решение по иску Департамента КК по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 к Киселеву В.И. об изъятии в собственность РФ земельного участка



Дело № 2-174/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2011 г. г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Киселеву В.И. об изъятии в собственность Российской Федерации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с требованием об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка № № с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м., расположенного <адрес> в Центральном районе города Сочи, путем перечисления денежных средств в размере 756 688 рублей на банковский счет Киселева В.И. или на депозит суда.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что в соответствии с п.1 распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 19.07.2010 г. № 600-р в собственность РФ для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м., расположенный в <адрес> в Центральном районе города Сочи, принадлежащие на праве собственности Киселеву В.И. Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральная автомагистраль г.Сочи Дублер Курортного проспекта» от км. 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО (Р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта, Краснодарский край (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.07.2009 г. № 316. В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Федеральное дорожное агентство. В соответствии с требованиями п.18 ст.15 Закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил ответчику уведомление от 20.07.2010 г. № 81-7463/10-05.1 об изъятии принадлежащих ему земельного участка и домовладения. На основании п.21 ст. 15 Закона №310-ФЗ ООО «КО-ИНВЕСТ» определена выкупная цена принадлежащего ответчику объекта недвижимости, которая составила 756 688 рублей. В связи с изъятием недвижимого имущества, истцом подготовлен проект соглашения с Киселевым В.И., который 08.11.2010 г. ему вручен для ознакомления и последующего принятия решения. До настоящего времени ответчиком проект указанного соглашения не подписан. Нарушение ответчиком месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка для строительства олимпийского объекта федерального значения. По этим основаниям просит изъять собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м., расположенный в <адрес> в Центральном районе города Сочи, принадлежащий на праве собственности Киселеву В.И., путем перечисления денежных средств в размере 756 688 рублей на банковский счет Киселва В.И. или на депозит суда. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, чтопри изъятии из владения собственника имущества для государственных и/или муниципальных нужд государством, действующим в лице своих уполномоченных органов, должны быть предприняты все возможные меры по защите прав собственника и предоставления ему равноценного возмещения (компенсации) за изымаемое имущество. Понятие равноценности предоставляемого возмещения (компенсации) подразумевает, что собственнику изымаемого имущества должно быть предоставлено имущество, по своим характеристикам соответствующее изымаемому, либо предоставлена денежная компенсация в размере, достаточном для приобретения собственником аналогичного имущества. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года для целей определения размера компенсации при изъятии у ответчика в собственность Российской Федерации для федеральных нужд земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером №, площадью 444 м.кв., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>, участок №, в компании «КО-ИНВЕСТ» (ООО) был заказан отчет о рыночной стоимости указанного участка. В соответствии с указанным отчетом рыночная стоимость участка оценена в размере 755 668 рублей, размер ущерба оценен в размере 1 000 рублей. Общий размер компенсации подлежащей выплате ответчику определен в сумме 756 668 рублей. Полагает, что указанный размер компенсации является необъективным и существенно заниженным по сравнению с реальной рыночной стоимостью спорного земельного участка. Стоимость аналогичных земельных участков в Центральном районе города Сочи составляет от 5 000 000 до 8 000 000 рублей. Необоснованность произведенной ООО «КО-ИНВЕСТ» оценки подтверждается тем, что рыночная стоимость спорного земельного участка, предоставленного в качестве залогового обеспечения банку <данные изъяты>, была оценена в размере 5 500 000 рублей. Представленный отчет не соответствует требованиям Закона «Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки», в частности отсутствует постраничная нумерация страниц и отчет не содержит точного описания объекта оценки, в связи с чем не может использоваться в качестве доказательств по делу. Более того, при определении размера ущерба истцом не учтены фактические затраты, произведенные ответчиком на получение и выполнение технических условий на водоснабжение и водоотведение двух жилых домов, предполагавшихся к строительству на земельных участках № и №, на оплату по договору подряда между истцом и <данные изъяты> на прокладку водопроводной сети к домам, на оплату по договору № услуг технадзора при строительстве сетей водоснабжения и водоотведения, на оплату по договору подряда на подготовку и обеспечение выдачи технических условий на энергоснабжение, на оплату по договору возмездного оказания услуг на подготовку и обеспечение выдачи технических условий на газоснабжение, проектирование газопровода более 300 метров. После получения уведомления Департамента об изъятии земельного участка ответчиком 30.11.2010 года на имя руководителя Департамента было представлено письмо, содержащее мотивированные возражения относительно проекта соглашения об изъятии земельного участка. Однако Департаментом было направлено ответчику письмо, исх. № 81-16484/10-05-1 от 16.12.2010 г., в котором разъяснено право ответчика на защиту своих интересов в судебном порядке. По этим основаниям просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель администрации города Сочи и представитель ФГУ ДСД «Черноморье» поддержали исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.

Заслушав доводы сторон и их представителей, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.07 № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Федеральное дорожное агентство.

В силу пункта 1.1. положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.08 № 497 (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно пункту 3.21 Положения Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, а также изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи".

Согласно требованиям пп. 18, 19 ст. 15 указанного Закона срок уведомления собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов изымаемых земельных участков составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должны быть в течение семи дней со дня их принятия опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи", и размещены на официальном сайте в сети Интернет Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи.

Согласно п. 21 ст. 15 данного Закона в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края заключает договор с оценщиком на проведение оценки изымаемого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Договор о проведении оценки должен содержать обязанность оценщика представить отчет об оценке в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора. Отчет об оценке направляется администрацией Краснодарского края лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества.

В силу п.22.1 указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи.

Согласно пунктов 24, 25 ст. 15 Закона администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых данные объекты изымаются. Проект соглашения должен быть предоставлен органом, принявшим решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок № с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м., расположенный по в <адрес> Центральном районе города Сочи.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 19.07.2010 г. № 600-р земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером № площадью 444 кв.м., расположенный в <адрес> Центральном районе города Сочи, принадлежащий на праве собственности Киселеву В.И., изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа в целях размещения олимпийского объекта.

Указанный земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта «Центральная автомагистраль г.Сочи Дублер Курортного проспекта» от км. 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода города Сочи ПКО (Р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта, Краснодарский край (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.07.2009 г. № 316.

В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент направил Киселеву В.И. уведомление от 20.07.2010 г. № 81-7463/10-05.1 о принятом решении об изъятии.

На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО «КО-ИНВЕСТ» проведена оценка рыночной стоимости подлежащего изъятию объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м.

Из материалов дела следует, что ООО «КО-ИНВЕСТ» прошло соответствующий конкурсный отбор и имеет профессиональную аккредитацию.

Согласно отчету об оценке от 10.08.2010 г. № 284/10:

- рыночная стоимость земельного участка № с кадастровым номером №, площадью 444 кв.м., расположенного в садоводческом <адрес> Центральном районе города Сочи, составляет 755 688 рублей (семьсот пятьдесят тысяч шестьсот восемьдесят восемь) рублей;

- размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка, принадлежащего на праве собственности Киселеву В.И., составляет 1 000 (одна тысяча) рублей.

Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подготовлен проект соглашения с Киселевым В.И., пунктом 2 статьи 2 которого ответчику предусмотрена выплата в размере 756 688 рублей.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично Киселеву В.И. 08.11.2010 г, что подтверждается отметкой о получении, сделанной в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости.

До настоящего времени Киселев В.И. соглашение не подписал.

Ответчиком не представлено суду доказательств того, что оценка стоимости подлежащего изъятию земельного участка, произведенная ООО «КО-ИНВЕСТ», является необъективной, либо существенно заниженной, либо имеющей иные пороки, влекущие признание отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта недействительным.

Довод представителя ответчика о том, что при оценке размера компенсации ответчику за изъятие принадлежащего ему земельного участка не были приняты во внимание понесенные им материальные затраты на получение и согласование технических условий на водо- и энергоснабжение предполагаемых к возведению на данном земельном участке жилых строений являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, из которых следует, что какие-либо коммуникации либо строения на спорном земельном участке к моменту его осмотра и оценки отсутствовали.

В соответствии с пунктом 31 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

Отказ Киселева В.И. от подписания соглашения в связи с изъятием принадлежащего ему земельного участка препятствует предоставлению земельного участка Управлению автомобильных дорог Краснодарского края для строительства олимпийского объекта краевого значения.

При данных обстоятельствах земельный участок № с кадастровым номером № площадью 444 кв.м. расположенный в <адрес> Центральном районе города Сочи, принадлежащий на праве собственности Киселеву В.И., подлежит изъятию для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем его выкупа у собственника Киселева В.И. и перечисления на его расчетный счет либо на депозит суда денежных средств в сумме 756 688 рублей.

По этим же основаниям право собственности Киселева В.И. на данный земельный участок подлежит прекращению.

Согласно пункту 33 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Изъять для федеральных нужд в собственность Российской Федерации земельный участок № с кадастровым номером № площадью 444 кв.м., расположенный <адрес> в Центральном районе города Сочи, принадлежащий на праве собственности Киселеву В.И., путем выкупа его у собственника Киселева В.И. и перечисления на его расчетный счет либо депозит суда денежных средств в сумме 756 688 рублей.

Прекратить право собственности Киселева В.И. на земельный участок № с кадастровым номером № площадью 444 кв.м., расположенный <адрес> в Центральном районе города Сочи.

Обратить данное решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено судом 25.01.2011 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Не вступило в законную силу.

Согласовано 27.01.2011

Судья Курин Ю.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200