К делу №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации гор. Сочи к Ларионовой Т.Н. о сносе самовольно возведенного строения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сочи обратилась в Центральный районый суд г. Сочи с исковым заявлением к Ларионовой Т.Н. о возложении обязанности на Ларионову Т.Н. осуществить снос самовольно возведенного строения - железобетонного фундамента, с выполненным монтажом стен с перекрытием цокольного этажа, размерами в плане 18,40м*7,90м., ориентировочной площадью 140 кв.м., приведении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садовое товарищество <данные изъяты>, участок №., в первоначальное состояние.
Исковые требования мотивированы следующим.
На основании заявления с личного приема граждан (прямая линия к Главе города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №) по факту угрозы оползня на оползневом участке по <адрес> из-за начала строительства, муниципальным учреждением «Земельная инспекция города Сочи» был осуществлен выезд на место по указанному адресу. В ходе обследования установлено, что земельный участок площадью 572 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество <данные изъяты>, участок №., принадлежит на праве собственности Ларионовой Т.Н. На вышеуказанном земельном участке Ларионова Т.Н. без утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, предусмотренного статьей 32 ФЗ № 66, возведен железобетонный фундамент, выполнен монтаж стен с перекрытием цокольного этажа, размерами в плане 18,40м*7,90м., ориентировочной площадью 140 кв.м.
В судебном заседании представитель истца - администрации гор. Сочи по доверенности Ахадова Л.Н. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчицы Ларионовой Т.Н. по доверенности Ситников О.О. возражал против исковых требований и просил в удовлетворении исковых требований отказать, так как, по его мнению, поскольку земельный участок на территории садоводческого товарищества находится в собственности у ответчика, разрешение на строительство садовых домиков не предусмотрено законом, то требования администрации г. Сочи являются незаконными и необоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Как установлено в судебном заседании, Ларионова Т.Н. является собственником земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 572 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с/т <данные изъяты>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АЖ №.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФот 25.10.2001 N 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На основании ч. 1 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (принят ГД ФС РФ 11.03.1998), член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право, в том числе самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу ст. 72 Земельного Кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ч.1).
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.2 ст.72 Земельного Кодекса РФ).
Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 предусмотрено, что уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля лицо (муниципальный инспектор) - должностное лицо, специалист органа муниципального земельного контроля, осуществляющий муниципальный земельный контроль. Проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.
Муниципальные инспектора имеют право:
а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства (далее - Акт) с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.
Как следует из представленных Актов обследования земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Ларионова Т.Н. на принадлежащем ей земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес>, садовое товарищество «Дружба», без утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, предусмотренного статьей 32 ФЗ № 66, возвела железобетонный фундамент, выполнила монтаж стен с перекрытием цокольного этажа, размерами в плане 18,40м*7,90м., ориентировочной площадью 140 кв.м.
Согласно ст. 34 ФЗ № 66 ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.
Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения.
Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании ст. 32 того же закона проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления, к которому прилагаются соответствующие документы, в том числе, материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.
Статьей 33 названного закона предусмотрено, что нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:
количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
тип источников водоснабжения;
техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;
перечень необходимых противопожарных сооружений;
перечень мероприятий по охране окружающей среды.
В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеназванного федерального закона, строение на земельном участке, расположенном на территории садового товарищества, не может иметь произвольные размеры, возводиться собственником земельного участка без соблюдения градостроительного законодательства, без соответствующего проекта организации и застройки территории такого объединения или без утверждения органом местного самоуправления проекта строительства конкретного строения.
Кроме того, на основании п. 4.1* СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», принятыми в введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого объединения, являющегося юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.
Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находится в ведении органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих заявленные требования и представленные доказательства истцом.
Так, суду не представлен проект организации и застройки территории садоводческого товарищества «Дружба», утвержденный органом местного самоуправления, а также проект строительства Ларионовой Т.Н. конкретного строения, так как из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что разрешение на строительство жилого дома на земельном участке № в садоводческом товариществе <данные изъяты> не выдавалось.
Представленный представителем ответчика документ - светокопии частей документа (документов), содержащего название «проект застройки садоводческого товарищества <данные изъяты> в <адрес> не может быть принято во внимание, так как не содержит сведений, предусмотренных ст.ст.32, 33, 34 ФЗ № 66 ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», кроме того, на нем отсутствуют сведения о расположении участка №, предполагаемом размещении объекта строительства на этом земельном участке, его этажности, предельных размерах и т.п.
В связи с этим, суд признает обоснованными доводы истца о том, что спорное строение возводится ответчиком в отсутствие проектно-разрешительной документации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования истцом доказаны.
Таким образом, железобетонный фундамент, стены с перекрытием цокольного этажа, размерами в плане 18,40м*7,90м., ориентировочной площадью 140 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, садовое товарищество <данные изъяты>, участок №, возведенные Ларионовой Т.М., без соответствующего разрешения на строительство, в силу требований п. 1 ст.222 ГК РФ являются самовольной постройкой, и подлежат сносу лицом, его осуществившим, или за его счет.
Подлежат удовлетворению и заявленные исковые требования администрации <адрес> о возложении обязанности на Ларионову Т.Н. привести земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, садовое
товарищество «Дружба», в первоначальное состояние.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 4 000 рублей.
В силу ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 4 000 рублей.
Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Сочи к Ларионовой Т.Н. о сносе самовольно возведенного строения и приведении земельного участка в первоначальное состояние - удовлетворить.
Обязать Ларионову Т.Н. осуществить снос самовольно
возведенного строения - железобетонного фундамента, с выполненным монтажом стен с перекрытием цокольного этажа, размерами в плане 18,40м*7,90м., ориентировочной площадью 140 кв.м., и привести земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, садовое товарищество <данные изъяты>, в первоначальное состояние.
Взыскать с Ларионовой Т.Н. в доход государства государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ