К делу №2-3486/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.
при секретаре Тормаховой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антиповой Н.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в гор. Сочи Краснодарского края о признании права на досрочную трудовую пенсию
УСТАНОВИЛ :
Антипова Н.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в гор. Сочи Краснодарского края о признании права на досрочную трудовую пенсию, просила включить в специальный трудовой стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного поста объединения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного медперсонала в <данные изъяты>, а также обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в гор. Сочи начислить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи заявления.
Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. С ДД.ММ.ГГГГ согласно п.1 ст. 1 ФЗ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным
законом. Выпиской из протокола решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в Центральном районе г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по вышеуказанной статье явилось то, что заявительница не имеет 30 лет стажа лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях. Такое право у нее возникает с ДД.ММ.ГГГГ при условии продолжения работы в должностях и учреждениях, дающих право на назначение указанной пенсии. Право на назначение трудовой пенсии по старости приобретает по достижении 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии исключены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного поста объединения <данные изъяты> так как данные учреждения не относятся к учреждениям здравоохранения и не предусмотрены Списком № от ДД.ММ.ГГГГ ; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного медперсонала в <данные изъяты> так как наименование учреждения не предусмотрено Постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения...» и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С решением комиссии она не согласна, так как считает, что досрочная трудовая пенсия назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования структурных подразделений и учреждений здравоохранения, с которым она состояла в трудовых отношениях. Она выполняла работу медицинской сестры, оказывала экстренную медицинскую помощь больным в случае ухудшения самочувствия или несчастных случаях, в ее обязанности входит ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций.
В судебном заседании истица свои требования поддерживала.
Представитель ответчика иск не признал.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Антипова Н.Е. с ДД.ММ.ГГГГ работает в <данные изъяты> на должность медицинской сестры дежурного поста, где и работает по настоящее время, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой (л.д.20-21).
За время ее работы наименование учреждения неоднократно переименовывалось, в том числе: в объединение <данные изъяты> в <данные изъяты>
В силу подпункта 11 п.1 ст. 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Пункт 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства действующего до вступления этого закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с особыми условиями труда.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Нормативные правовые акты, которые регулировали пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ, не утратили силу и могут применяться при назначении досрочной пенсии по нормативам подп.11 п.1 ст.28 ФЗ №173, в части, не противоречащей закону.
В соответствии с ранее действующим законодательством, лица, занимавшиеся лечебной деятельностью, имели право на пенсию за выслугу лет (ст. 80-82 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РФ»).
До вступления в законную силу ФЗ № 173 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Списком профессий и должностей работников здравоохранения, чья работа дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (в редакции от 19 февраля 2001 года № 130). В связи с этим, периоды работы до 1 января 2002 года исчисляются с применением льготного порядка предусмотренного этими нормативными актами.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.99г. №1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком от 06.09.91г. № 464, после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами от 22.09.99г. №1066.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости, однако в назначении досрочной пенсии ему было отказано, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10-13).
Комиссия УПФР, отказывая в досрочном назначении пенсии, исключила из специального стажа истца в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного поста объединения <данные изъяты> (<данные изъяты> так как данные учреждения не относятся к учреждениям здравоохранения и не предусмотрены Списком № от ДД.ММ.ГГГГ ; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного медперсонала в <данные изъяты> так как наименование учреждения не предусмотрено Постановлением правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения...» и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данный отказ является не законным по следующим основаниям.
Так, в целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 9 указал, что «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
Как видно из трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени истица работает медицинской сестрой в санатории <данные изъяты> данная должность дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
За этот период времени санаторий неоднократно менял свое наименование (л.д.32). Но при этом вид деятельности истицы, характер работы не менялся, она всегда оставалась медицинской сестрой. Цели и задачи, направления деятельности места работы также не менялись, санаторий всегда осуществлял и продолжает осуществлять деятельность по охране здоровья населения. Указанные обстоятельства подтверждаются лицензией на осуществление медицинской деятельности <данные изъяты>, должностной инструкцией медицинской сестры (дежурного поста), из которой следует, что в должностные обязанности медицинской сестры (дежурного поста) санатория, входит, в том числе, оказание неотложной доврачебной помощи пациенту в случае ухудшения его самочувствия при экстренных обращениях или несчастных случаях; осуществление всех видов сестринского процесса при уходе за пациентом во время процедуры; ассистирование при проведении дежурным врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций...(л.д.22-23).
О том, что Антипова Н.Е. была занята полный рабочий день и выполняла лечебную работу по охране здоровья населения полный рабочий день и на полную ставку, свидетельствует справка уточняющая особый характер работы (л.д.33).
Согласно справки начальника медицинского центра <данные изъяты> в настоящее время санаторий осуществляет свою деятельность как юридическое лицо <данные изъяты> созданное в ДД.ММ.ГГГГ.
До образования <данные изъяты> санаторий являлся структурным подразделением <данные изъяты> сокращенное наименование <данные изъяты> а также филиалом <данные изъяты>
Основным видом деятельности указанных подразделений <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> являлся и является оказание медицинских санаторно-курортных услуг. Данные организации имели, а <данные изъяты> в настоящее время имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В целях оказания неотложной медицинской помощи отдыхающим и работникам на базе санатория (в том числе и перечисленных подразделениях) был создан и функционирует до настоящего времени дежурный пост.
Сотрудники данного поста оказывают круглосуточно скорую медицинскую помощь заболевшим и пострадавшим при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.
Таким образом, несоответствие наименования учреждения Спискам, утвержденным постановлением правительства, не может являться основанием для ущемления пенсионных прав истца.
Не состоятельны доводы представителя ответчика и в той части, что наименование профиля учреждения (предусмотрены санатории для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические) не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, так как согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного суда России №2-П от 29.01.2004г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан») «придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано».
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Так как с заявлением о назначении пенсии Антипова Н.Е. обратилась в УПФР ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст. 19 ФЗ «Отрудовых пенсиях в РФ» пенсия должна быть назначена именно с этого времени.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Антиповой Н.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в гор. Сочи Краснодарского края о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
Признать за Антиповой Н.Е. право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в ее специальный стаж периоды работы : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного поста объединения <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры дежурного медперсонала в <данные изъяты>
Назначить Антиповой ФИО9 пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи заявления.
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 25 октября 2009 года.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: