об изъятии земельного участка и жилого дома



к делу № 2-3732/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Левковской Л.А. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 год обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес> и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности путем перечисления на банковский счет ответчицы <данные изъяты> рублей; обязать ответчицу освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества от лиц, находящихся по указанному адресу, а также от движимого имущества.

В обоснование исковых требований истец указал, что п.1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.07.2010 года № 556-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, путем выкупа, изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес> принадлежащий на праве собственности Левковской Л.А. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. Данный земельный участок, указывает истец, попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральная автомагистраль города Сочи «Дублер Курортного проспекта» от 172 км федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2009 года № 316. Департаментом направлялось Левковской Л.А. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о принятом решении об изъятии, подготовлен проект соглашения с ней. Однако, указывает истец, ответчица до настоящего времени соглашение не подписала, предложения о внесении изменений в соглашение не представила. Нарушение Левковской Л.А. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Управлению автомобильных дорог Краснодарского края для строительства олимпийского объекта краевого значения.

Участвующий в судебном заседании представитель истца, по доверенности Карташев В.Н., исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Ответчица Левковская Л.А. и ее представитель, привлеченный к участию в дело в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования не признали, при этом указали, что в обоснование заявленных исковых требований истцом наряду с другими документами представлена копия выписки из отчёта об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №. Оценку спорного объекта произвёл оценщик ООО «Юг-Регион-Оценка» Михалевич Е.В. Оценочная стоимость дома и земельного участка в общей сложности составила сумму <данные изъяты> рублей. С данной оценкой не согласны, поскольку сумма оценки явно занижена многократно, поскольку в ходе выполнения оценочных работ с полным текстом отчёта об оценке администрация Департамента Краснодарского края ее, Левковскую Л.А., не ознакомила, что не даёт возможности в полном объёме ознакомиться и проанализировать, каким образом образовалась сумма <данные изъяты> рублей, причитающаяся к выплате в связи с изъятием собственности для нужд государства.

Также указали, что по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между Левковской Л.А. и ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт», экспертом Корнейчук А.Ю. было выполнено экспертное заключение (маркетинговые исследования). В этом экспертном заключении имеется описание местонахождения объекта недвижимости - жилого <адрес> с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, а также определена среднерыночная цена одного квадратного метра жилой площади и среднерыночная цена одной сотки земельного участка под ИЖС в данном районе города Сочи. Согласно карте градостроительного зонирования в городе Сочи объект маркетинговых исследований находится в жилой территориальной зоне Ж4-15 и подпадает в ценовую зону «центр Сочи». Таким образом, считают, оценочный отчёт Краснодарской коммерческой экспертной организации ООО «Юг-Регион-Оценка» составлен на основании неверных данных местонахождения спорного объекта, а поэтому не может быть принят во внимание при разрешении спора по существу. Просили в удовлетворении требований отказать.

Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица - Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», по доверенности Таран О.В., исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.

Представитель третьего лица - администрации города Сочи, по доверенности Уйхели Ю.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Пунктом 1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.07.2010 года № 556-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» изъят для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль город Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)», в собственность Российской Федерации путем выкупа земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>, принадлежащий на праве собственности Левковской Л.А. и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.

В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 года № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Росавтодор, при этом строительство осуществляет ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства».

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

В силу п.1.1. Положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно п.3.22 Положения, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращении в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целя) размещения олимпийских объектов краевого значения.

В соответствии с п.18 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения.

Как следует из материалов дела, Департамент направил ответчице уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества.

Согласно п.21 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.

Материалами дела установлено, что ООО «Юг-Регион-Оценка» проведена оценка рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Левковской Л.А., и расположенного на нем жилого дома, литер «А», общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащего Левковской Л.А. на праве собственности, иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, а также размера убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.

Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №:

- рыночная стоимость земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Левковской Л.А., составляет <данные изъяты> рублей:

- рыночная стоимость недвижимого имущества (<данные изъяты>), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, составляет <данные изъяты> рубля;

- рыночная стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, составляет <данные изъяты>;

- размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка и расположенного на нем иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Левковской Л.А., составляет <данные изъяты>) рублей.

Факт принадлежности Левковской Л.А. земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес> и жилого дома, расположенного на нем, подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (запись регистрации №) и от ДД.ММ.ГГГГ № (запись регистрации №

В связи с этим, как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Департаментом подготовлен проект соглашения с Левковской Л.А.

Пунктом 2 ст.2 соглашения гражданину предусмотрена выплата в размере <данные изъяты> рублей.

Отсутствие нарушений алгоритма оценки и подтверждение соответствия оценочной стоимости недвижимого имущества Левковской Л.А. ценовому диапазону для данной ценовой зоны подтверждается письмом руководителя Рабочей группы Национального совета по оценочной деятельности ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ № №.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Левковской Л.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о получении с указанием несогласия с указанной в проекте соглашения оценочной стоимостью, сделанной ДД.ММ.ГГГГ в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.

Учитывая то, что соглашением предусмотрена выплата стоимости недвижимого имущества, а также убытков правообладателю, проект соглашения подписан Руководителем департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и директором ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дородного агентства». Однако Левковской Л.А. до настоящего времени соглашение не подписала, предложения о внесении изменений в соглашение не представила.

Не подписание Левковской Л.А. проекта соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Росавтодору, а впоследствии и ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дородного агентства» в целях строительства олимпийского объекта федерального значения.

Согласно ч.4.1 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи формирует маневренный фонд для предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, которые являлись собственниками изъятых в целях размещения олимпийских объектов индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных домах.

Распоряжением Главы администрации города Сочи от 13.03.2009 года № 230-р включены жилые помещения 2-4 этажей спального корпуса № 3 пансионата «Нептун», расположенного по улице Ленина, 219 в Адлерском районе города Сочи, в специализированный жилищный фонд и отнесен к маневренному фонду.

В соответствии с п.31 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» установлено, что решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного,руководствуясь ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Левковской Л.А. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - удовлетворить.

Изъять в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по <адрес> и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности Левковской Л.А..

Обязать Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» в семидневный срок перечислить Левковской Л.А. денежную сумму в размере <данные изъяты>) рублей на расчетный счет № Банка <адрес>, принадлежащий Левковской Л.А.

Обязать Левковскую Л.А. в трехдневный срок со дня перечисления денежных средств освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества по <адрес>, от лиц, находящихся по указанному адресу, а также от движимого имущества.

В соответствии с п.33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» решение в части изъятия объекта недвижимого имущества привести к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200