К делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.
при секретаре судебного заседания Грачевой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района г. Сочи об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления и возложении обязанности на администрацию г. Сочи устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения, выданного К И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд <адрес> в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконным разрешения №, выданного заместителем главы города Сочи ДД.ММ.ГГГГ К И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию г. Сочи устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на строительство.
Заявленные требования прокурора мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы г. Сочи К И.Ю. выдано разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома. Указанным актом К И.Ю. предоставлено право на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>. Данное разрешение на строительство, выданное заместителем главы г. Сочи, по мнению прокурора, является незаконным по следующим основаниям. В материалах, приложенных к заявлению, отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Данный факт подтверждается ответом из Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, в котором представлены: оспариваемое разрешение на строительство и перечень документов, на основании которых было выдано вышеуказанное разрешение.
В соответствии с ч. 1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. Указом Президента РФ от 06.07.1994 г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-Р «О природных ресурсах Черного и Азовского морей» установлено, что курорты и рекреационные зоны в границе округов санитарной охраны курорта г. Сочи отнесены к курортам федерального значения. Федеральными законами от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что курорты отнесены к особо охраняемым природным территориям и являются общенациональным достоянием. До июня 2010 года функции по проведению государственной экологической экспертизы были возложены Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 г. на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Указом Президента РФ N 780 от 23 июня 2010 года данные функции переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, содержится в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе», среди которых в пункте 7.1 указана проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Следовательно, по мнению прокурора, многоквартирный дом по <адрес> относится к объектам, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе. Вместе с тем, К И.Ю. положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации для выдачи разрешения на строительство в органы местного самоуправления не представлено, что в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Вышеизложенное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, разрешение на строительство выдано в отсутствие необходимых документов, наличие которых, в силу императивности ч. 7, 13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», является обязательным. Тем самым, администрацией г. Сочи нарушен установленный федеральным законодательством порядок выдачи разрешений на строительство. Разрешением № RU 23309/892, выданным заместителем главы города ДД.ММ.ГГГГ К И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что при выдаче указанного разрешения на строительство не исполнены требования федерального законодательства о градостроительной деятельности. В то время как в соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. Таким образом, незаконные действия Администрации г. Сочи ставят под угрозу экологическую безопасность жителей города, а также нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В судебном заседании прокурор Климова М. В.поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель администрации гор. Сочи по доверенности Бунина Е.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемое разрешение на строительство многоквартирного дома выдано К И.Ю. в соответствии с требованиями закона, кроме того, законодательными актами об органах местного самоуправления не предусмотрен порядок отмены выданных разрешений на строительство домов.
Представитель заинтересованного лица К И.Ю. по доверенности Борисов А.А. возражал против заявленных требований по тем основаниям, что полагает требования прокурора надуманными, незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям: проектная документация строительства объекта не является предметом экологической экспертизы, а, следовательно, не требуется обязательного представления положительного заключения экологической экспертизы в качестве документа, необходимого для получения разрешения на строительство. Как указано выше, по спорному объекту, для получения разрешения на его строительство, представлено К И.Ю., и это не оспаривается прокурором, положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Сочинским межрайонным отделом ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», что является достаточным для выдачи разрешения на строительство. Доводы прокурора и соответственно, якобы, неправомерность действий Администрации города Сочи по выдаче К И.Ю. разрешения на строительство, ничем не подтверждены. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» внимание судов обращено на то, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). Из текста Заявления следует, что прокурор просит признать незаконным Разрешение на строительство № и обязать Администрацию города Сочи устранить допущенное нарушение путем отмены разрешения на строительство, но при этом прокурор не просит суд признать незаконными действия по выдаче указанного разрешения. Кроме того, просил обратить внимание суда на то, что действующее законодательство не содержит указаний на наличие такой процедуры, как «отмена разрешения на строительство». Полагает, что единственным лицом, чьи интересы существенным образом могут быть затронуты отменой разрешения на строительство, является именно К И.Ю.. Однако отмена указанного разрешения ни чего, кроме негативных последствий для К И.Ю. не влечет, а, следовательно, отсутствуют и основания для обращения прокурора в суд с указанным выше заявлением.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований прокурора Центрального района г. Сочи следует отказать по следующим основаниям.
В обоснование заявления прокурор ссылается на положения ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей, что одним из документов, представляемым застройщиком совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство, является положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, которое, не предоставлено К И.Ю. в Администрацию города Сочи.
В соответствии с ч. 1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 7. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Для проверки обоснованности заявленных прокурором требований судом была истребована документация, на основании которой было выдано оспариваемое Разрешение RU №:
Договор о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что он заключен между администрацией г. Сочи и <данные изъяты>, по условиям которого земельный участок площадью 28253 кв.м. предоставлен под индивидуальное жилищное строительство по <адрес> на срок с момента его государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ
Из дополнительного соглашения к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, согласно которого арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 28003 кв.м. для комплексной застройки многоквартирными жилыми домами с объектами общественного назначения по <адрес>.
Из Договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен между ОАО «Сочинский морской торговый порт» и Тереховой А.И., которая принимает соответствующие права и обязанности в полном объеме по договору о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ
Из Договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Сочинский морской торговый порт» и Наумова Л.А. заключили указанный договор, по условиям которого последняя принимает соответствующие права и обязанности в полном объеме по договору о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, представлены также: Градостроительный план земельного участка, изготовленный по заявлению К И.Ю., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, под многоквартирный жилой дом; проект на многоквартирный жилой дом по указанному адресу; справка градостроительной базы данных и дежурного плана города на территорию в районе <адрес>; положительное заключение государственной экспертизы № объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>; проект многоквартирного жилого дома по <адрес> по охране окружающей среды и Экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, из которого следует, что земельный участок общей площадью 3991 кв.м. по <адрес> по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для размещения многоквартирного жилого дома.
В соответствии с ч. 4. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
В соответствии с ч. 5. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Ч. 6. ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
Ч. 6.1. ст. 49 ГрК РФ установлено, что для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 49 ГрК РФ результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.
В соответствии с ч. 11. ст. 49 ГрК РФ порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1. Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 10 указанного закона государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
Таким образом, проектная документация строительства спорного объекта - многоквартирного жилого дома в силу вышеизложенного не должна быть обязательным предметом экологической экспертизы.
Суд не может согласиться с доводами заявления прокурора Центрального района г. Сочи о том, что проектная документация объекта - строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> в г. Сочи подлежит обязательной экологической экспертизе, так как объект предполагается разместить на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно п. 1-2 ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения отнесены земельные участки, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, т.е. те, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В соответствии с п. 3-4 ст. 94 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий и земли рекреационного назначения могут относиться как к землям особо охраняемых территорий федерального значения, так и к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения.
Согласно п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. При этом законом допускается включение в эти земли земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Так, в соответствии с Федеральным законом РФ от 03.12.2008 года № 244 «О ПЕРЕДАЧЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, В СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ОБ ОТНЕСЕНИИ УКАЗАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ" предусмотрена передача из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано или не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из Справки градостроительной базы данных и дежурного плана города на территорию в районе <адрес> испрашиваемый земельный участок относится к государственной собственности, правообладатель не определен.
Из акта обследования земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ведущим специалистом МУ «Земельная инспекция города Сочи», следует, что земельный участок, предоставленный К И.Ю. под строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>, относится к землям муниципального образования город-курорт Сочи, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства многоквартирного жилого дома.
Кроме того, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора по тем основаниям, что в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч.8 ст. 65 Водного кодекса РФ 8 ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Удаленность же места размещения Объекта строительства от моря, согласно справке градостроительной базы данных и дежурного плана города, выполненной МУП «МИГ г. Сочи» на основании заявления К И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, составляет более 750 м.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Центрального района г. Сочи об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления и возложении обязанности на администрацию г. Сочи устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения №, выданного К И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> - отказать.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий