к делу № 2-263\2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Сухорукова С.В., Кислица А.С. к администрации города Сочи об оспаривании действия органа местного самоуправления, определении вида разрешенного использования земельного участка и жилого строения,
УСТАНОВИЛ:
Сухоруков С.В. и Кислица А.С. обратились в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением о признании действий администрации города Сочи по отказу им в изменении вида разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем строения на другой вид такого использования незаконными; определении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка, расположенного в садоводческом товариществе <адрес>; определении вида разрешенного использования принадлежащего им жилого строения без права регистрации с «жилого строения без права регистрации» на «общественно-административное здание»; обязании территориальный отдел по городу-курорту Сочи Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости но Краснодарскому краю и Сочинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая начата» по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании принадлежащего им данного земельного участка; обязании филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю внести соответствующего изменения в инвентарное дело; обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр изменения в записи о правах на находящийся в собственности истцов жилого строения без права регистрации с переменой статуса строения на «общественно-административное здание», и земельный участок, связанные с переменой статуса земельного участка на «размещение общественно-административного здания», которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, и выдаче свидетельства о государственной регистрации права на указанные общественно-административное здание и земельный участок с внесенными в них изменениями.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками по 1\2 доли земельного участка площадью 522 кв.м, расположенного в садоводческом товариществе <адрес> относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства на основании договора и расположенного на нем жилого строения без права регистрации общей площадью 1920 кв.м, этажность 5. Земли территории в районе <адрес>, указывают истцы, фактически стали жилым микрорайоном, в котором располагаются как жилые, так и административные здания, в связи с чем, для рационального использования указанного земельного участка и расположенного на нем строения они приняли решение изменить целевое назначение строения под административное здание. Для этого стало необходимым изменить вид разрешенного использования принадлежащего им земельного участка с «садоводства» на «размещение общественного административного здания».
В августе 2010 года они обратились в администрацию города Сочи с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего нам земельного участка и существующего на нем строения. Администрация города в лице управления архитектуры и градостроительства своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ на их заявление фактически отказала в изменении вида разрешенного использования, по тем основаниям, что градостроительным регламентом зоны Ж4 вид разрешенного использования - «размещение общественного административного здания» не предусмотрен. Считают, что отказ в изменении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка и существующего на нем строения с «садоводства» на «размещение общественного административного здания» со стороны органа местного самоуправления незаконный, нарушает их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель истцов, по доверенности Карпович В.Г., исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации города Сочи, по доверенности Шелест Н.В., в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении требований просила отказать.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в назначенное судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
В назначенное судбеное заседание не явился представитель третьего лица - Сочинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сухоруков С.В. и Кислица А.С. являются собственниками по 1\2 доли земельного участка, кадастровый номер №, площадью 522 кв.м, расположенного в садоводческом товариществе <адрес>, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ и №, а также расположенного на данном земельном участке жилого строения, кадастровый номер №, без права регистрации, общей площадью 1920 кв.м, этажность 5, на основании свидетельств о государственной регистрации нрава от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
В августе 2010 года истцы обратились в администрацию города Сочи с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка и существующего на нем строения.
Администрация города в лице управления архитектуры и градостроительства своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ № на представленное истцами заявление фактически отказала им в изменении вида разрешенного использования, по тем основаниям, что градостроительным регламентом зоны Ж4 вид разрешенного использования - «размещение общественного административного здания» не предусмотрен.
Конституция РФ каждому гарантирует право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч.1 ст.36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (ч.3 ст.36).
В силу ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, согласно ст.129 Гражданского кодекса РФ, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законных интересов других лиц.
Статьей 43 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 263 Гражданского кодекса РФ также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Эти права, согласно п.2 ст.260 Гражданского кодекса РФ, осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В материалах дела имеется заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого пятиэтажное (включая мансардный этаж) строение с подвалом литер «А» с кадастровым номером №, с помещениями общей площадью 1920 кв.м, расположенное на земельном участке площадью 522 кв.м, с кадастровым номером №, в садоводческом товариществе <адрес>, а также находящиеся на нем помещения, соответствуют требованиям СНиП2.09.04-87* «Административные и бытовые здания», СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», предъявляемым к нежилым - административным зданиям.
Указанное строение соответствует требованиям СНиП П-7-81* «Строительство в сейсмических районах», а также требованиям СНКК 22-301-2000 «Строительство в сейсмических районах Краснодарского края», оно не грозит обрушением, следовательно, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, эксплуатирующим строением, а также иным гражданам.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установленные с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель: органами местного самоуправления осуществляются управлении и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что указанный земельный участок с кадастровым номером 23:49:02 05 032:0210 относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Земли указанные в п.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого, устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, поскольку принадлежащий истцам земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, то он не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения, следовательно, содержащиеся в отказе доводы органа местного самоуправления в данной части не обоснованы.
Согласно ст.35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных и пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Таким образом, ч.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ позволяет размещать в жилых зонах территории, предназначенные для ведения садоводства, и допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения.
При этом, одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс РФ и иные акты земельного законодательства, в силу п.п.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними строений.
Пунктом 3 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства па другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст.4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В соответствии с Положением о проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город-курорт Сочи, утвержденным Решением Городского собрания Сочи от 25.07.2006 года № 3234, в редакции от 27.05.2008 года № 126, для решения вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства Глава города Сочи должен дать поручение на проведение публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. На основании рекомендаций Глава города Сочи в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение: о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, при данных обстоятельствах, суд не может признать обоснованным отказ органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования принадлежащего Сухорукову С.В. и Кислица А.С. земельного участка и существующего на нем строения, в связи с чем удовлетворяет заявленные требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сухорукова С.В., Кислица А.С. к администрации города Сочи об оспаривании действия органа местного самоуправления, определении вида разрешенного использования земельного участка и жилого строения - удовлетворить.
Признать действия администрации города Сочи по отказу Сухорукову С.В. и Кислицы А.С. в изменении вида разрешенного использования земельного участка и расположенного на нем строения на другой вид такого использования необоснованными.
Определить вид разрешенного использования принадлежащего Сухорукову С.В. и Кислице А.С. земельного участка площадью 522 кв.м, кадастровый номер №, расположенного в садоводческом товариществе <адрес> относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с «садоводство» на «размещение общественно-административного здания».
Определить вид разрешенного использования принадлежащего Сухорукову С.В. и Кислице А.С. жилого строения без права регистрации, кадастровый номер №, общей площадью 1920 кв.м, расположенного в садоводческом товариществе <адрес> с «жилого строения без права регистрации» на «общественно-административное здание».
Обязать территориальный отдел по городу-курорту Сочи Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости но Краснодарскому краю и Сочинский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании принадлежащего Сухорукову С.В. и Кислице А.С. земельною участка площадью 522 кв.м, кадастровый номер №, расположенного в садоводческом товариществе <адрес>, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, указав разрешенное использование - «размещение общественною - административною здания».
Обязать Сочинское отделение филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в инвентарное дело принадлежащего Сухорукову С.В. и Кислице А.С. жилого строения без права регистрации кадастровый номер №, общей площадью 1920 кв.м, расположенный в садоводческом товариществе <адрес> связанные с переменой статуса указанного строения на «общественно-административное здание».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарском краю Центральный отдел города Сочи внести в Единый государственный реестр изменения в записи о правах на находящийся в собственности Сухорукова С.В. и Кислицы А.С. жилого строения без права регистрации кадастровый номер № обшей площадью 1920 кв.м, расположенного в садоводческом товариществе <адрес>, связанные с переменой статуса указанного строения на «общественно-административное здание», и земельный участок площадью 522 кв.м, кадастровый номер № расположенного в садоводческом товариществе <адрес>, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, связанные с переменой статуса указанного земельного участка на «размещение общественно-административного здания», которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, и выдать Сухорукову С.В. и Кислице А.С. свидетельства о государственной регистрации права на указанные общественно-административное здание и земельный участок с внесенными в них изменениями.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов