иск Пономаревой Н.М. к администрации г. Сочи о предоставлении жилого помещения



К делу №2- 327/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2011 года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

при секретаре Чуриловой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пономаревой Н.М. к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ :

Пономарева Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновывает тем, что является собственником <данные изъяты> доли квартиры №, в доме <адрес>, совладельцами квартиры в равных долях - по <данные изъяты> доли являются ее родители: отец - Кашафутдинов М.А. и мать - Пономарева Т.М. Кроме того, в квартире зарегистрирована семья ее дяди в составе 3-х человек. Квартира состоит из одной комнаты, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общая площадь - <данные изъяты> кв.м.

Строение, в котором расположена квартира, представляет собой деревянный барак - 1934 года постройки. Износ дома на 1978 год составлял - <данные изъяты> %, в связи с чем по решениям Горисполкома г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ был признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009г. если будет установлено, что спорные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс РФ может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года. Их отношения длятся с 1964 года. В 1964 г. Горисполком и СЭС г. Сочи дали разрешение на реконструкцию и расширение территории пивзавода, в результате чего жилой барак № по <адрес> оказался непосредственно на территории промышленного предприятия, что установлено решением Центрального суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. № и постановлением ГосСанэпидНадзора Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство означает, что по вине администрации города ухудшена среда жизнедеятельности жильцов барака № по <адрес>, что является нарушением ст. 7 Градостроительного кодекса, а согласно ст. 67 и ст. 70 этого же кодекса именно государство и органы местного самоуправления обязаны выплачивать специальные пособия на переселение граждан и обустройство ими новых мест жительства.

Санэпидстанция г. Сочи письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство Пищевой Промышленности РСФСР сообщает, что при реконструкции Сочинского пивоваренного завода должны были организовать санитарно-защитную зону вокруг пивзавода с выносом жилья за пределы зоны. При вводе в эксплуатацию первой очереди реконструкции директор завода дал гарантийное письмо об отселении жильцов в ДД.ММ.ГГГГ. Акт государственной комиссии был ими подписан с учетом этой гарантии, в связи с чем, санэпидстанция вынуждена приостановить эксплуатацию пивзавода, если не будут выделены средства для строительства жилья с целью отселения жильцов из территории. В мае ДД.ММ.ГГГГ приняли в эксплуатацию новый жилой дом <адрес>, который строился с целевым назначением - для отселения жильцов барака № по <адрес>, что подтверждается многочисленными документами, но ни одной квартиры они так и не получили, хотя несколько квартир были выделены по решению Горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ

Не исполнено Распоряжение главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ, которое утверждает решение Сочинского ГИК № от ДД.ММ.ГГГГ и обязывает произвести отселение жильцов барака № по <адрес> до конца ДД.ММ.ГГГГ. Более того, глава города Сочи вынес постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменил указанное выше Распоряжение главы администрации Краснодарского края.

ДД.ММ.ГГГГ принято Решение Городского Собрания Сочи «Об утверждении городской целевой программы «Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Сочи, из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда»» на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, барак № по <адрес> был запланирован к сносу в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом зам.главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, но эти программы тоже не исполняются.

Решением Центрального суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ дело № удовлетворен иск Пономаревой Н. М. и ответчик ЗАО «Сочивинпивпром» обязан предоставить ей трехкомнатную квартиру с изолированными комнатами на состав семьи три человека в соответствии с действующим новым Жилищным Кодексом. Однако решение суда не исполнено в связи с тем, что ЗАО «Сочивинпивпром» признан банкротом.

Заключением межведомственной комиссией Центрального района г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ жилой барак № по <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Данное заключение утверждено Распоряжением главы администрации Центрального района № от ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением главы администрации г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ жилой барак № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, дано указание о принятии мер по включению граждан в списки нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и обязанность снести барак в течении шести месяцев...

Признание дома-барака аварийным и подлежащим сносу влечет расселение жильцов в рамках подпрограммы «Переселение граждан России из ветхого и аварийного жилищного фонда» - федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ и в данном случае постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется, а списки лиц, подлежащих отселению из ветхого и аварийного жилья в силу ст. ст. 85, 86, 89 ЖК РФ составляются администрацией муниципального образования.

Решением Городского собрания гор.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере: <данные изъяты> кв.м. на одного члена семьи, - <данные изъяты> кв.м. на двух членов семьи. С учетом изложенного, просила предоставить ей однокомнатную квартиру на состав семьи один человек либо трехкомнатную квартиру с изолированными комнатами на состав семьи три человека, как сказано в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, или двухкомнатную квартиру на состав семьи два человека: она и мать.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истицы неоднократно менял свои исковые требования, в последнем заседании настаивал на удовлетворение исковых требований в части предоставления жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры на состав семьи один человек.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживал.

Представитель Администрации города Сочи возражает против удовлетворения исковых требований, при этом ссылается на то, что Распоряжением Администрации города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Центрального района гор.Сочи возложена обязанность направить собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома распоряжение с требованием о его сносе в течение шести месяцев; принять меры по включению граждан, занимающих помещения в многоквартирном жилом доме № в списки нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, при наличии оснований постановки на такую очередь.

Таким образом, Администрация города Сочи, признав дом аварийным, указала срок отселения проживающих в нем граждан. Однако жильцы дома бездействие по исполнению распоряжения не обжаловали.

Кроме того, согласно требованиям закона, поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое помещение должно быть равнозначным по общей площади. Таким образом, при отселении жилое помещение должно предоставляться всем проживающим в сносимом помещении гражданам, а не каждому в отдельности.

Вместе с тем, Решением Центрального районного суда гор.Сочи Кашафутдинову М.А., являющемуся также собственником <данные изъяты> доли квартиры, было предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры на состав семьи 1 человек в Центральном районе гор.Сочи. Теперь с настоящим иском обратилась его дочь и также требует предоставления ей отдельной однокомнатной квартиры, что нельзя признать законным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Пономарева Н.М. является собственником <данные изъяты> доли квартиры №, в доме <адрес> в <адрес> (л.д.8), совладельцами квартиры в равных долях - по <данные изъяты> доли являются ее родители: отец - Кашафутдинов М.А. и мать - Пономарева Т.М. Кроме того, в квартире зарегистрирована семья ее дяди в составе 3-х человек. Квартира состоит из одной комнаты, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общая площадь - <данные изъяты> кв.м. (л.д.9-11).

Распоряжением главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено заключение межведомственной комиссии по признанию жилого помещение непригодным для постоянного проживания (л.д.37-38).

Распоряжением главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № жилой многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.36). На администрацию Центрального района гор.Сочи возложена обязанность направить собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома распоряжение с требованием о его сносе в течение шести месяцев; принять меры по включению граждан, занимающих помещения в многоквартирном жилом доме № в списки нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, при наличии оснований постановки на такую очередь.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, однако в п. 10 этой же нормы к компетенции отнесены и другие вопросы, а именно в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 46, в котором действие Положения распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, следовательно, орган местного самоуправления в пределах своей компетенции (п.49 Положения) издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Но данное положение не означает, что орган местного самоуправления обязан при сносе дома, находящегося на праве собственности у граждан или юридических лиц обеспечивать их жилыми помещениями из муниципального фонда в порядке части 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку в соответствии со ст.210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, а в случае, если собственник в установленный срок не осуществит снос дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (п.10 ст. 32 ЖК РФ).

Таким образом, администрация города Сочи как собственник многоквартирного жилого дома, признав дом аварийным, указала в данном распоряжении срок отселения проживающих в них гражданах.

Жильцы указанного дома бездействие по исполнению распоряжения изданного администрацией города Сочи по отселению граждан в порядке главы 25 ГПК РФ не оспорили.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 15 июля 2008 года № 554-0-0 и от 1 декабря 2009 года № 1548-0-0 отметил, что федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Гражданка Пономарева Н.М. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущей в установленном порядке не признана.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данный закон устанавливает основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

В силу статьи 4 Федерального закона, Фонд рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также- заявка); принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок; осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов; осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В соответствии со статьей 14 Закона, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Статьей 19 Закона предусмотрено, что рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.

Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит № <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Оспариваемое заявителями законоположение, как гарантирующее гражданам, переселяемым в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в статьях 86 -88 Жилищного кодекса Российской Федерации, определенные условия проживания, направлено на обеспечение защиты их интересов, носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права истицы, указанные в исковом заявлении.

Аналогичную позицию высказал Конституционный Суд Российской Федерации и в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1367-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В развитии конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации также в своих судебных актах сформировал позицию по применению статей 86, 89 ЖК РФ, заключающуюся в том, что согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Кроме этого, истица просит предоставить ей на состав семьи один человек однокомнатную квартиру по социальным нормам в Центральном районе г.Сочи по договору социального найма, вместе с тем она является собственницей <данные изъяты> квартиры <адрес>.

Тем не менее, согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №, дал следующие разъяснения: «Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Более того, решением Центрального районного суда города Сочи гражданину Кашафутдинову М.А. являющемуся также собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры (отцу истицы) уже была предоставлена однокомнатная квартира на состав семьи 1 человек в Центральном районе г.Сочи. Решение вступило в законную силу.

Таким образом, истица считает, что администрация города Сочи обязана предоставлять каждому члену семьи или зарегистрированному в указанной квартире благоустроенное жилое помещение по социальным нормам, тогда как согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома (либо признании его непригодным для проживания), то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации выражена в определениях от 9 февраля 2010 года № 83-В09-11 и от 28 июля 2009 года № 2-В09-3.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень общих оснований для предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, этот перечень распространяется лишь на лиц, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусмотренных этим Кодексом.

Возможность обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в ином порядке прямо предусмотрена в п. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Пономаревой Н.М. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Пономаревой Н.М. к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилого помещения по социальным и жилищным нормам на состав семьи 1 человек в виде однокомнатной квартиры - отказать.

Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 11 февраля 2011 года.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.

Судья - А.И. Афонькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200