Решение по заявлению Штурбабиной О.М. об оспаривании отказа администрации Центрального района г.Сочи в выдаче правоустанавливающего документа на земельный участок



Дело № 2-4450/10Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 г. г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Штурбабиной О.М. об оспаривании отказа администрации Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего документа на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит суд признать незаконным отказ администрации Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего документа о предоставлении бесплатно в собственность заявителю земельного участка № площадью 624 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в ЖСК «<данные изъяты>», и обязать администрацию Центрального района города Сочи выдать заявителю указанный документ.

В судебном заседании заявитель и ее представитель требования поддержала и мотивировала их тем, что постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № создано ЖСТ индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>», за которым закреплен земельный участок площадью 6,8 га по <адрес> в соответствии с утвержденным генпланом застройки. Протоколом от 02.09.2001 г. заявитель принята в члены данного товарищества, за ней закреплен земельный участок № площадью 600 кв.м. и выдана членская книжка. До настоящего времени заявитель уплачивала членские взносы и другие необходимые платежи, установленные правлением ЖСТ. В соответствии с протоколом № от 27.04.2002 г. общего собрания членов ЖСТ «<данные изъяты>» жилищно-садоводческое товарищество реорганизовано в ЖСК «<данные изъяты>». 20.07.2006 г. постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи утвержден список членов ЖСК «<данные изъяты>», в котором заявитель указана под номером №. Заявитель осуществила постановку на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка и 19.01.2009 г. ей выдан кадастровый паспорт на земельный участок № площадью 624 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в ЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в городе Сочи, разрешенный вид использования данного земельного участка - для строительства частных домовладений и ведения хозяйства. В 2009 г. заявитель обратилась в УФРС Центральный отдел по городу Сочи с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Письмом УФРС Центральный отдел по городу Сочи ей было отказано по тем основаниям, что не представлен акт органа местного самоуправления о закреплении за ней права собственности на данный земельный участок. Администрацией Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего документа на земельный участок заявителю отказано в связи с тем, что отсутствует проект межевания территории ЖСК «<данные изъяты>». Полагает, что поскольку границы земельного участка определены по сложившемуся порядку пользования с 1994 года и земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеется препятствий в оформлении права собственности заявителя на указанный объект. По этим основаниям просит признать незаконным отказ администрации Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего документа о предоставлении в собственность заявителю земельного участка № площадью 624 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в ЖСК «<данные изъяты>», и обязать администрацию Центрального района города Сочи выдать заявителю указанный документ.

Представитель заинтересованного лица - администрации Центрального района г. Сочи заявленные требования не признала. Свои доводы мотивировала тем, что п.1 решения исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов города Сочи от 30.10.1991 г. № зарегистрировано огородническое общество «<данные изъяты>». Согласно п.2 данного решения срок землепользования наделами должен был составлять не менее 5 лет с момента принятия решения. В соответствии с решением градостроительной комиссии при администрации Центрального района города Сочи от 01.03.1994 года администрации Центрального района города Сочи было предложено включить членов товарищества «<данные изъяты>» в число индивидуальных застройщиков. Решением градостроительной комиссии от 01.03.1994 года огородническому объединению «<данные изъяты>» было разрешено выполнить предпроектный материал по размещению индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> по <адрес>. Проектным институтом «Южпроекткоммунстрой» был выполнен предпроектный материал по размещению указанной индивидуальной жилой застройки. На основании постановления Главы администрации Центрального района города Сочи от 30.11.1994 года № на основе огороднического общества «<данные изъяты>» создано жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>», утвержден список членов и закреплен земельный участок площадью 6,8 га по <адрес>. В соответствии с постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от 15.07.1996 года № ЖСТ «<данные изъяты>» разрешено проектирование жилой застройки котеджного типа на земельном участке, в том числе из земель Сочинского государственного природного национального парка и совхоза «<данные изъяты>». Согласно п.3 данного постановления ЖСТ «<данные изъяты>» предписано согласовать проект с главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в срок установленный п.5 постановления, т.е. до 15.07.1997 года. Срок действия указанного постановления в дальнейшем не был продлен. На основании постановления Главы администрации Центрального района города Сочи от 20.06.1997 года № площадь земельного участка, на котором разрешалось проектирование застройки, была сокращена до 1,9 га. В соответствие с протоколом общего собрания членов ЖСТ «<данные изъяты>» от 27.04.2002 года № 17 товарищество реорганизовано в ЖСК «<данные изъяты>». В связи с тем, что условия указанного постановления не были исполнены, постановление считается не реализованным. Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно возможно при наличии оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Предоставленный ЖСК «<данные изъяты>» земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в отношении данного земельного участка не разработан план организации и застройки. В настоящее время председателем ЖСК «<данные изъяты>» подана заявка в организацию, имеющую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, для изготовления проекта межевания территории, с целью формирования границ земельного участка, ранее закрепленного за ЖСК «<данные изъяты>» с учетом границ смежных земельных участков. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ списки членов ЖСК «<данные изъяты>», утвержденные главой администрации Центрального района г. Сочи 20.07.2006 г., на которые заявитель ссылается как на основание своих требований, признаны недействительными.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - председатель ЖСК «<данные изъяты>» пояснил, что действительно до настоящего времени проект межевания территории и формирование границ земельного участка, ранее предоставленного ЖСК «<данные изъяты>» не завершено, план организации и застройки территории ЖСК «<данные изъяты>» отсутствует. Подтверждает, что заявитель является членом ЖСК «<данные изъяты>» и спорный земельный участок находится в ее владении.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из представленных суду материалов следует, что решением исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов города Сочи от 30.10.1991 г. № зарегистрировано огородническое общество «<данные изъяты>». Согласно п.2 данного решения срок землепользования наделами должен был составлять не менее 5 лет с момента принятия решения.

Решением градостроительной комиссии от 01.03.1994 года огородническому объединению «<данные изъяты>» было разрешено выполнить предпроектный материал по размещению индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> по <адрес>.

На основании постановления Главы администрации Центрального района города Сочи от 30.11.1994 года № на основе огороднического общества «<данные изъяты>» создано жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>», утвержден список членов и закреплен земельный участок площадью 6,8 га по <адрес>.

В соответствии с постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от 15.07.1996 года № ЖСТ «<данные изъяты>» разрешено проектирование жилой застройки котеджного типа на земельном участке, в том числе из земель Сочинского государственного природного национального парка и совхоза «<данные изъяты>».

Согласно п.3 данного постановления ЖСТ «<данные изъяты>» предписано согласовать проект с главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в срок установленный п.5 постановления, т.е. до 15.07.1997 года. Срок действия указанного постановления не был продлен.

На основании постановления Главы администрации Центрального района города Сочи от 20.06.1997 года № площадь земельного участка, на котором разрешалось проектирование застройки, была сокращена до 1,9 га. Срок действия данного постановления установлен до 20.06.1998 г., который не был продлен.

Протоколом от 02.09.2001 г. Штурбабина О.М. принята в члены ЖСТ «<данные изъяты>», на место выбывшего члена ФИО1, и за ней закреплен земельный участок № 83 площадью 600 кв.м.

В соответствие с протоколом общего собрания членов ЖСТ «<данные изъяты>» от 27.04.2002 года № 17 товарищество реорганизовано в ЖСК «<данные изъяты>»

Начиная с 2001 года и до настоящего времени заявитель ежегодно оплачивала членские взносы и другие обязательные платежи, установленные председателем ЖСТ «<данные изъяты>».

20.06.2006 г. Главой администрации Центрального района города Сочи утвержден список членов ЖСТ «<данные изъяты>», в котором заявитель указана под номером №.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи от 23.06.2009 г. списки членов ЖСК «<данные изъяты>», утвержденные главой администрации Центрального района г. Сочи 20.07.2006 г., на которые заявитель ссылается как на основание своих требований, признаны недействительными.

В 2009 году заявитель осуществила постановку на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка, и 19.01.2009 г. ей выдан кадастровый паспорт на земельный участок № площадью 624 кв.м. с кадастровым номером №, с разрешенным использованием для строительства частных домовладений и ведения хозяйства, расположенный в ЖСК «<данные изъяты>» по <адрес> в городе Сочи.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

В 2009 г. заявитель обратилась в УФРС Центральный отдел по городу Сочи с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.

19.10.2009 г. заявителю отказано в государственной регистрации права на указанный земельный участок по тем основаниям, что поскольку заявитель является членом ЖСТ «<данные изъяты>» предоставление в собственность земельного участка осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом на предоставление такого земельного участка. Заявителю было предложено предоставить документы, предусмотренные ст. 25.2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом местного самоуправления.

Администрацией Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего документа на испрашиваемый земельный участок заявителю отказано в связи с тем, что отсутствует проект межевания территории ЖСК «<данные изъяты>». Разъяснено, что в настоящее время председателем ЖСК «<данные изъяты>» подана заявка в организацию, имеющую лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, для изготовления проекта межевания территории, с целью формирования границ земельного участка, ранее закрепленного за ЖСК «<данные изъяты>» с учетом границ смежных земельных участков.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В силу ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г. после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

Как следует из материалов дела, администрация Центрального района г. Сочи в пределах предоставленных ей полномочий ранее предоставила ЖСК «<данные изъяты>» земельный участок для организации жилищно-строительного товарищества индивидуальных застройщиков, в связи с чем правовых оснований для принятия дополнительных правовых актов о предоставлении в собственность бесплатно каждому из членов данного кооператива занимаемых ими земельных участков не имеется.

В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, в связи с чем администрацией Центрального района г. Сочи не может быть принят требуемый заявителем правовой акт о предоставлении последней земельного участка в собственность бесплатно.

В силу требований п. 4 ст. 28 Федерального закона РФ от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» права заявителя на спорный земельный участок могут быть защищены и реализованы в ином порядке.

Поскольку суд установил, что оспариваемый отказ администрации Центрального района г. Сочи в издании акта о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность бесплатно принят в соответствии с законом в пределах предоставленных ей полномочий и права заявителя не были нарушены, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Штурбабиной О.М. об оспаривании отказа администрации Центрального района города Сочи в выдаче правоустанавливающего акта о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка № площадью 624 кв.м. с кадастровым номером № в ЖСК «<данные изъяты>» в г. Сочи - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено судом 23.12.2010 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Не вступило в законную силу.

Согласовано 24.12.2010 г.

Судья Курин Ю.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200