об оспаривании действий органа местного самоуправления



К делу № 2-3794/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи (Дата) года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.

при секретаре судебного заседания Сарибекян Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Королева Н.А. об обжаловании действий администрации г.Сочи в постановке его на очередь на получение жилья под номером 19,

УСТАНОВИЛ:

Королев Н.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным действия администрации города Сочи в постановке его на очередь под № 19 в списках «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В обоснование своих требований заявитель указал, что решением Центрального районного суда г. Сочи от (Дата)г. суд частично удовлетворил его исковые требования, заявленные к Администрации г. Сочи, восстановив его в статусе ребенка-сироты.

В настоящее время заявитель письменно уведомлен УЖКХ Администрации г.Сочи в том, что его поставили на учет по Центральному району г. Сочи в списке «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей под № 19.

В данном извещении от (Дата) г. разъяснено, что вопрос о предоставлении помещения будет рассмотрен в случае предоставления бюджетных ассигнований на обеспечение жильем граждан категории - дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей на 2011 г.

Считает, что действиями органа местного самоуправления по постановке его в очередь на получение жилья под № 19, нарушены его гражданские и жилищные права, которые он просит восстановить в судебном порядке путем признания их незаконными.

В судебном заседании Королев Н.А. заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель администрации города Сочи Невдах Т.П. просила отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что до постановки Королева Н.А. в очередь на получение жилья с (Дата) года по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в администрации города уже образовалась очередь вне очередников, квартиры которым предоставляются по мере поступления денежных средств за счет краевых бюджетных ассигнований. В указанной очереди имеется лица, которые стоят в ней ранее, чем заявитель.Квартира заявителю будет предоставлена по мере продвижения указанной очереди по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, а также государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Сочи от (Дата) года суд частично удовлетворил требования Королева Н.А. к администрации города Сочи о предоставлении жилья и восстановлении в статусе ребенка-сироты.

Суд признал Королева Н.А., (Дата) года рождения до достижения им совершеннолетнего возраста - ребенком, оставшимся без попечения единственного родителя.

Восстановил Королеву Н.А. в связи с достижением 23 летнего возраста, утраченное им право обеспечения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, после окончания его пребывания в «Николаевской специализированной (коррекционной) школе-интернат для детей сирот и оставшихся без попечения родителей» как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста для обращения в МУП г. Сочи «Квартирно-правовая служба города» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Указанное решение вступило в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как следует из ответа Управления ЖКХ и администрации города Сочи по вопросу обращения предоставления заявителю жилого помещения по договору социального найма от (Дата) года, заявителю сообщили, что он поставлен на учет с (Дата) года в списки «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» по Центральному району г. Сочи под № 19.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», Постановлением главы администрации(губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», краевой целевой программой «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, принятой Законодательным Собранием Краснодарского края 24.12.2008 года, распоряжением администрации города Сочи от 27.01.2010 года № 34-р «Об утверждении списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма» администрацией города Сочи за счет краевых бюджетных ассигнований на обеспечение жильем граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в муниципальную собственность приобретены девять квартир и утвержден список граждан-претендентов на их получение.

Вопрос о предоставлении жилого помещения Королеву Н.А. будет рассмотрен в случае предоставления бюджетных ассигнований на обеспечение жильем граждан категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на 2011 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации среди категорий граждан, которым вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма указаны дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детскихдомах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Решением суда от (Дата) года Королев Н.А., (Дата) года рождения до достижения им совершеннолетнего возраста признан ребенком, оставшимся без попечения единственного родителя.

Следовательно, Королев Н.А. относится к категории лиц, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

В Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 разъяснено, что при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Таким образом, действия администрации города Сочи в постановке Королева Н.А. в очередь под № 19 в списки «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и предоставление ему жилого помещения по мере продвижения очереди других очередников равной категории, вставших на нее ранее, являются незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Королева Н.А. об обжаловании действий администрации г. Сочи в постановке его на очередь на получение жилья под номером 19- удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации г. Сочи в постановке Королева Н.А. на очередь под №19 в списках «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Мотивированное решение изготовлено (Дата)(Дата)

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

-32300: transport error - HTTP status code was not 200