Дело № 2-4546/10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 г. г. Сочи
Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре Севидовой Е.П., рассмотрев исковое заявление прокуратуры Краснодарского края к ООО «Бетон-Строй» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края обратилась в суд с иском к ООО «Бетон-Строй» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, по эксплуатации растворо-бетонного узла, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что 30.09.2010 г. в период с 13 до 14 часов помощником прокурора Центрального района г.Сочи с государственным инспектором Управления Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея с выездом на место проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации растворо-бетонного узла, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи. с использованием РБУ предприятие производит бетон и осуществляет деятельность по его продаже. В ходе проведения проверки установлено, что РБУ является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также предприятием при осуществлении деятельности используются такие источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как сварочный аппарат, строительная техника. Производство бетона сопровождается выбросом в атмосферный воздух цементной пыли и продуктов его переработки. В ходе проведения проверки ответчиком не представлены учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ. Ответчик не осуществляет производственный экологический контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Более того, производственная площадка ООО «Бетон-Строй» находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, на территории имеются места складирования отходов производства и потребления (полиэтиленовая пленка, пакеты, древесный мусор, металлолом, пищевые отходы) непосредственно на земле без специально подготовленной площадки, без обваловки и обособленной сети ливнестоков. Места складирования отходов не защищены от воздействия атмосферных осадков. В ходе осмотра объекта строительства установлено, что в результате производственной деятельности хозяйствующего субъекта образуются отходы производства и потребления (емкости из под ГСМ, автомобильные шины, древесный мусор, ТБО, использованные аккумуляторы и др.). Ответчик не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, ответчиком нарушены требования законодательства об охране атмосферного воздуха, в связи с чем, нарушаются права граждан, проживающих на территории города-курорта Сочи, на благоприятную окружающую среду. По этим основаниям просит запретить ООО «Бетон-Строй» деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, по эксплуатации растворо-бетонного узла, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.
В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Бетон-Строй» признал наличие выявленных нарушений и пояснил, что на предприятии к моменту проверки приказов о назначении лиц, ответственных за соблюдение экологических требований не издавалось. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бетон-Строй» эксплуатирует растворо-бетонный узел (РБУ), расположенный по <адрес>. С использованием РБУ предприятие производит бетон и осуществляет деятельность по его продаже. Производство бетона сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в виде цементной пыли. Предприятие на момент проверки, осуществляя эксплуатацию стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, не вело учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не осуществляло производственный экологический контроль. У предприятия отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На территории производственной площадки имеются места складирования отходов производства и потребления (полиэтиленовая пленка, пакеты, древесный мусор, металлолом, пищевые отходы и др.). Непосредственно на земле без специально подготовленной площадки, без обваловки и обособленной сети ливнестоков. Места складирования не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. На производственной площадке находятся отходы производства и потребления (емкости из под ГСМ, автомобильные шины, древесный мусор, ТБО, использованные аккумуляторы и др.), которые привезены на территорию предприятия посторонними лицами. На момент проведения проверки, паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате эксплуатации РБУ не разработаны. Полагает, что наличие у предприятия договора на утилизацию данных отходов и лицензии на право обращение с опасными отходами не обязательно. Отсутствует проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов на данный объект. Не имеется сотрудников, допущенных к обращению с опасными отходами, и имеющих соответствующие свидетельства. Ответчик плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносил. Пояснил, что выявленные в ходе проверки на предприятии нарушения будут устранены в ближайшее время.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 01.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а так же количество и состав выбросов вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как видно из материалов дела, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> и Республике Адыгея совместно с помощником прокурора Центрального района города Сочи проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства организацией ООО «Бетон-Строй» осуществляющей производство бетона, расположенной по <адрес> в Центральном районе города Сочи. При осуществлении проверки установлено, что на основании договора аренды ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бетон-Строй» получил во временное пользование Расворобетонный узел в рабочем состоянии и блочный цех, расположенный по вышеуказанному адресу. В ходе осмотра объекта строительства, установлено, что в результате производственной деятельности хозяйствующего субъекта образуются отходы проивзосдтва и потребления (емкости из под ГСМ, автомобильные шины, древесный мусор, ТБО, использованные аккумуляторы и др.), а также имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (сварочный аппарат, РБУ, строительная техника).
В силу ч.1 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Аналогичное требование предусмотрено ст. 67 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
На основании ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
В ходе осуществления проверки деятельности ООО «Бетон-Строй» установлено, что проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов, проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте отсутствуют. Паспорта на отходы производства и потребления I-IV классов опасности ответчиком не разработаны. Свидетельства на лиц допущенных к обращению отходами I-IV классов опасности ответчиком не представлены. Производственный контроль за отходами производства и потребления, а также за состоянием атмосферного воздуха ответчиком не осуществляется.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В ходе проверки при визуальном осмотре установлено, что ответчик, при осуществлении деятельности, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, к которым относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом и другими видами физических воздействий.
В нарушение указанных требований закона, ответчиком не производились расчеты и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
На основании ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В нарушение указанных требований закона, в ходе проведения проверки установлено, что на производственной площадке ООО «Бетон-Строй» места складирования отходов производства и потребления (полиэтиленовая пленка, пакеты, древесный мусор, металлолом, пищевые отходы и др.) расположены непосредственно на земле без специально подготовленной площадки, без обваловки и обособленной сети ливнестоков. Места складирования отходов не защищены от воздействия атмосферных осадков. На предприятии отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате эксплуатации автомойки. Отсутствуют лица, допущенные к обращению с опасными отходами и имеющие соответствующие свидетельства. На предприятии не ведется производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ООО «Бетон-Строй» нарушает требования ст.ст. 16, 22, 23, 39, 51, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., ст.ст. 25, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ; ст.ст. 11, 14, 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», Постановления Правительства РФ № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» гарантирующих охрану здоровья и жизни граждан.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить иск прокуратуры Краснодарского края к ООО «Бетон-Строй» о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Запретить ООО «Бетон-Строй» осуществлять производственную деятельность с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации растворо-бетонного узла, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Не вступило в законную силу.
Согласовано 20.12.10 г.
Судья Курин Ю.В.