решение по заявлению Иванова О.Л. к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о понуждении к исполнению договора



Дело № 2-276/11

Решение

Именем Российской Федерации

г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г. Сочи в составе председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Марабян Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова О.Л. к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о понуждении к исполнению договора,

установил:

Иванов О.Л. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о понуждении к исполнению договора.

В обоснование своих требований указал, что между ним и ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, в соответствии с п. 3 которого, оплата за использованный газ производится абонентом на основании показаний бытового счетчика.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Сочинский участок по работе с потребителями газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» с заявлением об установке пломбы на газовом счетчике СГБМ-1,6, установленном специализированной организацией ООО «Хоста», в месте присоединения счетчика к газопроводу и переводе его на расчет оплаты за потребленный газ согласно показаниям приборов учета газа.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу было отказано в удовлетворении его требований. Отказ ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» мотивирован тем, что по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ООО «Хоста» не является специализированной организацией, и, как следствие, не вправе оказывать услуги по установке газовых счетчиков и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Курин И.Ю. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Середяк Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» и другими нормативно-правовыми актами ООО «Хоста» не является специализированной газораспределительной организацией, а, следовательно, не вправе заключать договоры с гражданами на обслуживание внутридомового газового оборудования а также устанавливать бытовые счетчики природного газа. На территории города Сочи единственной газораспределительной организацией (специализированной организацией) является ОАО «Сочигоргаз».

Представитель ООО «Хоста» Шереметьева Н.В., привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержала доводы истца и указала, что ООО «Хоста» является специализированной газораспределительной организацией, которая праве осуществлять техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и заключать соответствующие договоры с физическими лицами.

п.3 ст.10 ГК РФ закрепляет презумпцию добросовестности участников гражданско-правовых отношений, осуществляя тем самым защиту гражданских прав.

Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу.

Как следует из представленных суду материалов Иванов О.Л. обратилися в ООО «Краснодаррегиогаз» (на момент рассмотрения дела - ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар») с заявлением об установке пломбы на газовом счетчике СГБМ-1,6, установленном специализированной организацией ООО «Хоста», в месте присоединения счетчика к газопроводу и переводе его на расчет оплаты за потребленный газ согласно показаниям приборов учета газа.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу было отказано в удовлетворении его требований. Отказ ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» мотивирован тем, что ООО «Хоста» не является специализированной организацией, и, как следствие, не вправе оказывать услуги по установке газовых счетчиков и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В судебном заседании представитель ООО «Хоста» представила документы, подтверждающие, что ООО «Хоста» владеет сетями газоснабжения на территории города Сочи и осуществляет их эксплуатацию на законных основаниях, что также подтверждается Свидетельством о регистрации, выданным Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Также была представлена действующая лицензия ООО «Хоста» на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>; свидетельства и сертификаты, подтверждающий соответствие ООО «Хоста» статусу специализированной организации, имеющей право заключать договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Кроме того, в судебном заседании было представлено положение об аварийно-диспетчерской службе, созданной в ООО «Хоста».

В соответствии с п. 3 Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 21 июля 2008 года № 549 специализированная организация - газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

В соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления в Российской Федерации, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 г. № 9, зарегистрированными в Минюсте РФ 04.04.2003г., эксплуатационной (газораспределительной) организацией газораспределительной сети является организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной (газораспределительной) организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Довод ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о том, что ООО «Хоста» не вправе устанавливать газовый счетчик Иванову О.Л. противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по установке газовых счетчиков, а также по ремонту и обслуживанию (в том числе, поверке) газового оборудования не относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Следовательно, деятельность по оказанию услуг по установке газовых счетных узлов в пределах газовых сетей, принадлежащих заказчикам - потребителям услуг, вправе осуществлять любые хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на соответствующем рынке.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с положениями ст. п. 2 ст. 539, 541, 544 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии (в том числе, газа) определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении; оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно п. 24 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 549 от 21.07.2008 г. (далее Правила) при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

В соответствии с подпунктом в) п. 20 указанных Правил абонент вправе требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Пункт 22 Правил предусматривает обязанность поставщика газа осуществить по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки.

В соответствии с п. 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа (п.32 Правил).

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу ч. 5 ст.5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч.1 ст.10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На основании вышеизложенного и учитывая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства имеющие существенное значение для разрешения данного дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Иванова О.Л. к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» - удовлетворить.

Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» произвести опломбирование прибора учета потребляемого газа в месте присоединения его к газопроводу в принадлежащей Иванонову О.Л. квартире <адрес>, производить учет потребляемого Ивановым О.Л. газа по показаниям прибора учета (счетчика газа), принимать производимую Ивановым О.Л. оплату за потребленный газ исходя из показаний счетчика.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течении 10 дней.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200