К делу №2- 473
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года
Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.
при секретаре Чуриловой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Филатова И.С. об оспаривании решения, действия органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке ст.254-255 ГПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Филатов И.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения, действия органов государственной власти, органов местного самоуправления. Свои требования обосновывает тем, что решением (письмом № от ДД.ММ.ГГГГ) Администрацией города Сочи отказано в удовлетворении его заявления, удостоверенного нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Свое решение Администрация основывает на сообщении Министерства регионального развития РФ, которое рассматривало его заявление о предоставлении квартиры.
В результате нарушено его право гражданина, уволенного с военной службы, на получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности.
В период с ДД.ММ.ГГГГ он служил в системе Комитета государственной безопасности СССР. В результате перевода по службе из Российской Федерации он оказался в Молдавской ССР.В ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом Молдавской ССР из состава СССР и ликвидацией КГБ Молдавской ССР, он подал рапорт об увольнении со службы и в том же году был уволен по ст. 59 п. «а» (по возрасту). Календарная выслуга составила <данные изъяты>.При увольнении им было принято решение о возвращении вместе с семьей на постоянное жительство в Российскую Федерацию по месту жительства близких родственников его жены в г. Сочи, Краснодарского края.На основании действовавшего в тот период законодательства его документы на оформление пенсии военнослужащего были направлены в УКГБ (сейчас УФСБ) по Краснодарскому краю, где ему была назначена пенсия, которую он получает до настоящего времени. Одновременно в тот же период, как военнослужащий, имеющий календарную выслугу боле <данные изъяты>, в установленном порядке он подал документы в Квартирно-правовую службу Хостинского района г. Сочи о постановке на квартирный учет. Постановлением администрации Хостинского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № его семья в составе 4-х человек (он - Филатов И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена - Филатова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Филатова О.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - Филатов В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения) были включены в список граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по Хостинскому району г. Сочи.На момент постановки на квартирный учет он и все члены его семьи считались гражданами бывшего СССР. Он, жена и сын проживали в г. Кишиневе, а дочь Ольга училась на 1 курсе дневного отделения Сочинского института курортного дела и туризма и соответственно проживала в г. Сочи.
Являясь пенсионером УФСБ по Краснодарскому краю, он в ДД.ММ.ГГГГ оформил российское гражданство. Позднее такое же гражданство получили его жена и сын, а дочь Ольга, вернувшаяся в Республику Молдова, приняла по сложившимся обстоятельствам молдавское гражданство.
В ДД.ММ.ГГГГ. Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи письменно уведомил его о возможности предоставления его семье жилья в г. Краснодаре и предложил представить дополнительные документы по списку. Он прибыл с документами в г. Сочи, где работник квартирно-правовой службы Хостинского района объяснил ему, что получить жилье в г. Сочи в ближайшие годы будет невозможно, однако существует федеральная подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в рамках которой бывшим военнослужащим, состоящим на очереди в г. Сочи, предоставляется жилье, приобретенное Минрегионразвития в г. Краснодаре. При этом жилье предоставляется сразу в собственность по нормам, учитывающим состав семьи на день постановки на жилищный учет, то есть для его семьи - ДД.ММ.ГГГГ
Он согласился с предложением участвовать в подпрограмме. Тогда же ему в порядке перерегистрации вручили письменное уведомление о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в котором указали состав семьи 4 человека.
Представленные им документы, в том числе ксерокопия молдавского паспорта его дочери, каких-либо вопросов не вызвали.
Из этих и ранее представленных документов было сформировано учетное дело №, которое работник квартирно-правовой службы предложил ему отвезти для проверки в г. Краснодар в Управление по работе с военнослужащими и допризывной молодежью.
В Краснодаре работник Управления проверил все документы, находящиеся в учетном деле. Он заметил наличие молдавского гражданства у его дочери, уточнил у него это обстоятельство, но каких-либо комментариев с его стороны не последовало. Сказал, что на его семью из 4-х человек положено <данные изъяты> кв.м. площади, однако почти все квартиры уже распределены, из числа оставшихся может предложить посмотреть квартиру <адрес>. Ее площадь <данные изъяты> кв.м., то есть меньше на <данные изъяты> кв.м., чем положено по норме для его семьи, но если ему подходит эта квартира, то может начать ее оформление в Администрации г. Сочи.
Он согласился на предложенную квартиру и после ее осмотра оформил в квартирно-правовой службе Хостинского района г. Сочи по установленной форме заявление о предоставлении квартиры. Один из экземпляров заявления, как ему объяснили, затем был направлен в Минрегионразвития.
ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Сочи письмом № от ДД.ММ.ГГГГ уведомило его, что Минрегионразвития своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказало в предоставлении выделенной квартиры. Из уведомления следует, что причиной отказа является наличие иностранного гражданства у одного из членов его семьи (дочери), в результате чего жилое помещение может быть предоставлено по нормам предоставления жилого помещения без учета этого члена семьи. Ему предложено представить документы, подтверждающие наличие у дочери гражданства Российской Федерации или переоформить заявление на предоставление жилого помещения меньшей площади на состав семьи 3 человека.
Таким образом, действиями ответчиков ему были созданы препятствия в получении выделенной квартиры, а предоставление другого жилого помещения отодвинуто на неопределенное время, так по информации Управления по работе с военнослужащими и допризывной молодежью все обретенные Минрегионразвития в г. Краснодаре квартиры распределены.
Считает действия ответчиков неправомерными по следующим основаниям: его дочь, как член семьи, была поставлена на учет на основании Постановления Администрации Хостинского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № согласно действующих на тот момент правил обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями. Данное Постановление не отменено и не изменено. ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Сочи в лице квартирно-правовой службы Хостинского района произвела перерегистрацию принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав состав семьи 4 человека, включая дочь, имеющую иностранное гражданство.
В нормативных актах, связанных с социальными гарантиями и компенсациями для членов семьи военнослужащих, отсутствуют ограничения по признаку иностранного гражданства. В частности, нет таких ограничений в Федеральном законе от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (пункт 5 статьи 2); в утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. .., нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства» и других нормативных актах, приложенных к настоящему исковому заявлению.
Пункт 31 утвержденных Постановлением Правительства от 06.09.1998 г. № 1054 Правил предписывает при определении размера предоставляемого жилья учитывать состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на основании выписки из личного дела о составе семьи. Все необходимые документы о составе семьи имеются в его учетном деле №.
В утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Правилах реализации подпрограммы обязательность Российского гражданства для участия в подпрограмме установлена только для граждан - участников подпрограммы, перечисленных в пункте 5 этих Правил.
Он является гражданином Российской Федерации и, как бывший военнослужащий, отвечает всем признакам участника подпрограммы, указанным в подпунктах а), г) пункта 5 Правил.
В Правилах имеется понятие членов семьи гражданина -участника подпрограммы, под которыми признаются постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители (пункт 17). Однако в них отсутствует конкретное указание, что эти Правила не распространяются на тех членов семьи участника подпрограммы, которые имеют иностранное гражданство.
В связи с неурегулированностью в законодательстве вопроса о гражданстве членов семьи бывших военнослужащих при предоставлении в собственность бесплатно жилого помещения, ответчики необоснованно восполняют этот пробел за счет применения аналогии с нормами Жилищного кодекса, Закона «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», Закона «О статусе военнослужащих».
Просит признать действия Администрации города Сочи и Минрегионразвития РФ в части не включения его дочери в качестве члена семьи неправомерными, обязав устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Представитель Администрации гор.Сочи просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку Согласно постановлению Правительства РФ от 24.09.2010 г. № 760 «О предоставлении в 2010 г. гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности» Министерство регионального развития является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2010 г. гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, приобретенных за счет федерального бюджета. Администрация гор.Сочи только формирует пакет документов, но решение о предоставлении жилой площади не решает.
Представитель Министерства регионального развития РФ Департамента жилищной политики в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, их доводы, суд в удовлетворении заявления отказывает по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Филатов И.С. постановлением Администрации Хостинского района гор.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № был включен в список граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Хостинскому району гор.Сочи с составом семьи четыре человека: он, жена и двое детей. На тот период времени все члены семьи Филатова И.С. являлись гражданами бывшего СССР и имели паспорта гражданина СССР.
Введенный Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» разграничивает формы предоставления бывшим военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений за счет средств федерального бюджета, а именно по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу п.6 Правил предоставления гражданам, уволенных с военной службы жилых помещениях, находящихся в Федеральной собственности, жилые помещения, находящиеся в Федеральной собственности могут предоставляться гражданам по их выбору: а) в собственность бесплатно - на основании решения Министерства регионального развития РФ; по договору социального найма - органом местного самоуправления после передачи в порядке, установленным федеральным законом, жилых помещений из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи письменно уведомил Филатова И.С. о возможности предоставления его семье жилья в г. Краснодаре. При этом жилье предоставляется сразу в собственность. Он согласился с предложением участвовать в подпрограмме, подал все необходимые документы, которые были направлены в г. Краснодар в Управление по работе с военнослужащими и допризывной молодежью.
Там ему была предложена квартира <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м., он согласился на предложенную квартиру и после ее осмотра оформил в квартирно-правовой службе Хостинского района г. Сочи по установленной форме заявление о предоставлении квартиры. Один из экземпляров заявления был направлен в Минрегионразвития, в чью компетенцию входит ее предоставление.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Министерство регионального развития отказало Филатову И.С. в предоставлении выделенной квартиры (л.д.11).
Из уведомления следует, что причиной отказа является наличие иностранного гражданства у одного из членов семьи (дочери) Филатова И.С., в результате чего жилое помещение может быть предоставлено по нормам предоставления жилого помещения без учета этого члена семьи. Ему предложено представить документы, подтверждающие наличие у дочери гражданства Российской Федерации или переоформить заявление на предоставление жилого помещения меньшей площади на состав семьи 3 человека.
Суд считает данный отказ обоснованным исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что Филатов И.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (в улучшении жилищных условий) в администрации Хостинского района г. Сочи Краснодарского края составом семьи 4 человека, в числе которых дочь, имеющая гражданство Республики Молдова. Заявитель претендует на получение в собственность жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
При решении вопроса о гражданстве членов семьи граждан, уволенных с военной службы, имеющих право быть учтенными в составе семьи для расчета размера социальной выплаты при обеспечении данных граждан жилыми помещениями путем предоставления государственных жилищных сертификатов, а также для приобретения за счет средств федерального бюджета жилого помещения в собственность либо по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», необходимо учитывать следующее.
Частью 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение по договорам социального найма может быть предоставлено иностранным гражданам, если это предусмотрено международным договором. Такие международные договоры заключены Российской Федерацией с Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Таким образом, гражданам иных государств жилое помещение по договору социального найма в Российской Федерации предоставлено быть не может.
Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» также: предусматривает ограничение прав иностранцев: право на приватизацию жилых помещений в государственном (в т.ч. ведомственном) и муниципальном жилищных фондах принадлежит только гражданам Российской Федерации (статьи 1 и 2).
Ценз гражданства установлен и как условие получения государственной жилищной субсидии (социальной выплаты) (абзаце 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 760 «О предоставлении в 2010 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся вфедеральной собственности» жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую собственность всех членов семьи гражданина, уволенного с военной службы, учитывая позицию законодателя, исключающего бесплатную передачу в собственность иностранным гражданам жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов, а также положения части 5 статьи 49 ЖК РФ, предоставление жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, с учетом членов семьи -иностранных граждан также исключается.
Следовательно, жилое помещение может быть предоставлено по нормам предоставления жилого помещения без учета члена семьи (дочери), имеющего иностранное гражданство.
Таким образом, суд считает действия и решения Министерства регионального развития законными и оснований для удовлетворения заявления Филатова И.С. о включении для получения квартиры в состав семьи дочери - гражданки Республика Молдова не имеется.
Что касается оспаривания действий и решений Администрации гор.Сочи, то в силу закона Администрация гор.Сочи не вправе распределять в собственность квартиры, являющиеся федеральной собственностью, письмо Администрации гор.Сочи носит дублирующий характер, поэтому считать действия Администрации гор.Сочи незаконными у суда нет оснований.
По мнению Филатова И.С., выделенная ему в г. Краснодаре квартира по своей площади <данные изъяты> кв.м. может быть предоставлена семье из 3-х человек. Однако с заявлением о предоставлении указанной квартиры на состав семьи три человека он не обращался, и ему Министерством регионального развития Департамента жилищной политики в этом не отказано. Напротив, ему разъяснено право предоставить документы на состав семьи три человека, без учета члена семьи (дочери), имеющего иностранное гражданство.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении заявления Филатова И.С. об оспаривании решения, действия органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке ст.254-255 ГПК РФ - Администрации города Сочи и Министерства регионального развития Российской Федерации, отказавшими в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. на состав семьи четыре человека и включении в состав семьи дочери - гражданки Республика Молдова, устранении в полном объеме нарушения его прав - отказать.
Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 11 февраля 2011 года.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.
Судья - А.И. Афонькина