администрации г.Сочи нельзя признать законными.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку действия (бездействие) органа местного самоуправления, выразившиеся в непредоставлении истцу спорного земельного участка, являются незаконными, то следует обязать администрацию г.Сочи устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод - предоставить спорный земельный участок истцу в пользование на условиях аренды путём заключения с ним соответствующего договора аренды.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания права; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п.8 ст.11.2 ЗК РФ и п.1 ст.64 ЗК РФ земельные споры и споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бенклиева Е.А. к администрации г.Сочи о признании права на предоставление земельного участка в пользование на условиях аренды, оспаривании действий органа местного самоуправления, понуждении к совершению определённых действий - удовлетворить.

Признать право Бенклиева Е.А. на приобретение в пользование на условиях аренды земельного участка площадью 300 кв.м с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, в районе (...).

Признать незаконными бездействия администрации г.Сочи по отказу в предоставлении Бенклиеву Е.А. в пользование на условиях аренды земельного участка площадью 300 кв.м с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, в районе (...).

Обязать администрацию г.Сочи заключить с Бенклиевым Е.А. договор о предоставлении в пользование на условиях аренды (договор аренды) сроком на 49 лет земельного участка площадью 300 кв.м с кадастровым номером (...), категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для размещения магазина продовольственных товаров, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, в районе (...).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный райсуд г. Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200