решение по заявлению Ревазова А.В. о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел), признании незаконным бездействия администрации города Сочи



К делу № 2-4369/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко Н.П.

при секретаре Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ревазова А.В. о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел), признании незаконным бездействия администрации города Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Ревазов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) от 03 ноября 2010 года в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконным бездействия администрации города Сочи, выразившемся в ненаправлении сведений о земельном участке с кадастровым номером №, включенного в границы населенных пунктов, согласно утвержденного Генерального плана города Сочи и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Сочи 2009 года.

В обоснование заявленных требований указал, что его пожизненном владении находится земельный участок площадью 6714 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: город Сочи Адлерский район, село Высокое. Категория указанного земельного участка - «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Согласно Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города Сочи земельный участок расположен в зоне Ж2, малоэтажная жилая застройка коттеджного и блокированного типа до 4 этажей.

Согласно указанных Правил, одним из запрещенных видов разрешенного использования земельных участков является сельское хозяйство, в связи с чем, заявитель обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с изменением категории земель и изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, согласно утвержденного Генерального плана города Сочи.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) вынесено решение об отказе в удовлетворении просьбы заявителя, со ссылкой на отсутствие документа - основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Считая, что отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) и бездействие администрации города Сочи не основано на нормах права, Ревазов А.В. обратился в суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.

В судебном заседании Коновалова С.В., действующая по доверенности в интересах Ревазова А.В., доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Просила удовлетворить заявленные требования, считает, что обжалуемые действия нарушают права ее доверителя по оформлению земельного участка, просит признать отказ незаконным и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, в связи с изменением категории земель, вида разрешенного использования, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в селе Высоком Адлерского района города Сочи. Дополнительно пояснила, что с администрацией города Сочи и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края проводилась переписка по вопросу предоставления акта органа государственной власти или органа местного самоуправления с измененными сведениями о категории земель в отношении земельного участка ее доверителя. До настоящего времени данный вопрос не разрешен. Считает данное бездействие администрации города Сочи незаконным.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица, администрации города Сочи Бунина Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что на момент выделения земельного участка Ревазову А.В., земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, в последствии граница городской черты была расширена. Рассмотрение вопроса о предоставлении акта органа местного самоуправления Ревазову А.В. с измененными сведениями о категории земель в отношении его земельного участка станет возможным только после утверждения границы городской черты. По мнению представителя администрации города Сочи, администрация города является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку принятие решения о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении либо изменении вида разрешенного использования земельного участка относится к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Кроме того, орган местного самоуправления имеет право обратиться в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным возражением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом момент обращения с таким заявлением законом не определен.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица по делу представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) Казанджева Ю.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) являются правомерными, в рамках действующего законодательства. При отсутствии в сведениях государственного кадастра недвижимости и в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах на земельный участок информации о категории земель, к которой отнесен земельный участок, необходимо инициировать орган местного самоуправления принять решение (акт) об отнесении земельного участка к определенной категории земель. В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 года № 172-ФЗ перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Не удовлетворившись таким ответом, заявитель выбрал другой путь получения земельного участка, решив оспаривать действия филиала. На основании изложенного, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) считает, что не нарушало прав Ревазова А.В., считает его требования незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе оспорить в суде решение действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ устанавливает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Ревазов В.А., являясь собственником на праве пожизненного владения земельного участка площадью 6714 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: город Сочи Адлерский район, село <адрес>. Категория указанного земельного участка - «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении ему акта органа местного самоуправления с измененными сведениями о категории земель в отношении его земельного участка и в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с изменением категории земель, вида разрешенного использования, к которой отнесен указанный выше земельный участок.

Ответом из Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи Краснодарского края от 02 августа 2010 года, заявителю разъяснено, что его просьба будет возможной после утверждения границы городской черты.

Решением от 03 ноября 2010 года за № 49-р/10-26247 в удовлетворении просьбы заявителя отказано, со ссылкой на отсутствие документа - основания в виде акта органа местного самоуправления, который не направил сведения в регистрирующий орган о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с подп. «в» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования предусмотрен положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иной порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, отличный от предусмотренного указанным федеральным законом, законодательством Краснодарского края не установлен.

Упомянутой статьей 4.1 Федерального закона №191-ФЗ в редакции, действующей до 27.12.2009 года, предусматривалось, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 01 января.2010 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 01 января 2010 года могло осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона.

Впоследствии, согласно Федеральному закону от 27.12.2009 N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» такой порядок сохранен до 01 января 2012 года.

Решением Городского Собрания Сочи № 89 от 14 июля 2009 года утвержден Генеральный план МО города Сочи.

В месте с тем, на момент обращения Ревазова А.В. с заявлением в администрацию города Сочи, границы городской черты утверждены не были.

Вместе с тем, ст. 4.1 Федерального закона №191-ФЗ, предусматривая порядок и процедуру принятия уполномоченным органом (в рассматриваемом случае - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов с изменением вида их разрешенного использования на основании заявления заинтересованного лица, в совокупности с иными положениями данного закона, не предоставляет муниципальному образованию либо его должностным лицам, право принятия окончательного решения по данному вопросу.

В соответствии со ст.8 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.3 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что нашло свое отражение в ответе Департамента имущественных отношений Краснодарского края 13 августа 2010 года на обращение Ревазова А.В.

Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае, федеральный закон наделяет орган местного самоуправления лишь полномочиями по подготовке и направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, иных необходимых в соответствии с требованиями закона документов в установленный законом срок. Данные полномочия не предполагают в результате их реализации возникновения, изменения либо прекращения прав у заинтересованных лиц.

Анализируя исследованные судом доказательства, с учетом положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, и вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о законности действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел), указавшего в решении на необходимость наличия документального основания в виде акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель.

Суд не может согласиться с доводами представителя Ревазова А.В. о том, что в настоящее время утвержден генеральный план муниципального образования и заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в администрацию города Сочи, поскольку Федеральный закон №191-ФЗ не исключает возможности выбора приоритетного и наиболее удобного для заявителя варианта решения интересующего его вопроса.

Как указывалось выше, акт о переводе земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в лице администрации Краснодарского края.

Процедура рассмотрения заявления заинтересованного лица о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида его разрешенного использования предусмотрена вышеприведенными нормами закона, и в силу положений части 2 статьи 15 Конституции РФ обязательна для исполнения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Суду не предоставлено право предрешать существо решения, которое должно быть принято и выводы уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления по итогам рассмотрения такого обращения.

Иное нарушало бы самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и противоречило части 1 статьи 130, части 2 статьи 132 Конституции РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Ревазова А.В. о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Сочинский филиал (отдел), признании незаконным бездействия администрации города Сочи, признать необоснованными.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий Н.П. Ващенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200