Дело № 2-197/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2011 г. г. Сочи
Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Сочи об оспаривании решения администрации города Сочи о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным разрешения № № от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р., и возложении обязанности на администрацию города Сочи по устранению допущенных нарушений путем отмены указанного разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель прокурора Центрального района города Сочи поддержал заявленные требования и мотивировал их тем, что в ходе проведения прокуратурой Центрального района города Сочи проверки соблюдения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства в пределах береговой полосы и водоохраной зоны Черного моря г. Сочи выявлены нарушения администрацией г. Сочи действующего градостроительного законодательства. Так, 03.08.2010 г. заместителем Главы города Сочи Мартиросяну М.Р. выдано разрешение № № на строительство 37-квартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи. Градостроительный кодекс РФ устанавливает перечень документов, предоставляемых застройщиком для получения разрешения на строительство, который включает, помимо иных документов, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Вместе с тем, в приложенных к заявлению о выдаче указанного разрешения на строительство материалах отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является грубым нарушением действующего законодательства и основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Своими действиями администрация города Сочи нарушила установленный федеральным законодательством порядок выдачи разрешения на строительство. По этим основаниям просит признать незаконным разрешение № № от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р., и возложить обязанность на администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем отмены указанного разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспоренное разрешение на строительство выдано администрацией г. Сочи в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемое разрешение на строительство выдано 3 августа 2010 года взамен ранее выданного разрешения на строительство № № от 14 мая 2008 года в связи с окончанием его срока действия.
В судебном заседании заинтересованное лицо Мартиросян М.Р. и его представитель возражали против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что оспариваемое разрешение № № на строительство от 03.08.2010 г. выдано взамен ранее выданного разрешения на строительство № № от 14.05.2008 г., которое было выдано на основании документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, в том числе положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных ч.6 ст. 49 ГрК РФ, в частности, если строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий. В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в том числе в государственном кадастре недвижимости. Земельные участки с кадастровыми номерами № и №, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома, по данным государственного кадастра недвижимости относятся к землям населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом. Исходя из смысла ч. 2 ст. 8 ЗК РФ на указанные земельные участки не распространяется правовой режим земель, отличных от земель населенных пунктов, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов. При получении как оспариваемого разрешения на строительство, выданного 3 августа 2010 года взамен разрешения на строительство № № от 14 мая 2008 года в связи с допущенными техническими ошибками, так и самого разрешения на строительство № № от 14 мая 2008 года не требовалось проведение экологической экспертизы проектной документации, поскольку земельные участки, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома, по данным государственного кадастра недвижимости неотносятся к землям особо охраняемых природных территорий. Проведение государственной экологическойэкспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ, редакция которой была введена в действие Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ, вступившим в силу 31 мая 2008 года. В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, к спорным правоотношениям не могут применяться требований ч. 6 ст. 49 ГрК РФ. Необходимость проведения экологической экспертизы при получении разрешения на строительство от 3 августа 2010 года отсутствовала, поскольку данное разрешение продлевает действие ранее выданного разрешения на строительство № № от 14 мая 2008 года. По этим основаниям просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, 03.08.2010 г. заместителем Главы города Сочи выдано Мартиросяну М.Р. разрешение № № на строительство 37 квартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи, взамен (как указано в тексте разрешения) ранее выданного разрешения на строительство № № от 14.05.2008 г.
Согласно кадастровым выпискам от 08.04.2008 г. земельные участки с кадастровым номером № площадью 396 кв.м., и с кадастровым номером №, площадью 670 кв.м. по <адрес> в г. Сочи относятся к землям населенных пунктов и имеют разрешенный вид использования - под многоквартирный жилой дом.
Земельный участок площадью 670 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в Центральном районе г.Сочи принадлежит Мартиросяну М.Р. на праве аренды на основании договора от 24.03.2006 г. о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 09.09.2005 г. № №, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Земельный участок площадью 396 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> принадлежит Мартиросяну М.Р. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2008 г. №.
Постановлением Главы города Сочи от 11.02.2008 г. № 138 вид разрешенного использования указанных земельный участков изменен с «Индивидуального жилищного строительства» и «для проектирования индивидуального жилого дома» на «многоквартирный жилой дом».
В соответствии с ч. 15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ и ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в частности, орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы, в том числе и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р «О природных ресурсах Черного и Азовского морей» курорты и рекреационные зоны в границе округов санитарной охраны курорта г.Сочи отнесены к курортам федерального значения.
В силу ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-Фз «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» курорты отнесены к особо охраняемым природным территориям и являются общенациональными достоянием.
С учетом приведенных правовых норм довод Мартиросяна М.Р. и его представителя о том, что земельные участки по <адрес> в г. Сочи, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома, неотносятся к землям особо охраняемых природных территорий, является несостоятельным и не основан на законе.
Таким образом, возводимый Мартиросяном М.Р. 37-квартирный жилой дом по <адрес> в г. Сочи относится к объектам, для строительства которых необходимо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
В соответствии с ч.13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, Мартиросян М.Р. не представил положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, необходимое для выдачи разрешения на строительство, что в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ является основанием для отказа ему в выдаче разрешения на строительство.
Довод Мартиросяна М.Р. о том, что оспариваемое разрешение № № на строительство от 03.08.2010 г. выдано взамен ранее выданного разрешения на строительство № № от 14.05.2008 г., в связи с чем к нему не могут быть применены требования ч. 6 ст. 49 ГрК РФ о наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, является несостоятельным, поскольку противоречит действующему законодательству и материалам дела.
Из материалов дела следует, что разрешения № № от 14.05.2008 г. было выдано Мартиросяну М.Р. на строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 3 067 кв.м., этажностью 11 + чердак по <адрес> в Центральном районе г.Сочи. Срок действия данного разрешения установлен до 15.03.2011 г.
Оспариваемое разрешение № № от 03.08.2010 г. выдано на строительство объекта, имеющего иные технические параметры и характеристики, а именно: 37-квартирного жилого дома общей площадью здания 4 407,67 кв.м., этажностью 10 + 2 технических этажа, по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.
Таким образом, оспоренное разрешение на строительство № № от 03.08.2010 г. является вновь выданным застройщику Мартиросяну М.Р. на строительство иного объекта, в связи с чем к правоотношениям, связанным с его выдачей, применимы требования ч. 6 ст. 49 ГрР РФ.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией города Сочи при выдаче Мартиросяну М.Р. разрешения № № от 03.08.2010 г. на строительство 37 квартирного жилого дома по <адрес> г. Сочи нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Центрального района города Сочи об оспаривании решения администрации города Сочи о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации города Сочи о выдаче Мартиросяну М.Р. разрешения № № от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе города Сочи.
Обязать администрацию города Сочи в месячный срок устранить допущенные нарушения путем отмены разрешения № № от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р..
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено судом 27.11.2011 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Не вступило в законную силу.
Согласовано 01.02.2011
Судья Курин Ю.В.