Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи по контролю за содержанием дорог и дорожной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сочи оспорил в суд бездействие администрации г. Сочи по контролю за выполнением отраслевыми органами возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г.Сочи.
В судебном заседании представитель прокурора г. Сочи заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что проведенной прокуратурой города Сочи проверкой соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения, установлено, что согласно актам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дорог на территории Центрального и Хостинского районов г.Сочи допускается ненадлежащее содержание автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры по улицам Красноармейской, Краснодонской, Чайковского, Кубанской, Макаренко, Соколова, Нагорной, Роз, Парковой, Конституции, Учительской в г. Сочи. Содержание и ремонт дорожного покрытия в Центральном и Хостинском районах осуществляется в нарушение ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что снижает уровень безопасности дорожного движения, противоречит требованиям ФЗ -196 «О безопасности дорожного движения». Имущество в виде автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры является муниципальной собственностью. Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г. Сочи. Учитывая, что выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г. Сочи, контроль за техническим состоянием автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети) возложен на управление автомобильных дорог администрации города Сочи. Таким образом, бездействие администрации г. Сочи в части непринятия мер по устранению повреждения асфальтного покрытия по указанным улицам Центрального и Хостинского районов, нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи как пешком, так и с использованием транспортных средств. По этим основаниям просит признать незаконным бездействие администрации г. Сочи по осуществлению контроля за выполнением отраслевыми органами возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г.Сочи.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что администрацией г. Сочи принимаются меры к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г.Сочи.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - управления автомобильных дорог администрации города Сочи, МУП г. Сочи «Дирекция заказчика Центрального района города Сочи и МУП г.Сочи «Дирекция заказчика Хостинского района города Сочи не явились, о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дает суду право рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Согласно представленному акту выявленных недостатков в содержании дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.11.2010 г. у дома № 22 по ул.Учительской м/р Светлана имеется износ горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» более 50 %; по ул. Учительская-Грибоедова имеется повреждение дорожного покрытия, превышающего предельно-допустимые нормы; имеются отклонения крышек люков относительно уровня покрытия более 2-х см.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги в Центральном районе г. Сочи от 02.11.2010 г. за краснодарским кольцом по ул.Конституции справа необеспеченна нормативная видимость дорожных знаков «круговое движение «4,3», «Уступите дорогу 2.4», занижен люк смотрового колодца ливневой канализации; по ул.Конституции-пер.Заводской справа необеспеченна нормативная видимость дорожных знаков «ограничение высоты 3.13», «главная дорога 2.1»; по ул.Конституции в районе автобусной остановки «Царм» отсутствует знак «пешеходный переход 5.19.1», дорожная разметка «зебра 1.14.1»; у дома № 42 по ул.Конституции отсутствует дорожная разметка, просадка проезжей части; по ул.Конституции-ул.Юных Ленинцев занижены люки смотрового колодца и ливневой канализации; у домов № 36 и 34 по ул.Конституции занижены люки смотровых колодцев и ливневой канализации; у дома № 32 по ул.Конституции неровность проезжей части; по ул.Конституции - «Александрия» имеется неровность проезжей части, занижены люки смотровых колодцев и ливневой канализации; по ул.Конституции - ул.Московской отсутствует дорожная разметка 1.14.1, и пешеходный переход 5.19.1.; у дома 23 по ул.Конституции необеспеченна нормативная разметка по всей проезжей части; у дома № 24 по ул.Конституции отсутствует дорожная разметка 1.14.1, и пешеходный переход 5.19.1.; у дома № 22 по ул.Конституции повреждение проезжей части; у дома № 20 по ул.Конституции слева отсутствует дорожная разметка 1.14.1, и пешеходный переход 5.19.1., просадка проезжей части; у дома № 16-18 по ул.Конституции занижен люк смотрового колодца и просадка проезжей части; у дома № 8 по ул.Конституции имеется повреждение дорожного покрытия и занижен люк смотрового колодца; по ул.Конституция - Парковая отсутствует знак пешеходный переход 5.19.1, и дорожная разметка 1.14.1, имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 4 по ул.Конституции отсутствуют знаки «место остановки автобуса и (или) троллейбуса» 5.16, пешеходный переход 5.19.1, дорожная разметка зебра 1.14.1.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги в Центральном районе г. Сочи от 02.11.2010 г. по ул.Парковая-Конституции необеспеченна нормативная видимость дорожной разметки «зебра» 1.14.1», имеется повреждение дорожного покрытия; по ул.Парковой не обеспечена нормативная видимость по все проезжей части; у дома № 19 занижен люк смотрового колодца, имеется повреждение дорожного покрытия, отсутствует знак пешеходный переход 5.19.1.; у дома № 30 отсутствует знак пешеходный переход 5.19.1., не работает светофорный объект; у дома № 13 имеется повреждение дорожного покрытия и разрушение бордюрного камня; по ул.Парковой - Островского отсутствует дорожная разметка 1.14.1.; по ул.Роз-Московской необеспеченна нормативная видимость дорожной разметки по всей поверхности проезжей части, отсутствует знак пешеходный переход 5.19.1., отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.»; у дома № 46 по ул.Роз просадка проезжей части; у дома № 48 по ул.Роз имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 54 по ул.Роз отсутствие бордюрного камня, имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 61 по ул.Роз имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 57 по ул.Роз имеется повреждение дорожного покрытия, занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.»; у дома № 57 по ул.Роз имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 46 по ул.Роз занижен люк смотрового колодца; у дома № 32 по ул.Роз просадка проезжей части, имеется повреждение дорожного покрытия; у дома № 31 по ул.Роз имеется повреждение дорожного покрытия, отсутствует знак «пешеходный переход 5.19.1.».
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги в Центральном районе г. Сочи от 27.10.2010 г. по ул.Макаренко от примыкания с ул.Пластунской имеется повреждение асфальтового покрытия, просадка проезжей части, занижен люк смотрового колодца канализации, отсутствует знак «пешеходный переход 5.19.1.», отсутствует дорожная разметка; у дома № 10 по ул.Макаренко отсутствует тротуар, имеется повреждение обочины, занижен бордюрный камень, занижен люк смотрового колодца ливневой канализации, отсутствует дорожная разметка; у дома № 34/18 по ул.Макаренко занижен люк смотрового колодца, имеется повреждение асфальтового покрытия на краю проезжей части, отсутствует дорожная разметка; у дома № 18, 18/1 авт. Ост. «АТС» имеются наплывы бетонной смеси на проезжей части, занижен люк смотрового колодца ливневой канализации, имеется повреждение асфальтового покрытия на краю проезжей части, не обеспечена нормативная видимость дорожной разметки, занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 29 по ул.Макаренко занижен бордюрный камень, имеется повреждение асфальтового покрытия; у дома № 22 по ул.Макаренко не обеспечена нормативная видимость дорожной разметки, не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков «пешеходный переход 5.19.1.», «место остановки автобуса 3.16», отсутствует разметка пешеходного перехода, имеется повреждение асфальтового покрытия на краю проезжей части, отсутствует дорожная разметка; по ул.Макаренко на примыкании с ул.Абрикосовой занижены люки смотровых колодцев, имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 30, 30 «А» занижен люк смотрового колодца, имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 37 по ул.Макаренко отсутствует разметка пешеходного перехода, имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 41 по ул.Макаренко завышен люк смотрового колодца, имеется повреждение асфальтового покрытия на краю проезжей части, отсутствует дорожная разметка; у дома № 43 по ул.Макаренко имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; по ул.Соколова-Нагорная отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.»; у дома № 10 по ул.Соколова занижен люк смотрового колодца; по ул.Соколова-Курортный проспект имеется просадка проезжей части, не обеспечена нормативная видимость дорожного знака 5.6; по ул.Соколова-Орджоникидзе отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.». у школы № 1 по ул.Кубанской занижен люк смотрового колодца, имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствуют знаки 5.19.1 «пешеходный переход», не обеспечена нормативная видимость дорожной разметки; у дома № 1 «а» по ул.Кубанской отсутствуют знаки 5.19.1 «пешеходный переход», отсутствует разметка 1.14.1 «пешеходный переход», имеется повреждение обочины, имеется повреждение асфальтового покрытия, завышен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; по ул.Кубанской-Морской имеется повреждение асфальтового покрытия, завышен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 11 по ул.Кубанской имеется повреждение асфальтового покрытия, завышен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 17 по ул.Кубанской имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 19 по ул.Кубанской имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка, занижен люк смотрового колодца ливневой канализации; у дома № 18 «а», 20, 22 по ул.Кубанской имеется повреждение асфальтового покрытия, занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28.10.2010 г. у дома 17, 18, 23, 25 по ул.Нагорной имеются дефекты покрытия проезжей части - выбоины.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги в Центральном районе г. Сочи от 26.10.2010 г. по ул.Чайковского от пересечения с ул.Гагарина до пересечения с ул.Новая Заря отсутствует горизонтальная разметка; по ул.Чайковского от пересечения с ул.Гагарина отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.»; по ул.Чайковского - авт.ост. «Хлебозавод» имеется вырез дорожного покрытия; по ул.Чайковского - рынок «Комунстрой» отсутствует бордюрный камень; у дома № 45 по ул.Чайковского дорожный знак 3.27 «остановка запрещена» имеет повреждения затрудняющие его восприятие; у дома № 39 по ул.Чайковского не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 5.19.1 «пешеходный переход»; по ул.Чайковского - авт.ост. «Авто-школа» не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 5.19.1 «пешеходный переход», отсутствует бордюрный камень; у дома № 35 по ул.Чайковского дорожный знак 1.10 «выезд на набережную» имеет повреждения затрудняющие его восприятие; от дома № 2 до дома № 6 по ул.Чайковского отсутствует горизонтальная разметка; у дома № 2 по ул. Красноармейскойотсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.», занижен люк смотрового колодца; у дома № 4 «б» по ул.Красноармейской занижен люк смотрового колодца ливневой канализации; у длма № 10 по ул.Красноармейской отсутствует дорожная разметка «зебра» 1.14.1.», отсутствует дорожная разметка; у дома № 11 по ул.Красноармейской имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 16 по ул.Красноармейской имеется повреждение асфальтового покрытия на краю проезжей части, отсутствует дорожная разметка; у дома № 18 по ул.Красноармейской занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 22 по ул.Красноармейской отсутствует дорожный знак «пешеходный переход 5.19.1.», занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 26 по ул.Красноармейской занижен люк смотрового колодца, дорожный знак 3.27 «остановка запрещена» имеет повреждения затрудняющие его восприятие, отсутствует дорожная разметка; у дома № 25 по ул.Красноармейской не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков «пешеходный переход 5.19.1.», 3.16 «место остановки автобуса», отсутствует дорожная разметка; у дома № 27 по ул.Красноармейской не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков «пешеходный переход 5.19.1.», отсутствует дорожная разметка, дорожный знак 8.13 «направление главной дороги» имеет повреждения затрудняющие его восприятие; от дома № 27 до дома № 39 по ул.Красноармейской завышен люк смотрового колодца, имеется повреждение асфальтового покрытия на проезжей части, отсутствует дорожная разметка; по ул.Краснодонской (ЗСМ) имеется повреждение асфальтового покрытия, завышен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 64 по ул.Краснодонской отсутствие тротуара, имеется повреждение обочины и асфальтного покрытия, отсутствует дорожная разметка, занижен люк смотрового колодца; по ул.Краснодонской А/О «Досааф» отсутсвие знака 5.16 «место остановки автобуса»; имеется повреждение обочины, занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка; у дома № 36 «а» по ул.Краснодонской имеется повреждение асфальтового покрытия, отсутствует дорожная разметка; у дома № 44 по ул.Краснодонской занижен люк смотрового колодца, отсутствует дорожная разметка, на протяжении всей ул.Краснодонской отсутствует пешеходный переход.
Таким образом содержание и ремонт дорожного покрытия Центрального и Хостинского районов осуществляется в нарушение ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что снижает уровень безопасности дорожного движения, противоречит требованиям ФЗ -196 «О безопасности дорожного движения».
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 7 Устава г. Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.2004 г. № 185, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 46 Устава г. Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.2004 г. № 185 организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г. Сочи.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 г. № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.2007 г. № 94 автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе и улица Краснодонская, Красноармейская, Чайковского, Кубанская, Макаренко, Соколова, Нагорная, Роз, Парковая, Конституции, Учительская, расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог производится администрациям районов г. Сочи.
Согласно ст.ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу ст. 215 ГК РФ права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Суд признает обоснованным довод прокурора г. Сочи о том, что бездействие администрации г. Сочи по контролю за выполнением отраслевыми органами возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г.Сочи нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи является незаконным, нарушает федеральное законодательство и права жителей городского округа, в связи с чем заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Сочи об оспаривании бездействия администрации г.Сочи по контролю за выполнением отраслевыми органами возложенных на них функциональных обязанностей по принятию мер к устранению недостатков в содержании автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г. Сочи признать обоснованным.
Обязать администрацию г. Сочи осуществить надлежащий контроль за выполнением ее отраслевыми органами возложенных на них обязанностей по устранению выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в Центральном и Хостинском районах г.Сочи.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено судом 24.12.2010 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:Не вступило в законную силу.
Согласовано 27.12.10 г.
Судья Курин Ю.В.