Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2011 г. г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дзагания Ю.В. и Соколова М.П. об оспаривании решения Главы администрации Центрального района г.Сочи по уведомлению о проведении публичного мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:Заявители оспорили в суд решение Главы администрации Центрального района города Сочи, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № в адрес первого секретаря Сочинского городского комитета КПРФ Дзагания Ю.В., которым оставлено без удовлетворения поданное Сочинским городским комитетом КПРФ уведомление о проведении публичного мероприятия (митинга).
В судебном заседании заявители свои требования поддержали, дополнили и мотивировал их тем, что 21.01.2011 г. Сочинским городским комитетом КПРФ направлено в адрес Главы администрации Центрального района г.Сочи уведомление о намерении провести 05.02.2011 г. митинг на площади перед зданием администрации г.Сочи по ул.Советской, 26. Целью проведения митинга является публичное выражение общественного мнения относительно деятельности органов местного самоуправления, администрации Краснодарского края и их должностных лиц по организации и контролю работы коммунального комплекса, установлению нормативов потребления и тарифов жилищно-коммунальных услуг, защиты интересов жителей от монополистов и посредников ЖКХ; выражение общественного мнения относительно фактов ущемления имущественных, социальных прав и интересов граждан при реализации планов олимпийского строительства и реконструкции г.Сочи; выдвижение предложений и требований кадрового характера. На данное уведомление заявителям 24.01.2011 г. был дан ответ и.о. Главы администрации Центрального района г.Сочи №, в котором указано, что в связи с террористическим актом в аэропорту «Домодедово» в г.Москве и в целях недопущения совершения террористического акта, заявителям рекомендовано воздержаться от проведения публичного мероприятия (митинга), в связи с чем поданное уведомление оставлено без удовлетворения. Одновременно данным письмом Сочинскому городскому комитету КПРФ Главой администрации Центрального района г. Сочи рекомендовано провести данное мероприятие в Комсомольском сквере, в районе бывшего кинотеатра «Спутник». Полагают, что поскольку в стране не объявлена повышенная опасность от террористического акта и на данное обстоятельство отсутствует ссылка в ответе администрации Центрального района г.Сочи, отказ в согласовании уведомления о проведении митинга является необоснованным и незаконным. Кроме того, администрацией Центрального района предложено провести данное мероприятие в Комсомольском сквере, что свидетельствует о том, что такой опасности нет и не имеется запретов на проведение публичных мероприятий. Полагают, что несогласование и изменение заявленного места проведения митинга без мотивированного объяснения причин нарушает требования ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». По этим основаниям просят удовлетворить заявленные требования и обязать Главу Центрального района города Сочи устранить нарушения прав заявителей на проведение митинга.
В судебное заседание представитель Главы администрации Центрального района г.Сочи не явился, направил письменное заявление о рассмотрении данного дела в его отсутствие, просил вынести по данному заявлению решение в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав доводы заявителей, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митингом признано массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлены требования, предъявляемые к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, в частности, в уведомлении о проведении публичного мероприятия должны быть указаны: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Как видно из материалов дела, 21.01.2011 г. организатором проведения публичного мероприятия (митинга) - Сочинским городским комитетом КПРФ и его уполномоченными лицами, в том числе и заявителями, в адрес Главы администрации Центрального района города Сочи направлено уведомление о намерении провести 05.02.2011 г. митинг на площади перед зданием администрации г. Сочи по ул. Советской, 26 в Центральном районе г. Сочи.
Согласно указанному уведомлению проведение публичного мероприятия в форме митинга было запланировано 05.02.2011 г. с 11-00 до 13-30, целью которого является публичное выражение общественного мнения относительно деятельности органов местного самоуправления, администрации Краснодарского края и их должностных лиц по организации и контролю работы коммунального комплекса, установлению нормативов потребления и тарифов жилищно-коммунальных услуг, защиты интересов жителей от монополистов и посредников ЖКХ; выражение общественного мнения относительно фактов ущемления имущественных, социальных прав и интересов граждан при реализации планов олимпийского строительства и реконструкции г. Сочи; выдвижение предложений и требований кадрового характера, предполагаемое количество участников - 300 человек.
Текст данного уведомления соответствует требованиям статьи 7 ФЗ № 54-ФЗ и содержит все требуемые данной правовой нормой сведения, в т.ч. о формах и методах обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, об организаторе публичного мероприятия, сведения о его месте нахождения и номерах телефонов уполномоченных лиц.
В данном уведомлении заявитель Соколов М.П. указан в качестве уполномоченного на выполнение организационных и распорядительных функции по подготовке и проведению публичного мероприятия.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 12 Федерального закона РФ № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе, довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Главой администрации Центрального района г.Сочи принято решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес первого секретаря Сочинского городского комитета КПРФ Дзагания Ю.В., которым поданное уведомление оставлено без удовлетворения и заявителям рекомендовано воздержаться от проведения публичного мероприятия (митинга) в связи с террористическим актом в аэропорту «Домодедово» в г.Москва в целях недопущения совершения террористического акта на территории г. Сочи. Этим же решением Сочинскому городскому комитету КПРФ рекомендовано провести публичное мероприятие (митинг) в Комсомольском сквере г. Сочи в районе бывшего кинотеатра «Спутник».
При разрешении данного спора суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно, которой использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, не содержит мотивированного решения о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте - на площади перед зданием администрации г. Сочи, и не приведены какие-либо доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.
Статья 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», регламентирующая права и обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления при получении уведомления о проведении публичного мероприятия, не предусматривает возможности оставления подобного уведомления «без удовлетворения».
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Главой администрации Центрального района г. Сочи не представлено суду доказательств обоснованности и законности принятого им решения от ДД.ММ.ГГГГ №, оспоренного заявителями.
Таким образом, оспоренное решение Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № противоречит требованиям статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:Признать обоснованным заявление Дзагания Ю.В. и Соколова М.П. об оспаривании решения Главы администрации Центрального района г. Сочи по уведомлению о проведении публичного мероприятия, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес первого секретаря Сочинского городского комитета КПРФ Дзагания Ю.В.
Признать незаконным решение Главы администрации Центрального района г.Сочи, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес первого секретаря Сочинского городского комитета КПРФ Дзагания Ю.В., об оставлении без удовлетворения уведомления Сочинского городского комитета КПРФ от 21.01.2011 г. о проведении публичного мероприятия (митинга) на площади перед зданием администрации г.Сочи по ул. Советской, 26 в Центральном районе г. Сочи.
Обязать Главу администрации Центрального района г. Сочи устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей на проведение публичного мероприятия (митинга).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено судом 03.02.2011 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:Не вступило в законную силу.
Согласовано 08.02.2011
Судья Курин Ю.В.