К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского района в составе:
председательствующего судьиВергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,
с участием прокурора Савченко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи к администрации г. Сочи, администрации Центрального района г. Сочи и Варелджан А.Х., Татуйко К.М., Кульбаеву С.В. о признании ненормативного правового акта незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительными, признании недействительным (незаконным) договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между Варелджан А.Х. и Татуйко К.М., применении последствий недействительности сделки путем возвращения земельного участка в федеральную собственность, признании отсутствующим обременение прав по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды, признании недействительным Свидетельства о праве собственности муниципального образования - город Сочи на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к администрации г. Сочи, администрации Центрального района г. Сочи и Варелджан А.Х., Татуйко К.М., Кульбаеву С.В. о признании ненормативного правового акта незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительными, признании недействительным (незаконным) договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между Варелджан А.Х. и Татуйко К.М., применении последствий недействительности сделки путем возвращения земельного участка в федеральную собственность, признании отсутствующим обременение прав по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды, признании недействительным Свидетельства о праве собственности муниципального образования - город Сочи на земельный участок.
Исковые требования мотивированы следующим.
В ходе проведенной проверки обращения вице-президента «ГК Олимпстрой» Губина Г.С. о нарушении земельного законодательства при предоставлении администрацией Центрального района г.Сочи земельных участков Кульбаеву С.В., Прокопенко В.Н. и др. вопросам выявлены нарушения земельного законодательства.
Между администрацией Центрального района г.Сочи и Варелджаном А.Х. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № земельного участка № по <адрес>, площадью 615 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ Варелджан А.Х. в лице Татуйко К.М. уступил свои права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Кульбаеву С.В. Договор уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ Указанный земельный участок не осваивается. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р в целях размещения олимпийского объекта федерального значения данный земельный участок изымается путем прекращения прав аренды Кульбаева С.В. Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, договор от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № (об уступке права) являются недействительными (ничтожными) по следующим основаниям. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения - в границах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Федерального закона «Об особо охраняемых территориях». Как следует из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, а также кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью 615 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположен во второй зоне округа горносанитарной охраны курорта. На момент заключения оспариваемого договора аренды полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, было наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю. Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления не осуществляется управление земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Поэтому, по мнению прокурора, администрация Центрального района г. Сочи не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, в силу закона являющимся федеральной собственностью, в том числе, не наделялась правом заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Федеральным законом от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ) установлено, что часть земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, отнесена к муниципальной собственности. Из содержания закона не следует, что его положения имеют обратную силу (ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № противоречил нормам действовавшего на момент его заключения законодательства и нарушил права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью. По вышеуказанным основаниям оспорима (ничтожна) сделка, заключенная между Татуйко К.М. и Кульбаевым С.В. по передаче прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды земельного участка. Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении регистрационной службы по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП внесена запись №.
Стороны по договору самостоятельно определили сроки начала исполнения договора, т.е. с начала регистрации договора аренды в уполномоченном органе. Кроме того, договор аренды не предусматривает заключение между сторонами акта приема-передачи земельного участка, а определяет начало исполнения договора с момента его государственной регистрации. Таким образом, срок давности по оспариваемым сделкам следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.
Согласно п. 11 указанного статье Федерального закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.
Поскольку государственная регистрация права Российской Федерации на земельный участок, который в соответствии с оспариваемым договором передан Варелджану А. X., а в последующем Кульбаеву С.В., не осуществлялась, данный земельный участок в настоящее время отнесен к собственности муниципального образования - город-курорт Сочи. Таким образом, указанный выше земельный участок, на момент заключения сделки по передаче земли в аренду, являлся федеральной собственностью, и решения о распоряжении им должно было приниматься соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Органы Росимущества Краснодарского края не принимали решения о предоставлении данного земельного участка. Администрация Центрального района г. Сочи незаконно, в нарушение прав территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю, распорядилась земельным участком по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, находящимся в 2002г. в федеральной собственности. На основании изложенного, прокурор просит признать Постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от
ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет
земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес>
районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства» недействительным; признать недействительным (ничтожным) заключенный ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Варелджаном А.Х. договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 615 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, участок №; признать недействительным (ничтожным) заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Татуйко К.М. и Кульбаевым С.В., применить последствия недействительности сделки, обязав Кульбаева С.В. возвратить земельный участок площадью 615 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, участок № муниципальному образованию город-курорт Сочи, признать отсутствующим зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ обременение права по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании прокурор Савченко В.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель истца - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю по доверенности Раскотиков И.С. поддержал исковые требования прокурора, за исключением требования о передаче спорного земельного участка в федеральную собственность, так как на основании ФЗ № 244 от 03.12.2008 года земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в границах курортов федерального значения, переданы в муниципальную собственность.
Представитель ответчика - администрации Центрального района г. Сочи по доверенности Якимова Е.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что прокурор Центрального района города Сочи в обоснование требований утверждает, что город Сочи является курортом федерального значения. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 № 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. Таким образом, город признается курортом федерального значения, в случае, если, во-первых, имеется постановление Правительства РФ о признании его таковым, и, во-вторых, таким постановлением утверждено Положение об этом курорте. На основании вышеизложенного, город Сочи, до принятия Правительством РФ соответствующего акта, курортом федерального значения не является. Прокурором района указано, что спорный земельный участок являлся и является федеральной собственностью, а потому не подлежал распоряжению им администрацией Центрального района города Сочи. Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в первоначальной редакции, действующей до 1 июля 2006 года, в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч.1). В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" (ч.2) (ч.2 утратила силу с 1 июля 2006 года, в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации; при этом основанием для такой регистрации являются соответствующие акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности у Федерации, либо вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Кроме того, прокурором указано, что органы местного самоуправления города Сочи вправе распоряжаться земельными участками со времени принятия Федерального закона от 03.12.2008 года № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», то есть с момента его вступления в законную силу, т.е. с 17.12.2008 года. Однако, согласно ст. 1 названного закона, определено, что к собственности муниципальных районов наряду с земельными участками (занятыми зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных образований и предоставленными органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований) и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10). Кроме того, ст. 35 Закона № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» определено, что в соответствии с нормами федерального законодательства в области земельных правоотношений, до разграничения государственной собственности на землю, органы местного самоуправления в Краснодарском крае обеспечивают выбор и формирование земельных участков для предоставления их из земель, находящихся в государственной собственности. Таким образом, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в том числе распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к вопросам местного значения. Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по указанной категории вопросов, органами местного самоуправления могут быть приняты муниципальные правовые акты. Глава администрации Центрального района г. Сочи при исполнении своих полномочий руководствуется Положением «Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации г. Сочи», утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №. Названное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Краснодарского края "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", иными законами Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующими вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, Уставом города Сочи, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, определяющими правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в городе Сочи и устанавливает порядок деятельности и полномочия администрации района, ее должностных лиц по реализации полномочий, передаваемых им Главой города Сочи по осуществлению местного самоуправления в границах определенной территории города в единой системе местного самоуправления города-курорта Сочи. В целях создания на территории города Сочи единого порядка предоставления и прекращения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или в ведении города Сочи, реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц на землю, учитывая необходимость обеспечения управления и распоряжения земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, Законом Краснодарского края "О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае" от 30.11.2001 N 417-КЗ, Главой города Сочи было издано постановление Главы города Сочи от 20.03.2002 N 161 "О порядке предоставления и прекращения прав земельных участков на территории города Сочи". Все вышеперечисленные правовые акты органов местного самоуправления, изданы в области земельно-имущественных отношений и в период принятия обжалуемых прокурором района постановлений, заключения соответствующих договоров аренды земельного участка, являлись действующим, имели юридическую силу, прокурором города Сочи не опротестовывались. На основании вышеизложенного, постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельного участка № площадью 615 кв.м. по <адрес> в аренду Варелджану А.Х., а также заключенный на его основании договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и все последующие договоры о передаче прав и обязанностей по договору аренды, постановление главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Кульбаеву С.В. в аренду спорного земельного участка, изданное в связи с истечением срока аренды участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ, и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, были выполнены в рамках полномочий, делегированных администрации Центрального района города Сочи органами местного самоуправления - Городским Собранием Сочи и Главой города Сочи. Договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ, договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Варелджан А.Х. и Татуйко К.М, договор о передаче прав и обязанностей по аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между Татуйко К.М. и Кульбаевым СВ., договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № проходили государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Следовательно, поскольку все вышеназванные договоры были зарегистрированы органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, то в соответствии с ч.1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принимая во внимание отсутствие отказов их в регистрации, государством был признан и подтвержден юридический акт перехода прав на спорный земельный участок. Спорный земельный участок, уполномоченным федеральным органом - Территориальным отделом по городу Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, при этом, из выписки из Государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка) следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> к землям особо охраняемым территорий и объектов не относится; категория земель указана - земля населенных пунктов. Таким образом, принимая во внимание отсутствие отказа Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю в проведении кадастрового учета спорного земельного участка, последний был предоставлен администрацией района не из земель, находящихся в федеральной собственности, а из земель населенного пункта с определением его местоположения - Краснодарский край, город Сочи, Центральный район. На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района города Сочи просит отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации г. Сочи Синявина О.К. исковые требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что Постановлением Президиума Верховного Совета РФ №4766-1 и Совета министров - Правительства РФ от 12 апреля 1993 года №337 «О государственной поддержке функционирования и развития города - курорта Сочи» установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Согласно п.6. Положения о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1426 курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая лечебно - оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В соответствии с Положением «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425, лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения. Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с п.7 ст.95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и
других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных,
хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых
природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с
функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне
автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Кроме того, в кадастровом плане земельного участка должно быть указано, что он относится к особо охраняемым природным территориям. В этом случае отнесение участка к особо охраняемым природным территориям служит основанием для ограничения его оборотоспособности. Отметки в кадастровом паспорте земельного участка об отнесении его к землям особо охраняемых природных территорий нет. Согласно п. 19 Положения «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения может распространяться на территории двух или более субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются в установленном порядке с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации. Таким образом, границы курорта федерального значения могут не совпадать с границами муниципального образования. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам, в т.ч., жилым, производственным, сельскохозяйственного использования, а также зоны особо охраняемых территорий (ст. 85 ЗК РФ). Причем согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ "границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне". Таким образом, по мнению представителя администрации г. Сочи, в настоящее время нет оснований утверждать, что любой земельный участок, находящийся в черте города-курорта Сочи, относится к особо охраняемой природной территории. Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 года №101-ФЗ право собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участкив соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Ответчик Варелджан А.Х. в судебное заседание не явился.
Судебная повестка для вручения ответчику Варелджан А.Х. 28.12.2010 года вручена участковым уполномоченным отдела милиции № 24 УВД г. Сочи Кургиным Р.М. отцу ответчика - ФИО58, о чем имеется подпись последнего в расписке к судебной повестке.
Согласно ч. 2 ст. 116 ГПК РФ в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату. Следовательно, ответчик Варелджан А.Х. был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Варелджан А.Х., будучи извещен о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, о причине своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, отзыв на иск не представил, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного ответчика.
Ответчики Татуйко К.М., Кульбаев С.В. в судебное заседание не явились.
Судом неоднократно предпринимались исчерпывающие меры по их надлежащему и заблаговременному извещению.
Так, согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по городу Сочи УФМС России по Краснодарскому краю Кульбаев С.В. зарегистрирован в <адрес>.
Из представленных прокурором в судебном заседании объяснений Рокубятниковой И.Н. от 16.12.2010 года, следует, что квартира Кульбаева С.В. расположена на одной лестничной площадке с ее квартирой, но в <адрес> Кульбаев С.В. не живет, сдает квартиру в аренду, адрес проживания Кульбаева С.В. ей не известен.
Из представленных прокурором в судебном заседании объяснений Татуйко В.Т., зарегистрированного и проживающего в <адрес>, следует, что его супруга Татуйко К.М. выехала в Республику Молдова к своему отцу, ни точного названия города, ни телефона своей супруги не знает.
При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. 119 ГПК РФ, суд, исчерпав меры для поиска и извещения ответчиков, считает необходимым приступить к рассмотрению дела по существу в отсутствие указанных ответчиков, в связи с неизвестностью места их постоянного проживания и поступлением сведений об этом из последнего известного места проживания ответчиков Татуйко К.М. и Кульбаева С.В.
Принимая во внимание, что ответчики Татуйко К.М. и Кульбаев С.В. не имеют представителей по данному гражданскому делу, суд в порядке ст.50 ГПК РФ назначил ответчику Кульбаеву С.В. представителя - адвоката филиала № 2 Центрального района г. Сочи Азово-Черноморской коллегии адвокатов Карих А.З., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику Татуйко К.М. - адвоката Аветисян Э.В., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Назначенный ответчику Кульбаеву С.В. судом в порядке ст. 50 ГПК РФ представитель Карих А.З. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. В обоснование своих возражений указал суду, что, по его мнению, в 2002 году администрация Центрального района г. Сочи имела право распоряжаться земельными участками, расположенными на территории района, в связи с чем, оспариваемое Постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от
ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет
земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес>
районе города Сочи для индивидуального жилищного строительства» и заключенные в дальнейшем договоры аренды земельного участка, переуступки прав по договору аренды являются законными.
Назначенный ответчику Татуйко К.М. судом в порядке ст. 50 ГПК РФ представитель Карих А.З. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поддержав изложенные доводы представителем ответчика Кульбаева С.В. - Карих А.З.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Соломахина Э.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Поскольку в соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданско - Процессуального Кодекса РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой») по доверенностиИшкильдина В.Г.исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, в том числе порядок изъятия земельных участков и/или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Пунктом 43 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено строительство олимпийского объекта «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)» ответственным исполнителем по данному пункту Программы является Федеральное дорожное агентство. Расположение земельного участка площадью 615 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Клубничная, участок № в границах олимпийского объекта «Центральная автомагистраль» подтверждено документацией по планировке территории, которая утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Главой администрации (губернатором) Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №-р, согласно которому в целях размещения олимпийского объекта «Центральная автомагистраль» подлежит изъятию для федеральных нужд путем прекращения права аренды Кульбаева С.В. земельный участок площадью 615 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, участок №. Согласно части 32 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов. Олимпийский объект федерального значения «Центральная автомагистраль» финансируется за счет средств Федерального дорожного агентства, то есть за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, оплата убытков Кульбаеву С.В. в связи с изъятием земельного участка осуществляется Федеральным дорожным агентством. Поскольку у Кульбаева СВ. отсутствуют правовые основания для владения земельным участком, и он не является законным правообладателем земельного участка, оплата ему убытков в связи с изъятием земельного участка нарушает интересы Федерального дорожного агентства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального Государственного учреждения «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства (ФГУ ДСД «Черноморье») по доверенности Таран О.В.исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских Игр 2014 года по доверенности Меличко А.В. исковые требования прокурора поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Суд, выслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 214 Гражданского Кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ч.1). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (ч.5).
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с Приложением к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности»:
- охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение (п.2).
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:
заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,
утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений,
заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (п.15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов предоставлено право распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» курорту Сочи в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 № 337, придан статус федерального курортного региона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 № 142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», а также решением от 02.09.1987 № 455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи».
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Таким образом, курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, относятся к федеральной собственности в силу положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Центрального района г. Сочи принято Постановление № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства».
Таким образом, суд признает обоснованными и основанными на законе доводы прокурора, представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, представителя Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой») о том, что на момент издания главой администрации Центрального района г. Сочи Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства» спорный земельный участок находился в федеральной собственности, а администрация Центрального района города Сочи не обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, в том числе, на сдачу его в аренду, поскольку не являлась органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, в связи с чем, оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует закону.
Доводы представителей администрации Центрального района г. Сочи, администрации г. Сочи, представителей ответчиков Кульбаева С.В. и Татуйко К.М., суд признает не состоятельными, основанными на неправильном толковании закона.
В соответствии с п.1 ст.13 Гражданского Кодекса РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
При таких обстоятельствах Постановление главы администрации Центрального района г. Сочи № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства» является недействительным (незаконным).
На основании указанного Постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрального района г. Сочи и Варелджаном А.Х. заключен Договор аренды № земельного участка № по <адрес>, площадью 615 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 608 Гражданского Кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно кадастровому паспорту, спорный земельный участок находится в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны, следовательно, относится к особо охраняемым природным территориям и является федеральной собственностью (л.д. 35).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, названный договор аренды противоречит действующему законодательству и подлежит отмене.
ДД.ММ.ГГГГ Варелджан А.Х. в лице Татуйко К.М. уступил свои права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № Кульбаеву С.В. (л.д. 19-21).
По изложенным основаниям и Договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка площадью 615 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, заключенные между администрацией Центрального района города Сочи и Кульбаевым С.В., являются недействительными (ничтожными) сделками в силу 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как основаны на недействительных ненормативных правовых актах и заключены в нарушение требований закона.
В соответствии со ст.167 Гражданского Кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч.1). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку данные договоры аренды земельного участка ничтожны, подлежит признанию отсутствующим обременение права собственности Российской Федерации на земельный участок в виде аренды в пользу Кульбаева С.В..
Рассматривая заявленные требования прокурора о передаче спорного земельного участка в федеральную собственность, суд не может согласиться с ними и приходит к выводу, что земельный участок №, расположенный по <адрес>, подлежит передаче в муниципальную собственность по следующим основаниям.
Согласно действующему в настоящее время Федеральному закону от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», к собственности муниципальных районов или городских округов относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Кроме того, согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка № площадью 615 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, является муниципальное образование - город-курорт Сочи, вид права - собственность (л.д. 38).
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» отсутствуют основания для прекращения зарегистрированного права собственности органа местного самоуправления - муниципального образования - город-курорт Сочи, в связи с чем, в удовлетворении указанного требования прокурора следует отказать.
Пунктом 43 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено строительство олимпийского объекта «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от <адрес> проспекта».
Согласно части 32 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам или юридическим лицам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также оплата убытков иным правообладателям изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляются организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов.
Поэтому суд принимает во внимание как обоснованные доводы представителя ГК «Олимпстрой» о том, что расположение спорного земельного участка в границах олимпийского объекта «Центральная автомагистраль» подтверждено документацией по планировке территории, которая утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а у Кульбаева С.В. отсутствуют правовые основания для владения земельным участком, кроме того, на основании ст. 615 Гражданского Кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества, однако материалами дела установлено, что спорный земельный участок не используется по назначению, так как зарос растительностью (л.д. 39).
Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Сочи к администрации г. Сочи и администрации Центрального района г. Сочи, Варелджан А.Х., Татуйко К.М., Кульбаеву С.В. о признании ненормативного правового акта незаконным, признании договоров аренды земельного участка недействительными, признании недействительным (незаконным) договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между Варелджан А.Х. и Татуйко К.М., применении последствий недействительности сделки путем возвращения земельного участка в федеральную собственность, признании отсутствующим обременение прав по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды, признании недействительным Свидетельства о праве собственности муниципального образования - город Сочи на земельный участок - удовлетворить частично.
Признать Постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от
ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Варелджану А.Х. в аренду на 5 лет
земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес>
районе города Сочи для индивидуального жилищного строительства» недействительным.
Признать недействительным (ничтожным) заключенный ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Варелджаном А.Х. договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 615 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
Признать недействительным (ничтожным) договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Татуйко К.М. и Кульбаевым С.В. от ДД.ММ.ГГГГ
Применить последствия недействительности сделки, обязав Кульбаева С.В. возвратить земельный участок площадью 615 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, участок №, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Признать отсутствующим зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ обременение права по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части требований - отказать.
В соответствии ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: