К делу № 2-3563/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Дата) года г. Сочи
Судья Центрального районного суда г. Сочи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Сарибекян Г.Г.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Сочи Орехова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удовенко В.А., Авакян С.Г. об оспаривании Решения Городского Собрания г. Сочи № 89 от 14.07.2009 года "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи" и Решения Городского Собрания Сочи от 29.04.2010 N 29"Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества "Сочинский мусороперерабатывающий комплекс" на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010 - 2022 годы" в части строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с заявлением, в котором просят признать Решение Городского Собрания г.Сочи № 89 от 14.07.2009 года "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи" и Решение Городского Собрания Сочи от 29.04.2010 N29 "Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества "Сочинский мусороперерабатывающий комплекс" на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010 - 2022 годы" в части строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза незаконным.
В обоснование заявления указали, что (Дата) года Городское Собрание Сочи приняло решение № 89«Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи». В соответствии с приложением к решению Городского Собрания Сочи предусмотрено строительство станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза.
На основании данного решения 29 апреля 2010 года Городское Собрание Сочи приняло решение № 29 «Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010-2022 годы». Приложение к данному решению предусматривает строительство комплекса по утилизации твердых бытовых отходов в междуречье рек Буу и Хобза.
Заявители считают, что принятые решения Городского Собрания Сочи в части, касающейся строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза,не соответствует целому ряду законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы.
А именно, указывают, что принятые решения противоречат Постановлению Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года №16 «О введении в действие санитарных правил». В пункте 2.1. указанных Правил предусмотрено, что «выбранный участок для строительства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам». Заявители уверенны и располагают данными, что санитарно-эпидемиологического заключения ни на момент принятия оспариваемого решения, ни в настоящее время нет, и не было. Данное заключение в принципе не может существовать, потому, что п. 3.1 Правил указанно, что не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений».
Оспариваемые решения, в части строительства полигона ТБО в междуречье рек Буу и Хобза противоречит вышеуказанной норме. Так как выбранное под его расположение место, находится во второй санитарной зоне охраны курорта, в данном месте бьют 6 ключей с чистейшей питьевой водой, там выклиниваются водоносные горизонты, а трещиноватая структура пород характерна для всего Большого Сочи. Кроме того, планируемый полигон находится в непосредственной близости от мест массового отдыха населения, в жилом посёлке.
Аналогичные нормы содержатся в п. 4.3 Постановления Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80.
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03. 1995 № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Заявители также указывают, что при принятии оспариваемых решений депутаты городского собрания основывались на заключении №29 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю №02/1183 от 11.08.2003 года, срок действия которого истек, что является основанием для отмены принятых решений.
Таким образом, при принятии оспариваемых решений городского собрания депутаты руководствовались лишь экспертизой срок действия которой истёк, при этом не было проведено санитарно- эпидемиологического исследования, не учтено, что место, выбранное под строительство полигона ТБО полностью противоречит признакам, указанным в санитарных правилах утверждённых Министерством Здравоохранения от 30.05.2001 г. №16, более того расположение полигона не выдерживает и географических показателей, а именно расположить его предполагают в 180 метрах от жилых домов.
В судебном заседании представитель заявителей Сердюков В.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что решения принятые Городским Собранием Сочи в части строительства комплекса ТБО в междуречье рек Буу и Хобза приняты без документов, необходимых для принятия такого решения.
В судебном заседании представители Городского Собрания Сочи Меркулова М.А. и Кравцов В.П. просили отказать в удовлетворении заявления, указав, что генеральный план города Сочи, утвержденный решением Городского Собрания Сочи принят во исполнение ст. 8 ГрК РФ и является документом территориального планирования. Данный документ в свою очередь является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленным Земельным кодексом РФ. Следовательно, утвержденный генеральный план является первым этапом в развитии территории МО г. Сочи и сам по себе не порождает у правообладателей земельных участков каких либо прав на их использование, которые возникают у последних только после государственной регистрации соответствующих прав на землю. Инвестиционная программа, утвержденная решением Городского Собрания Сочи не является нормативно-правовым актом, так как не затрагивает прав неопределенного круга лиц, не является предписанием для осуществления этих прав, а касается лишь сторон данной программы. Кроме этого считают, что заявителями пропущены сроки для обжалования оспариваемых решений.
В судебном заседании представитель администрации города Сочи Николаева З.В. также просила отказать в удовлетворении заявления. Указав, что оспариваемые решения приняты Городским Собранием Сочи в пределах предоставленных ему полномочий. Основным доводом заявителей к отмене оспариваемых им решения, является отсутствие при утверждении генерального плана города Сочи санитарно-эпидемиологического заключения по строительству полигона ТБО в междуречье рек Буу и Хобза, вместе с тем, отмечает, что утвержденный генеральный план не обеспечивает выбор участка. Строительство полигона ТБО в междуречье рек Буу и Хобза, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991. Утвержденная инвестиционная программа также не влечет за собой предоставление конкретного земельного участка, каких либо проектных решений, не затрагивает права и законные интересы заявителей, а затрагивает правоотношения только сторон данной программы.
В судебное заседание представитель ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении в свое отсутствие не просил. Неявка данного представителя в силу ч.4 ст.246 ГПК РФ не является препятствием в рассмотрении заявления. Необходимости в признании обязательной явку данного представителя суд не установил.
Суд, изучив заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего об отказе в удовлетворении заявления, представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1, 5, 6 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Единственным основанием для признания нормативного правового акта полностью или в части недействительным в силу ст. 253 ГПК РФ, является установление судом его противоречия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Заявители, оспаривая законность принятых решений Городского Собрания Сочи "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи"№ 89 от 14.07.2009 года и "Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества "Сочинский мусороперерабатывающий комплекс" на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010 - 2022 годы" от 29.04.2010 N 29 в части строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза, указывают, что данные нормативно -правовые акты не соответствуютряду законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16"О введении в действие санитарных правил", предусмотрено, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Оспаривая Решения Городского Собрания г. Сочи № 89 от 14.07.2009 года и № 29 от 29.04.2010, заявители полагают, что ими, по сути, произведен выбор земельного участка в части размещения полигона ТБО на который отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам для целей размещения на нем полигона ТБО.
Вместе с тем с указанные доводы заявителей не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по следующим основаниям.
Как следует, из представленных суду доказательств Решения Городского Собрания № 89 от 14.07.2009 г. и № 29 от 29.04.2010 г. приняты представительным органом в пределах компетенции, определенной ч. 10 ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Сочи.
При утверждении генерального плана городского округа города Сочи соблюдены все условия, предусмотренные ст. 24 Градостроительного кодекса РФ:
- решение Городского Собрания № 89 от 14.07.2009 г. было официально опубликовано в газете «Новости Сочи» N 113 от 23.07.2009 г.
Градостроительный план земельного участка для размещения объекта: «Строительство полигона твердых бытовых отходов в междуречье рек Буу и Хобза (включая проектно-изыскательские работы)»,представленный государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи и согласованный администрацией Краснодарского края был утвержден приказом Министра регионального развития РФ от 14.01.2009 года № 3.
Генеральный план городского округа города-курорта Сочи утвержден Решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 года № 89 (заказчик ГК «Олимпстрой»), то есть уже после утверждения Минрегионом РФ градостроительного плана земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов в междуречье р. Буу и р. Хобза.
Согласно ч. 3, 4 ст. 23 ГрК РФ генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;
2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;
3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.
Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план городского округа не обеспечивает выбор земельного участка.
Процедура выбора земельного участка для строительства предусмотрена ст. 31 Земельного кодекса РФ и предполагает под собой решение о предоставлении конкретного земельного участка.
Документы территориального планирования, в том числе генеральный план, являются основаниями для предоставления земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом РФ (п. 14 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, к числу которых отнесен полигон ТБО в междуречье р.Буу и р. Хобзы (проектные и изыскательские работы, строительство) (п. 167).
ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» определено в данной Программе в качестве ответственного исполнителя.
Полигон ТБО наряду с транспортной, инженерной инфраструктурой, инфраструктурой связи, объектами энергоснабжения и генерации, туристическими объектами, объектами здравоохранения определен Правительством РФ в качестве объекта, необходимого для развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 991 установлено, что внесенные актами Правительства Российской Федерации редакционно-технические уточнения наименований отдельных олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий не требуют внесения изменений в проектную документацию, документы территориального планирования, документацию по планировке территорий и иную документацию, утвержденную (согласованную) в установленном порядке до вступления в силу соответствующих актов Правительства Российской Федерации, в случае если указанная документация подготовлена для создания объектов (реализации мероприятий), предусмотренных настоящим Постановлением.
Таким образом, включение в генеральный план округа города Сочи мероприятия по строительству станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье р. Буу и р. Хобза продиктованы существованием указанной Программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Следовательно, утверждение генерального плана решением представительного органа - только первый этап в развитии территории муниципального образования.
Права на использование земельного участка, в том числе право возводить капитальные объекты (для чего выполнять инженерно- геологические изыскания, готовить проектную документацию, получать разрешение на строительство), возникают у правообладателя в силу ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ с момента государственной регистрации соответствующего права на земельный участок.
Ссылка заявителей на 4.3. Постановления Главного Государственного Санитарного Врача РФ от 30.04.2003 года № 80, которым размещение объекта складирования не допускается на территории во всех поясах зоны санитарной охраны курортов, несостоятельна, так как согласно п. 1.4. указанного постановления закреплено, что настоящие требования не распространяются на полигоны твердых бытовых и смешанных отходов.
Согласно п. 12. 1 ст. 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ государственная экологическая экспертиза проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе повторная, проводится при условии соответствия требованиям Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" формы и содержания материалов, представляемых заказчиком непосредственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.
Как следует из письма департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 13.10.2010 г. № 42-4132/10-10, в настоящее время на земельном участке, выделенном под строительство полигона ТБО в междуречье Буу- Хобза, проведены инженерно- геологические изыскания в целях дальнейшего проектирования объекта. Возможность строительства полигона ТБО в междуречье рек Буу- Хобза, а также допустимость экологических рисков будет оценена на стадии государственной экологической экспертизы федерального уровня на основании проектной документации по объекту, в состав которой войдут проведенные инженерно - геологические изыскания. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет на реализацию проекта.
В случае, если заключение государственной экологической экспертизы будет отрицательным, в оспариваемые решения необходимо будет внести изменения в части указания места для размещения полигона ТБО.
Таким образом, утверждение заявителей о наличии угрозы нарушения прав и законных интересов заявителей на благоприятную окружающую среду в связи с принятием Городским Собранием оспариваемых решений является несостоятельным.
Решение Городского Собрания от 29.04.2010 г. № 29 «Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город- курорт Сочи на 2010-2022 годы» не является нормативным правовым актом, следовательно не подлежит оспариванию в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ.
Данное решение не содержит общеобязательных предписаний неопределенному кругу лиц, рассчитанных на многократное применение, не затрагивает права, своды и обязанности человека и гражданина, т.е. не имеет признаков нормативного правового акта, содержащихся в ч. 3 ст. 76 Устава города Сочи.
Предметом регулирования решения Городского Собрания № 29 от 29.04.2010г. является реализация инвестиционной программы - перечня мероприятий по строительству комплекса утилизации ТБО.
Круг лиц, на который рассчитан правовой акт, это инвестор- ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» и заказчик- администрация города Сочи.
Контроль за выполнением решения возложен на администрацию города Сочи и комитет Городского Собрания по городскому хозяйству, промышленности, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" под инвестиционной программой организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры понимается определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, инвестиционная программа представляет собой план финансирования организации коммунального комплекса, а также является основанием для установления надбавки к тарифу.
Решение Городского Собрания № 29 от 29.04.2010 г. не устанавливает надбавки к тарифам, следовательно, не возлагает на граждан никаких обязанностей.
Утвержденная Решением Городского Собрания № 29 от 29.04.2010 г.инвестиционная программа также не повлекла за собой предоставление конкретного земельного участка, какие-либо проектные решения, следовательно, не повлекла нарушение каких либо санитарно-эпидемиологических норм.
При таких обстоятельствах оснований для признания Решения Городского Собрания г. Сочи № 89 от 14.07.2009 года "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи" и Решения Городского Собрания Сочи от 29.04.2010 N 29 "Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества "Сочинский мусороперерабатывающий комплекс" на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010 - 2022 годы" в части строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза противоречащим полностью или в части нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а также нарушающие права и законные интересы заявителей на благоприятную окружающую среду, не установил.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 252 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Удовенко В.А., Авакян С.Г. об оспаривании Решения Городского Собрания г. Сочи № 89 от 14.07.2009 года "Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи" и Решения Городского Собрания Сочи от 29.04.2010 N 29 "Об утверждении инвестиционной программы открытого акционерного общества "Сочинский мусороперерабатывающий комплекс" на строительство объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в муниципальном образовании город-курорт Сочи, на 2010 - 2022 годы" в части строительства станции обработки и временного хранения селективно собранных отходов (вторсырья) в междуречье рек Буу и Хобза отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено (Дата)(Дата)
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО