Решение ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыпрокурора г. Сочи к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью



К делу №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиВергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением в интересах Королева Н.А. к администрации г. Сочи, администрации Краснодарского края о предоставлении Королеву Н.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм.

Исковые требования мотивированы следующим.

30.07.1977 года Королев Н.А. (до перемены имени Королев Э.Э.), ДД.ММ.ГГГГ., поступил в Сочинский дом ребенка от матери-одиночки ФИО4, временно проживавшей в г. Анапа. ДД.ММ.ГГГГ из Дома ребенка направлен в Отрадненский детский дом. Выбыл из детского дома ДД.ММ.ГГГГ в Бриньковскую вспомогательную школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Тенгинской вспомогательной школе-интернате № Усть-Лабинского района, отчислен в связи с переводом в Армавирский дом-интернат по путевке крайсобеса, где находился до ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Николаевской вспомогательной школе-интернате для детей-сирот. На момент определения в Сочинский дом ребенка, а также в период обучения в образовательных учреждениях интернатного типа жилая площадь за ним не закреплялась. В соответствии с нормами ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. ст. 33, 37, 60 ЖК РСФСР). По окончании Николаевской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Королев Н.А. не был обеспечен жилым помещением вне очереди. Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ Королеву Н.А. восстановлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в целях постановки на жилищный учет как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- «Закон»). ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации Центрального района г. Сочи принято решение включить Королева Н.А. в список «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Указанное решение утверждено распоряжением Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р. До настоящего времени Королев Н.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

В судебном заседании прокурор Брацлавская О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.

Королев Н.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации г. Сочи Невдах Т.П., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что администрацией г. Сочи предпринимаются все необходимые меры на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с финансированием из краевого бюджета и в соответствии с утвержденным списком претендентов, Королев Н.А. не является первым в списке детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, поэтому удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав других лиц с такими же правами. В настоящее время финансирования из краевой администрации на указанные нужды нет, поэтому администрация г. Сочи лишена возможности исполнить свои обязательства перед детьми-сиротами, в том числе и перед Королевым Н.А.

Представитель ответчика - администрации Краснодарского края, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства телеграммой с уведомлением, из которого следует, что телеграмма вручена администратору ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении дела, возражений на исковые требования не представил, что в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, позволяет суду рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из материалов дела, а именно из Справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Сочинским домом ребенка, ДД.ММ.ГГГГ Королев Н.А. (до перемены имени Королев Э.Э.), ДД.ММ.ГГГГ г.р., поступил в Сочинский дом ребенка от матери-одиночки ФИО4, временно проживавшей в г. Анапа. ДД.ММ.ГГГГ из Дома ребенка направлен в Отрадненский детский дом (л.д. 11).

Из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что Королев Э.Э. учился в Тенгинской вспомогательной школе - интернате <адрес> Усть-Лабинского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отчислен из школы-интерната в связи с переводом в Армавирский дом-интернат (л.д. 12).

Из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ СО КК «Армавирский ДДИ» следует, что Королев Э.Э. ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в Армавирский дом-интернат для умственно отсталых детей, где находился до ДД.ММ.ГГГГ Выбыл в специальную школу-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей ст. Николаевская, Успенского района, Краснодарского края. Находился на полном государственном обеспечении (л.д. 14).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Николаевской вспомогательной школе-интернате для детей-сирот.

В соответствии с нормами ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. ст. 33, 37, 60 ЖК РСФСР).

Аналогичные основания предоставления жилья содержатся в ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По окончании Николаевской вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Королев Н.А. не был обеспечен жилым помещением вне очереди.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ Королеву Н.А. восстановлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в целях постановки на жилищный учет как лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования Королева Н.А. об обжаловании действий администрации г. Сочи в постановке его на очередь на получение жилья под номером 19 - удовлетворено (л.д. 29-32).

Указанное решение вступило в законную силу.

В соответствии ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Протоколом заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ принято решение включить Королева Н.А. в список «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Указанное решение утверждено распоряжением Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №-р.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Вместе с тем, до настоящего времени Королев Н.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.

Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города-курорта Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку Королева Н.А. не обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что согласно ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление Королеву Н.А., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий. Поэтому указанный довод ответчика суд признает не основанным на законе.

В силу действующего законодательства истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Сочи к администрации г. Сочи и администрации Краснодарского края о предоставлении Королеву Н.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм - удовлетворить.

Обязать администрацию г. Сочи и администрацию Краснодарского края предоставить Королеву Н.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных норм

В соответствии ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200