Дело № 2- 4542/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Сочи
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Власенко В.А.
при секретаре Сарибекян Г.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карташевой Н.К. об оспаривании постановления главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Карташевой Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ»,
УСТАНОВИЛ:
Карташева Н.Г. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать постановление главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Карташевой Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ» недействительным и обязать главу администрации г. Сочи включить Карташеву Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участник ВОВ».
В обоснование своих требований указала, что является вдовой ФИО8, участника Великой Отечественной войны, инвалида 2-й группы. Проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 46,5 кв.м., в том числе жилой 27,4 кв.м., в которой зарегистрированы и проживают кроме нее, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГФИО6 ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в данной квартире проживают 5 совершеннолетних граждан.
Карташева Н.К. обратилась в МУП города Сочи «Квартирно-правовая служба города» с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила уведомление об отказе во включении в список граждан, нуждающихся жилых помещениях, со ссылкой на постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. согласно которому, Карташевой Н.К. отказано во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участник Великой Отечественной войны» со ссылкой на заключение отдела по ведению учета граждан отдельных категорий управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города.
Работники МУП города Сочи «Квартирно-правовая служба города» пояснили, что отказ мотивирован ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня, совершения таких действий.
Посчитав, вынесенное постановление противоречащим закону, заявитель обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным в судебном порядке.
В судебное заседание заявитель не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивала.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи Невдах Т.П. просила отказать в удовлетворении заявления, так как заявитель в силу ст.53 ЖК РФ намеренно ухудшила жилищные условия. Заявитель владела на праве долевой собственности 1/2 долей в 3-х комнатной квартире в г. Краснодаре, которую продала в ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира ранее была предоставлена ее супругу ФИО8 как участнику ВОВ, поэтому права на повторное получение жилья заявитель не имеет.
Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, а также государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, Карташева Н.К. является вдовой участника ВОВ инвалида II группы - ФИО8., умершего ДД.ММ.ГГГГ, инвалидом IIгруппы.
Постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 46,5кв.м., в том числе жилой 27,4кв.м. по адресу: <адрес>.
Вместе с истцом постоянно зарегистрированы и проживают по данному адресу: дочь ФИО1, являющиеся собственником данной квартиры, зять ФИО7, внучки - ФИО3 и ФИО6.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.2995г. № 5-ФЗ Инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.2995г. № 5- ФЗ предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Карташева Н.К.обратилась в МУП города Сочи «Квартирно-правовая служба города» с соответствующим заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель получила уведомление об отказе во включении в список граждан, нуждающихся жилых помещениях, со ссылкой на постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. №. согласно которому, Карташевой Н.К. отказано во включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участник Великой Отечественной войны» со ссылкой на заключение отдела по ведению учета граждан отдельных категорий управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города.
Работники МУП города Сочи «Квартирно-правовая служба города» пояснили, что отказ мотивирован ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня, совершения таких действий.
Указав, что ДД.ММ.ГГГГ Карташева Н.К. по договору купли-продажи продала принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащую заявителю на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Карташева Н.К. в заявлении указала, что продажа квартиры и переезд из города Краснодара носил вынужденный, он был обусловлен как состоянием здоровья, так и сложившимися тяжелыми условиями совместного проживания с родственниками в данном городе.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из МУЗ г. Сочи «Городская больница № 4», из которой следует, что КарташеваН.К. является инвалидом 2 группы, страдает рядом тяжелых заболеваний.
По мимо этого, как следует из представленных доказательств в квартире истца в г. Краснодаре совместно с ней проживали сын ФИО5 и внук ФИО4, который неоднократно привлекался органами правопорядка к ответственности, наносил материальный ущерб семье, а также грубо и жестоко обращался с родственниками. Данные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, суд считает, что указанные действия по продаже Карташевой Н.К. своей доли в праве собственности на квартиру в г. Краснодаре и переезд в г. Сочи к дочери, не могут свидетельствовать о совершении ею умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, а были обусловлены объективными обстоятельствами и противоправными действиями третьих лиц.
Доказательств в опровержение указанных обстоятельств, представителем органа местного самоуправления не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании изложенного, учитывая Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О постановление главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Карташевой Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ» нельзя признать законными и обоснованными, а потому подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Карташевой Н.К. об оспаривании постановления главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Карташевой Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ» удовлетворить.
Признать постановление главы администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Карташевой Н.К. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Участники ВОВ» незаконным.
Обязать Главу администрации города Сочи принять Карташеву Н.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список граждан категории «Участники Великой Отечественной Войны».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО