решение по иску прокурора Лазаревского района г.Слчи к МУП `САХ` о признании незаконным бездействия по соблюдению законодательства



Дело № 2-681/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 г. г. Сочи

Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазаревского района г.Сочи к Муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании незаконным бездействия по соблюдению природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности и о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лазаревского района г.Сочи обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» по соблюдению природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, об отходах производства и потребления, о лицензировании при эксплуатации полигона по утилизации и хранению твердых бытовых отходов в п. Лоо в Лазаревском районе г. Сочи, и о возложении обязанности на ответчика по устранению выявленных нарушений законодательства.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что в результате проведения проверки установлено, что ответчиком осуществляется деятельность по обращению с отходами на объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке по ул. Енисейской в п. Лоо Лазаревского района г.Сочи. Доставка отходов на данный полигон в п. Лоо осуществляется транспортом МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города». На указанном объекте размещаются твердые бытовые отходы, которые относятся к IV классу опасности. У ответчика отсутствует лицензия на осуществление указанной деятельности. По результатам обследования полигона по утилизации и хранению твердых бытовых отходов в п. Лоо составлен акт от 08.04.2010 года, согласно которому ограждение у полигона отсутствует, ТБО слоем грунта не изолируется, громе твердых бытовых отходов на свалку свозятся отходы промышленного и производственного назначения, а именно изношенные автомобильные шины, строительные отходы. Из тела свалки имеется выход сточных вод на рельеф местности и далее в реку Битха. На выходе сточные воды имеют темный цвет. Захоронение ТБО и промышленных отходов осуществляется на полигоне по методу постепенного сдвигания тела свалки в сторону прилегающего лесного массива и на водосборную площадь реки Битха. При осуществлении деятельности ответчиком нарушаются требования пожарной безопасности. Таким образом, ответчиком нарушены требования законодательства об отходах производства и потребления и, как следствие, нарушаются права проживающих на территории города-курорта Сочи граждан на благоприятную окружающую среду. По этим основаниям просит признать незаконным бездействие МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» по соблюдению природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, об отходах производства и потребления, о лицензировании при эксплуатации свалки в п.Лоо в Лазаревском районе г.Сочи, возложить обязанность на ответчика по устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что предприятием МУП г. Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» проводится большая работа по выполнению природоохранных мероприятий, составлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору утверждены лимиты на размещение отходов на территории свалки в п.Лоо от 02.10.2008 г. со сроком действия с 30.09.2008г. до 01.04.2011г. МУП г. Сочи «САХ по уборке города» получено санитарно-эпидемиологическое заключение, в соответствии с которым здания, строения, сооружения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (сбор и транспортировка отходов I-IV класса опасности) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, СанПин 2.1.2.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». МУП г. Сочи «САХ по уборке города» получены паспорта на виды отходов I-IV класса опасности. На предприятии ведется учет и отчетность в области обращения с отходами, ведется журнал образования и движения отходов, ежеквартально предоставляются отчеты в Ростехнадзор, в том числе по форме 2ТП - отходы, 2ТП - воздух. В МУП г. Сочи «САХ по уборке города» разработана и действует Инструкция по приему, складированию и изоляции отходов на свалке ТБО в Лоо. Предприятием получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух со сроком действия с 11 августа 2008г. по 04 июля 2012г. На предприятии соблюдается технология захоронения отходов, организован завоз грунта, проводится изоляция открытых площадок складирования ТБО. Ежемесячно проводится радиационный контроль дозиметром «Дрозд», данные фиксируются в журнале. Разработана Программа организационно-технических мероприятий по реконструкции и развитию МУП г. Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» и объектов муниципального значения по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов на 2008-2013 годы. Разработан План мероприятий МУП г. Сочи «САХ по уборке города» по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и поддержанию должного санитарно-эпидемиологического состояния городских свалок на 2010 год. Разработан План мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды на 2010 год. Разработан План мероприятий МУП г. Сочи «САХ по уборке города» по повышению пожарной безопасности свалки ТБО в пос. Лоо, на свалке выполняются противопожарные мероприятия, установлены пожарные емкости, имеется пожарный инвентарь. Разработан План оповещения и вызова личного состава работников на случай возгорания полигона ТБО в Лоо в ночное время. Разработана Программа производственного контроля МУП г. Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» по снижению влияния отходов от производственной деятельности на состояние окружающей среды на 2010 год. Составлен Отчет о выполнении плана природоохранных мероприятий МУП г. Сочи «САХ по уборке города» за 2009 год. Составлен и согласован План-график производственного контроля за качеством сточных вод на 2010 год. Составлен и согласован План-график производственного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории МУП г. Сочи «САХ по уборке города» на 2010г. На предприятии имеются проекты ПДО (отходы), ПДВ (воздух), проект ПДС (сбросы) разработан, но не прошел согласование по причине отсутствия очистных сооружений. Строительство очистных сооружений предусмотрено проектом рекультивации и закрытия свалки Лоо в период с 2011 по 2013 годы. Заключен договор № 92-С на оказание услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности с ООО «Кубаньэко». По заказу У ЖКХ и Б на свалке построен водовод диаметром 50 мм, проведена линия электропередачи, имеется пункт мойки автотранспорта. Между МУП г. Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» и ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» заключен договор на услуги по переработке и подготовке к захоронению твердых бытовых отходов от 01 января 2011г. (Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утверждена постановлением
Правительства РФ от 29 декабря 2007г. № 991). В соответствии распоряжением администрации г. Сочи «О закрытии полигона твердых бытовых отходов в Адлерском районе г. Сочи» № 13-р от 14.01.2010г. МУП г. Сочи «САХ по уборке города» предписано полностью прекратить прием твердых бытовых отходов на полигон в Адлерском районе г. Сочи, вывоз и размещение твердых бытовых отходов производить на свалку в районе пос. Лоо Лазаревского района г. Сочи. По заказу Управления жилищно-коммунального хозяйства, как собственника свалки в Лазаревском районе, был выполнен проект мероприятий по дозагрузке полигона ТБО в районе пос. Лоо, а также проект инженерно-геодезических изысканий на полигоне Лоо. В соответствии с рекомендациями данного проекта постановлением администрации г. Сочи от 19.05.2010г. № 581 Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Сочи предоставлен в безвозмездное срочное пользование дополнительный земельный участок общей площадью 132 027 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе ул. Енисейской, - для размещения полигона твердых бытовых отходов в Лазаревском районе г. Сочи. На основании вышеуказанного постановления № 581 от 19.05.2010г. между администрацией города Сочи и Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства был заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 20 мая 2010г. № 4900005814. МУП г. Сочи «САХ по уборке города» не является собственником земельного участка, на котором расположен полигон по утилизации и захоронению ТБО в п. Лоо. Не отрицал, что до настоящего времени ответчиком не получена лицензия на занятием данным видом деятельности. Признал, что разрешения на сброс сточных вод в реку Битха ответчик не получил в установленном порядке. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» федерального законодательства при эксплуатации полигона по захоронению твердых бытовых отходов, расположенного по ул. Енисейской в поселке Лоо Лазаревского района г. Сочи.

В ходе проверки установлено, что МУП г. Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» систематически осуществляет деятельность по обращению с отходами на объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке, площадью 4,85 га, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании.

Доставка отходов на свалку п. Лоо осуществляется транспортом МУП г. Сочи Спецавтохозяйство по уборке города».

На указанном объекте размещаются твердые бытовые отходы, которые относятся к IV классу опасности для окружающей природной среды, что подтверждено паспортом опасного отхода № 10453, выданным МУП г. Сочи «САХ по уборке города».

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - малоопасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно п. 1 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511, критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичное регулирование закреплено п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно которому деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) подлежит лицензированию.

В судебном заседании установлено, что предусмотренная законом лицензия на осуществляемую деятельность у МУП г. Сочи «САХ по уборке города» отсутствует.

При таких обстоятельствах, деятельность МУП г. Сочи «САХ по уборке города», связанная с эксплуатацией: полигона по утилизации и захоронению ТБО в п. Лоо осуществляется с нарушением законодательства об отходах производства и потребления.

По результатам обследования свалки в п. Лоо составлен акт от 08.04.2010 года, согласно которому ограждение у свалки отсутствует, ТБО слоем грунта не изолируется, громе твердых бытовых отходов на свалку свозятся отходы промышленного и производственного назначения, а именно изношенные автомобильные шины, строительные отходы. Из тела свалки имеется выход сточных вод на рельеф местности и далее в реку Битха. На выходе сточные воды имеют темный цвет. Захоронение ТБО и промышленных отходов осуществляется на полигоне по методу постепенного сдвигания тела свалки в сторону прилегающего лесного массива и на водосборную площадь реки Битха.

В ходе проверки установлено, что на предприятии отсутствуют (не разработаны) нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект, отсутствует разрешение на сброс сточных вод в водный объект, в результате чего при наличии сточных вод, поступающих без очистки из тела свалки на рельеф местности и далее в водосборный горизонт реки Битха, происходит загрязнение последней взвешенными веществами, нефтепродуктами, азотом аммонийным, железом.

При осуществлении своей деятельности ответчиком допущены систематические нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, среди которых охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных субъектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Как следует из материалов дела, 04.08.2010 года на свалке п. Лоо Лазаревского района г. Сочи произошло возгорание твердых бытовых отходов. Пожар возник в связи с нарушениями ответчиком требований пожарной безопасности, а именно нарушены технологический процесс и правила технической эксплуатации при производстве, складировании и захоронении ТБО. По данному факту ОГПН Лазаревского района г. Сочи в отношении предприятия вынесено постановление до делу об административном правонарушении от 27.08.2010г. по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. На предприятие наложен штраф в размере 30 000 руб.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) предусмотрено, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

При установленных судом обстоятельствах, ответчикам допускаются нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации полигона по утилизации и захоронению ТБО в п. Лоо в г. Сочи.

С учетом изложенного, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению иск прокурора Лазаревского района г. Сочи к Муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство по уборке города» о признании незаконным бездействия по соблюдению природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности и о возложении обязанности на предприятие по устранению выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» по соблюдению природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, об отходах производства и потребления, о лицензировании при эксплуатации полигона по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в п. Лоо Лазаревского района г. Сочи и обязать МУП г.Сочи «Спецавтохозяйство по уборке города» устранить выявленные нарушения законодательства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Не вступило в законную силу.

Согласовано 21.02.2011

Судья Курин Ю.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200