г.Сочи (Дата)
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Агеенко В.Ш.
при секретаре судебного заседания Ляшенко Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Сочи к Акопян А.А. о сносе самовольного сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Сочи обратилась в суд с иском (требования уточнены в открытом судебном заседании (Дата)), в котором просит осуществить снос самовольно возведенного сооружения - фундамента, площадью застройки 313,2 кв.м., размерами в плане 29,0 х 10,8 м, расположенного на земельном участке (Адрес) некоммерческом объединении «Ж» г.Сочи, в связи с тем, что он является самовольным строением.
Иск обоснован следующими обстоятельствами.
В ходе осуществления специалистами МУ г.Сочи «Земельная инспекция» муниципального контроля за соблюдением требований градостроительного законодательства на земельном участке (Номер) с кадастровым номером (Номер) по адресу г.Сочи, предоставленном для садоводства в с/т «Ж», (Адрес), выявлены нарушения норм действующего законодательства, выразившиеся в возведении фундамента при отсутствии утвержденного органом местного самоуправления проекта организации и застройки территории с/т «Железнодорожник», что в силу ст.222 ГК РФ дает истцу право на обращение в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель администрации г.Сочи по доверенности Ахадова Л.Н. на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что муниципальное образование город Сочи возражает по поводу нахождения самовольной постройки Акопян А.А. на земельном участке (Номер) в с/т «Ж» г.Сочи.
Представитель ответчика Акопян А.А. - по доверенности Ванесян Л.С. иск не признал, пояснил, что спорное сооружение - фундамент не является самовольной постройкой, так как соответствует нормам СНиП, расположено в границах правомерного земельного участка, не нарушает права третьих лиц.
Представитель Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности Строгонов А.А. в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель с/т «Ж» по доверенности Архангельская Е.О. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо по делу Тарынин А.А. в судебном заседании просил суд исковые требования администрации г.Сочи удовлетворить в части сноса сооружения, возведенного с нарушениями градостроительных норм, регламентирующих нормативные отступы от границ между его участком и участком ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп.20 п.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию - при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.
Согласно ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В случае возведения самовольной постройки имеет место нарушение прав муниципального образования по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования, что дает истцу право предъявить настоящий иск.
Судом достоверно и объективно установлено, и сторонами не оспаривалось, что Акопян А.А. является собственником земельного участка (Номер), площадью 610 кв.м., с кадастровым номером (Номер), расположенного по адресу: (Адрес), разрешенный вид использования «для садоводства», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (Номер) от (Дата), а также истребованной судом выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленного суду администрацией г.Сочи акта осмотра земельного участка в натуре МУ г.Сочи «Земельная инспекция г.Сочи» от (Дата) и истребованного судом акта обследования земельного участка в натуре от (Дата) достоверно и объективно установлено и признано сторонами, что на вышеуказанном земельном участке ответчиком возведен двухэтажный неоконченный строительством объект капитального строительства, площадью застройки 313,2 кв.м., размерами в плане 29,0 х 10,8 м, на момент обследования на объекте осуществлялись работы по устройству перекрытия первого этажа (л.д.93).
Согласно п.4.1 «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.97 № 18-51, организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 15.04.98 № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 15.04.98 № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Частью 3 ст. 32 Федерального закона от 15.04.98 № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» полномочия по согласованию и утверждению проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложены на орган местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств того, что проект организации и застройки территории садоводческого товарищества «Ж» утвержден органом местного самоуправления и спорное строение возводится ответчиком в соответствии с проектом организации и застройки его территории, суду Акопян А.А. не представлено.
Вместе с тем, из представленного суду ответа управления архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от (Дата) (Номер) следует, что проект организации и застройки территории садоводческого товарищества «Ж» (массив (Номер)) отсутствует (л.д.18).
Согласно смыслу ч.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование, которое заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства.
Согласно ч.2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.
Исключением из данных требований закона в соответствии с положениями ч.3 ст.48 ГрК РФ является осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства, при котором не требуется подготовка проектной документации.
Таким образом, осуществление строительства на земельном участке, предназначенном для садоводства, предполагает обязательную подготовку проектной документации объекта капитального строительства.
Доказательств того, что спорное строение возведено Акопян А.А. на основании утвержденной проектной документации, суду не представлено.
Пунктом 1 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
При вышеизложенных установленных судом обстоятельствах, возведенная ответчиком спорная постройка в силу требований п.1 ст.222 ГК РФ является самовольной, поскольку Акопян А.А. при возведении спорного объекта допущены существенные нарушения норм действующего законодательства.
Суд считает, что спорное сооружение, возведенное в отсутствие согласованного и утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, утвержденной проектной документации на объект капитального строительства, представляет опасность для неопределенного круга лиц, что явилось законным основанием для обращения органа местного самоуправления в суд с исковым заявлением.
Принимая решение о сносе самовольной постройки ответчика, суд также руководствуется положениями ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которым садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Вместе с тем, судом установлено, в том числе, из заключения эксперта и фототаблицы, что Акопян А.А. осуществила строительство фундамента, общей площадью 313,2 кв.м., для его использования не в качестве садового дома, то есть строительство на садовом земельном участке осуществлено Акопян А.А. с нарушением его целевого назначения «для садоводства».
Вышеуказанные нарушения действующего законодательства в части осуществления строительства на земельном участке, предназначенном для садоводства, исключительно при согласованном и утвержденном проекте организации и застройки территории садоводческого товарищества, усугубляются также тем, что строительство спорного объекта производится в г. Сочи, который в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от 12.04.93 за №4766-1/ 337 «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения.
Указом Президента РФ от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 № 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.
Доказательств того, что возведенный объект не нарушает архитектурный ансамбль застройки, вписывается в генеральный план застройки города-курорта федерального значения и не нарушает правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, не имеется, так как проект спорного объекта не согласован ни с главным архитектором г.Сочи, ни с главным художником г.Сочи.
На основании п.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, предусматривающей признание права собственности на самовольную постройку в судебном и ином порядке.
В соответствии с утвержденной распоряжением Постановление Правительства РФ от 23.01.06 № 58-р Концепцией федеральной целевой программы «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», согласно которой развитие г.Сочи как региона, который обладает уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами, приобретает особую значимость, следовательно и застройка г.Сочи должна осуществляться при обязательном соблюдении земельного и градостроительного законодательства.
Пунктом 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.
Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ сохранение самовольной постройки возможно лишь в том случае, если это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан и лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало надлежащие меры к ее легализации.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований администрации г.Сочи, суд учитывает то обстоятельство, что доказательств того, что Акопян А.А. совершала какие-либо действия, направленные на согласование и утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества в соответствии с ФЗ № 66 от 15.04.98 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в материалах дела отсутствуют и суду ответчиком не представлены.
Кроме того, и заключением проведенной по ходатайству представителя третьего лица и представителя ответчика судебной строительно-технической экспертизы подтверждается, что фактические границы земельного участка (Номер) массив 3 в ДНО «Ж» по (Адрес) в г.Сочи не соответствуют правомерным границам, установленным в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах. Возведенное на земельном участке (Номер) сооружение, фактически представляющее собой фундамент и незавершенный цокольный этаж, частично выходит за правомерные границы указанного земельного участка - на городские земли со стороны второстепенного проезда на 36,55 кв.м. Размещение строения Акопян А.А. на земельном участке № 13 не соответствует по двум пунктам градостроительным нормам и правилам, противопожарным требованиям, нормам СНиП, предъявляемым к строениям соответствующей категории - садовые домики, в том числе, в части его размещения на земельном участке (л.д.119-137).
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, так как возведен с нарушением целевого назначения земельного участка, без согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования администрации (Адрес).
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г.Сочи к Акопян А.А. о сносе самовольного сооружения удовлетворить.
Обязать Акопян А.А. осуществить снос самовольной постройки - двухэтажного неоконченного строительством объекта капитального строительства, площадью застройки 313,2 кв.м., размерами в плане 29,0 х 10,8 м, расположенного на земельном участке (Номер) массив (Номер) в Дачном некоммерческом объединении «Ж» г.Сочи.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено (Дата)
Судья: