к делу № 2-4146/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района города Сочи Савченко В.Н.,
при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к администрации Центрального района города Сочи, администрации города Сочи, Прокопенко В.Н. о признании ненормативного правового акта недействительным, признании недействительным (ничтожным) договор аренды, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Истец - прокурор Центрального района города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, в котором просит признать постановления главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Прокопенко В.Н. в аренду на 5 дет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства» недействительными; признать недействительными (ничтожными) заключенные между администрацией Центрального района города Сочи и Прокопенко В.Н. договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № указанного земельного участка, применить последствия недействительности сделки, обязав Прокопенко В.Н. возвратить земельный участок муниципальному образованию город-курорт Сочи
В обоснование исковых требований прокурор Центрального района города Сочи указал, что прокуратурой Центрального района города Сочи в ходе проведенной проверки обращения о нарушении земельного законодательства при предоставлении администрацией Центрального района города Сочи земельного участка Прокопенко В.Н. выявлены нарушения земельного законодательства. Земельный участок <адрес> принадлежит на праве краткосрочной аренды Прокопенко В.Н., на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор аренды земли для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ №. На территории земельного участка, указывает истец, как и других участков, расположенных в данном районе, на сегодняшний день каких-либо действий по освоению в рамках разрешенного использования (ИЖС) не проводится, что нарушает условия договора аренды. Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № в целях обеспечения указанного объекта землей, данные земельные участки изымаются путем прекращения прав аренды Прокопенко В.Н. Кроме того, как указывает истец, город Сочи является курортом федерального значения, спорный земельный участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Администрация Центрального района города Сочи не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком в силу закона являющимся федеральной собственностью, в том числе не наделялась правом заключения оспариваемых договоров аренды, поскольку данные договоры аренды противоречат нормам действовавшего на момент его заключения законодательства и нарушают права и законные интересы Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральной собственностью.
Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района города Сочи Савченко В.Н., исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, в уточнение исковых требований в части применения последствий недействительности сделки просил вынести решение об обязании Прокопенко В.Н. возвратить земельный участок <адрес>, участок №, в Федеральную собственность. Настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, в чьих интересах заявлен иск, по доверенности Раскотиков И.С., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации города Сочи, по доверенности Невдах Т.П., в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта «ГК Олимпстрой», по доверенности Ямбогло А.П., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, по доверенности Меличко Н.В., исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица - ФГУ ДСД «Черноморье», по доверенности Таран О.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Прокопенко В.Н. в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В назначенное судебное заседание не явился представитель ответчика - администрации Центрального района города Сочи, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - отдела по регистрации прав на олимпийские объекты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в назначенное судбеное заседание не явился, в обращенном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, принятие решение оставил на усмотрение суда, согласно действующему законодательству.
Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, находит в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами федерального значения", разработанным в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", урегулированы отношения в сфере использования, развития и охраны территорий, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами и являющихся национальным достоянием народов Российской Федерации.
Частью 9 Постановления установлено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта федерального значения определяются положением о данном курорте, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от 12.04.1993 года № 4766-1/337 «О государственной поддержке функционального развития города-курорта Сочи» Сочинский регион отнесен к курортам федерального значения.
Указом Президента РФ от 06.07.1994 года № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» одобрена инициатива Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 года № 591-р курорты и рекриационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации, а также определение принципов государственной политики, определены Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Согласно ст.1 Федерального закона от 23.02.1995 года, курорт федерального значения - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст.3 Федерального закона, признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.2). Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.3 Федерального закона).
Частью 2 ст.16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, город РФ признается курортом федерального значения, в случае, если, во-первых, имеется постановление Правительства РФ о признании его таковым и, во-вторых, таким Постановлением утверждено Положение об этом курорте.
Как указывалось выше, Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Совета Министров РФ от 12.04.1993 года № 4766-1/337 Сочинский регион был отнесен к курортам федерального значения; Указом Президента РФ от 06.07.1994 года № 1470 была одобрена инициатива Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного моря к федеральным природным ресурсам и Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 № 591-р курорты и рекриационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, однако, постановления о признании Правительством РФ города Сочи - курортом федерального значения и утверждении Положения о нем, не издавалось.
На основании вышеизложенного, город Сочи, до принятия Правительством РФ соответствующего акта, курортом федерального значения не является.
Как указано прокурором Центрального района города Сочи спорный земельный участок являлся и является федеральной собственностью, а потому не подлежал распоряжению им администрацией Центрального района города Сочи.
Согласно ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч.1). В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (ч.2) (ч.2 утратила силу с 01.07.2006 года, в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 года № 53-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации; при этом основание для такой регистрации являются соответствующие акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности у Федерации, либо вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Кроме того, как указано прокурором, органы местного самоуправления города Сочи вправе распоряжаться земельными участками со времени принятия Федерального закона от 03.12.2008 года № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», то есть с момента его вступления в законную силу - 17.12.2008 года.
Однако, ч.11 ст.1 названного закона, определено, что к собственности муниципальных районов наряду с земельными участками (занятыми зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных образований и предоставленными органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований) и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10).
В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2020 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что на основании и во исполнение земельного законодательства РФ и земельного законодательства Краснодарского края, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К полномочиям, регламентированным ст.ст.6 и 7 названного Закона Краснодарского края, относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, а также установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Кроме того, ст.35 Закона № 532-КЗ определено, что в соответствии с нормами федерального законодательства в области земельных правоотношений, до разграничения государственной собственности на землю, органы местного самоуправления в Краснодарском крае обеспечивают выбор и формирование земельных участков для предоставления их из земель, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящиеся в муниципальной собственности поселения, в том числе распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к вопросам местного значения.
Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по указанной категории вопросов, органами местного самоуправления могут быть приняты муниципальные правовые акты.
Основным нормативным правовым актом муниципального образования город-курорт Сочи, которому должны соответствовать все иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, является Устав города Сочи, принятый Решением Городского Собрания Сочи от 28.09.2004 № 185, зарегистрировано в Администрации Краснодарского края 24.08.2005 года № 67.
Согласно ст.1 Устава, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.22 Устава, структуру органов местного самоуправления города Сочи составляют: Городское Собрание Сочи - представительный орган муниципального образования город-курорт Сочи; Глава города Сочи - высшее должностное лицо муниципального образования город-курорт Сочи; администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи; контрольно-счетная палата города Сочи - контрольный орган муниципального образования город-курорт Сочи.
Органы местного самоуправления города Сочи наделяются Уставом города Сочи собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и обладают распорядительными, исполнительными, контрольными и нормотворческими функциями согласно своей компетенции.
Органы местного самоуправления города Сочи обладают правами юридического лица, имеют свое имущество, могут от своего имени вступать в имущественные и неимущественные отношения, иметь печать, штампы, бланки, счета в банковских учреждениях.
Глава администрации Центрального района города Сочи при исполнении своих полномочий руководствуется Положением «Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации города Сочи», утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 27.12.2005 года № 425.
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае», иными законами Российской Федерации и Краснодарского края, регулирующими вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, Уставом города Сочи, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, определяющими правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в городе Сочи и устанавливает порядок деятельности и полномочия администрации района, ее должностных лиц по реализации полномочий, передаваемых им Главой города Сочи по осуществлению местного самоуправления в границах определенной территории города в единой системе местного самоуправления города-курорта Сочи.
Статьей 3 Положения определено, что администрация Центрального района города-курорта Сочи является территориальным органом администрации города -исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города-курорта Сочи (п.1), правовой основой деятельности которой, являются: законодательство Краснодарского края, Устав города-курорта Сочи, настоящее Положение и нормативно-правовые акты города-курорта Сочи, определяющие полномочия администрации Центрального района (п.3).
Кроме того, пунктом 5 Положения установлено, что основной задачей администрации Центрального района является обеспечение выполнения отдельных исполнительно-распорядительных функций Главы города-курорта Сочи и администрации города на территории района с целью создания необходимых условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.
Таким образом, нормативно-правовые акты города-курорта Сочи, определяющие полномочия администрации Центрального района, являются обязательными для исполнения главой района - структурного (территориального) подразделения администрации города Сочи.
Порядок деятельности и полномочия администрации Центрального района города Сочи, ее должностных лиц по реализации полномочий, передаваемых им Главой города Сочи, по осуществлению местного самоуправления в границах определенной территории города в единой системе местного самоуправления города-курорта Сочи, установлен Положением «Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации города-курорта Сочи», утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 27.12.2005 года № 425.
В целях создания на территории города Сочи единого порядка предоставления и прекращения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или в ведении города Сочи, реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц на землю, учитывая необходимость обеспечения управления и распоряжения земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости, руководствуясь Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 года № 154-ФЗ, Законом Краснодарского края «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае» от 30.11.2001 года № 417-КЗ, Главой города Сочи было издано постановление Главы города Сочи от 20.03.2002 года № 161 «О порядке предоставления и прекращения прав земельных участков на территории города Сочи».
Решением Городского Собрания Сочи 18.04.2002 года № 62 утверждено Положение «О Порядке рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам предоставления и прекращения прав на земельные участки физических лиц для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), индивидуального и коллективного садоводства и огородничества, животноводства и крестьянского (фермерского) хозяйства».
Согласно п.2.1. Порядка, настоящий Порядок обязателен к применению на территории города всеми органами и должностными лицами администрации города Сочи, а также всеми иными органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами, независимо от ведомственной принадлежности и применяется, в том числе, в случаях первичного предоставления земельных участков физическим лицам в собственность или в аренду - ст.28 Земельного кодекса РФ (п.131. Порядка).
Положением установлено, что для предоставления земельного участка, заинтересованное лицо обращается с заявлением на имя главы администрации района города Сочи по месту нахождения земельного участка с приложением утвержденного главой администрации района города Сочи проекта границ земельного участка и изготовленного на его основе акта установления точных границ земельного участка, согласованного со смежными землепользователями.
При этом, как установлено судом, указанные правовые акты органов местного самоуправления, изданы в области земельно-имущественных отношений и в период принятия обжалуемых прокурором района постановлений, заключения соответствующих договоров аренды земельного участка, являлись действующими, имели юридическую силу, прокурором города Сочи не опротестовывались.
На основании постановления главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м по <адрес> в аренду Прокопенко В.Н.», договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Прокопенко В.Н. в аренду земельного участка <адрес> и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, были выполнены в рамках полномочий, делегированных администрации Центрального района города Сочи органами местного самоуправления - Городским Собранием Сочи и Главой города Сочи.
Кроме того, договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № проходили государственную регистрацию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно ч.1 ст.2 которого, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Следовательно, поскольку оспариваемые договоры были зарегистрированы органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, то в соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принимая во внимание отсутствие отказов их в регистрации, Государством был признан и подтвержден юридический акт перехода прав на спорный земельный участок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 года № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий», особо охраняемых природные территории подвергаются кадастровому учету. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее именуется - кадастр) является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Спорный земельный участок, уполномоченным федеральным органом -Территориальный отдел по городу Сочи Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №, при этом, из выписки из Государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка) следует, что земельный участок с кадастровым номером № к землям особо охраняемым территорий и объектов не относится; категория земель указана - земля населенных пунктов.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие отказа Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю в проведении кадастрового учета спорного земельного участка, последний был предоставлен администрацией Центрального района города Сочи не из земель, находящихся в федеральной собственности, а из земель населенного пункта с определением его местоположения - <адрес>, в квартале жилой застройки.
При данных обстоятельствах, с учетом установленных и объективно исследованных в судебном заседании данных, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к администрации Центрального района города Сочи, администрации города Сочи, Прокопенко В.Н. о признании ненормативного правового акта недействительным, признании недействительным (ничтожным) договор аренды, применении последствий недействительности сделки - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ