иск Кугуевой О.П. к Администрации г. Сочи о предоставлении жилой площади



К делу №2- 511/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

при секретаре Чуриловой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кугуевой О.П. к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилой площади

УСТАНОВИЛ :

Кугуева О.П. обратилась в суд с иском к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновывает тем, что зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, нанимателем которой является Кугуев П.П. Кроме нее в квартире зарегистрировано 6 человек. Квартира состоит из одной комнаты, жилой площадью 12,1 кв.м., общая площадь - 22,9 кв.м.

Строение, в котором расположена квартира, представляет собой деревянный барак - 1933 года постройки. Износ дома - 73 %.

Заключением межведомственной комиссии Центрального района гор.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ жилой барак № по <адрес> в установленном порядке признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Распоряжением главы гор.Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Признание барака непригодным для проживания и подлежащим сносу влечет расселение жильцов в рамках подпрограммы «Переселение граждан России из ветхого и аварийного жилищного фонда» - федеральной программы «Жилище» и в данном случае постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживал.

Представитель Администрации города Сочи возражает против удовлетворения исковых требований, при этом ссылается на то, что поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое помещение должно быть равнозначным по общей площади. Таким образом, при отселении жилое помещение должно предоставляться всем проживающим в сносимом помещении гражданам, а не каждому в отдельности. В квартире зарегистрировано 7 человек, а жилую площадь просит предоставить один из членов семьи на состав 1 человек, что нельзя признать законным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Кугуева О.П. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес> в <адрес>, нанимателем которой является Кугуев П.П. В квартире зарегистрировано 7 человек. Квартира состоит из одной комнаты, жилой площадью 12,1 кв.м., общая площадь - 22,9 кв.м.(л.д.7-8).

Заключением межведомственной комиссии Центрального района гор.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания.

Распоряжением главы гор.Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии по признанию жилого дома <адрес> непригодным для проживания (л.д.9).

Гражданка Кугуева О.П. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущей в установленном порядке не признана.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данный закон устанавливает основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки.

В силу статьи 4 Федерального закона, Фонд рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также- заявка); принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок; осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов; осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В соответствии со статьей 14 Закона, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу настоящего Федерального закона; наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Статьей 19 Закона предусмотрено, что рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.

Администрацией города Сочи составлен перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на территории города Сочи, куда входит <адрес>.

Вышеуказанный список направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края для включения в заявку Краснодарского края в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление в 2010 году финансовой поддержки для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Оспариваемое заявителями законоположение, как гарантирующее гражданам, переселяемым в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в статьях 86 -88 Жилищного кодекса Российской Федерации, определенные условия проживания, направлено на обеспечение защиты их интересов, носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права истицы, указанные в исковом заявлении.

Аналогичную позицию высказал Конституционный Суд Российской Федерации и в определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1367-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слобожанинова С.В. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В развитии конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации также в своих судебных актах сформировал позицию по применению статей 86, 89 ЖК РФ, заключающуюся в том, что согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Кроме этого, истица просит предоставить ей на состав семьи один человек однокомнатную квартиру по социальным нормам в Центральном районе г.Сочи по договору социального найма.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. По данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П, дал следующие разъяснения: «Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Истица и ее представитель считают, что администрация города Сочи обязана предоставлять каждому члену семьи или зарегистрированному в указанной квартире благоустроенное жилое помещение по социальным нормам, тогда как согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома (либо признании его непригодным для проживания), то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации выражена в определениях от 9 февраля 2010 года № 83-В09-11 и от 28 июля 2009 года № 2-В09-3.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень общих оснований для предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, этот перечень распространяется лишь на лиц, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, предусмотренных этим Кодексом.

Возможность обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в ином порядке прямо предусмотрена в п. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в силу ч.3 ст.89 ЖК РФ жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении. Таким образом, по смыслу ст.89 ЖК РФ следует, что выселение должна производить Администрация гор.Сочи, то есть собственник признанного непригодным для проживания жилого помещения.

Администрация города Сочи такого жилого помещения для выселения истицы не предоставила.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Кугуевой О.П. к Администрации гор.Сочи о предоставлении жилой площади на состав семьи один человек в виде однокомнатной квартиры в соответствии с социальными и жилищными нормами - отказать.

Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 07 марта 2011 года.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме.

Судья - А.И. Афонькина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200